Светлана Наськина
Индивидуальный образовательный маршрут по музыке
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный образовательный маршрут.
Социально экономические изменения, происходящие в стране, развитие национальной системы образования в направлении демократизации и гуманизации, объясняют необходимость поиска путей совершенствования подходов к организации, содержанию педагогической работы с детьми. Изменение подходов к образованию детей направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является инклюзивное образование, которое обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего индивидуального образовательного маршрута для любого ребёнка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут по музыке» размещена в разделах
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифферинцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, родителей в процессе включения ребёнка в образовательный процесс.
Индивидуально-образовательный маршрут в современном образовании одновременно и определённое, и чрезвычайно высокое понятие, возникнувшее как результат практической деятельности образовательных учреждений, ориентированных на принципы обеспечения индивидуальных запросов обучающихся в образовательных процессах.
В исследовании И. А. Галацковой определены и охарактеризованы четыре вида вариативных образовательных маршрута :
1)с опережающими темпами развития;
2)с ослабленным здоровьем
(соматическая ослабленность, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность);
3)с низкой учебной мотивацией;
4)одарённых детей со специальными способностями (повышенная эмоциональность, недостаточный уровень саморегуляции, трудности в общении).
При проектировании индивидуального образовательного маршрута педагоги ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные возможности и потребности воспитанника. Маршрут создаётся с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей.
При разработке индивидуального образовательного образовательного маршрута специалисты руководствуются рядом принципов (Т. В. Волосовец, Т. Н. Гусева, Л. М. Шипицина и др.) :
- принцип опоры на обучаемость ребёнка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.
- принцип соблюдения интересов ребёнка. Л. М. Шипицина называет его «на стороне ребёнка».Специалист системы сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребёнка.
- принцип отказа от усреднённого нормирования, т. е. избегания прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребёнка.
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.
- принцип непрерывности, когда ребёнку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
- принцип мультидисциплинарности. Эффективность помощи ребёнку зависит от кооперации действий различных специалистов, владеющих различным предметным, профессиональным видением тех или иных аспектов индивидуального развития ребёнка.
В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребёнка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объём и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии,учебно-методические материалы.
Индивидуальный образовательный маршрут
Образовательная область «Музыка»
Фамилия, имя ребенка ___
Группа___
Цель маршрута : Развитие музыкальных способностей
Задача: Раскрыть максимальный потенциал личности ребенка
Периодичность ООД: ___
Длительность:___
Проблема Решение
1. Восприятие музыки 1. Не сформирован навык культуры слушания музыки, музыкальная память
2. Ограниченный словарный запас
3. Не сформировано умение замечать средства музыкальной выразительности (тихо, громко, медленно, быстро)
4. Не развита способность различать звуки по высоте 1. Использование ИКТ, художественных иллюстраций, художественного слова
2. Пополнение словарного запаса, чтение стихов, рассказов, сказок
3. Музыкально-дидактические игры на определение динамики, темпа, ритма, диатонического слуха
4. Музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного слуха
2. Певческая деятельность 1. Не правильно передает мелодический рисунок песни
2. Слабый артикуляционный аппарат
3. Неправильно пользуется дыханием
4. Не развит навык пения с сопровождением и без. 1. Музыкально-дидактические игры на определение настроения
2. Артикул. гимнастика, упражнения для языка
3. Дыхательная гимнастика
4. Упражнения на развитие слуха и голоса
3. Музыкально-ритмичеякая деятельноясть 1. Выполняет движения не ритмично, не слышит ритм.
2. Несогласованность движений с музыкой.
3. Не ориентируется в пространстве.
1. Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма.
2. Музыкально-ритмические упражнения,
3. Игры на развитие ориентировки в пространстве
4. Музыкально-инструментальная деятельность 1. Не владеет навыками игры на д. м. и.
2. Не достаточно развито чувство ритма
3. Слабо проявляет интерес к музицированию 1. Игры-упражнения
2. Развитие коммуникативных качеств через игры, упражнения с музыкальными инструментами