Ахмедова
Индивидуальный маршрут сопровождения развития для одаренного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка.
«Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
К. К. Платонов
«Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии».
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность - это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится:
своеобразие ощущений,
восприятия,
мышления,
памяти,
воображения,
особенности интересов,
склонностей,
способностей,
темперамента,
характера личности.
Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида.
Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни.
2. Актуальность проблемы.
Данный «маршрут» помогает решить одну из актуальных задач - индивидуальный подход и помощь ребенку, развитие индивидуальных способностей, для проявления личности. Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.
Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка. В каждом творческом коллективе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе образовательного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на занятиях. Первостепенной задачей педагога становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере. В моей группе есть воспитанница Даша, которая уже на первом году посещения детского сада привлекла моё внимание. Для девочки, имеющих склонность к математике, программа её возрастной группы оказывается слишком легкой, а знания по ней усвоены глубоко и прочно. Она быстрее всех схватывает новый материал, задает много вопросов, проявляет интерес к окружающему. Девочка знает больше, чем её сверстники в области познания - математика, отвечает на вопросы раньше, чем её сверстники. С таким ребенком интересно общаться.
3. Личностный портрет.
Дашу отличает высокий уровень развития произвольных психических процессов - отличная память, богатое воспроизводящее воображение, высокий уровень произвольного внимания. Ребенок умеет в соответствии с возрастными требованиями анализировать и классифицировать объекты. Девочка отличается высоким стремлением к лидерству. У ребенка достаточно ярко выражена пластичность, что проявляется в умении быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Даша очень ответственно подходит к выполнению всех заданий.
Даша проявляет высокие навыки в работе по ориентированию в пространстве, на листе бумаги. Очень уверенно чувствует себя в работе с геометрическими фигурами. Высокая способность к анализу и синтезу, что помогает ей в работе с заданиями на логику.
4. Результаты мониторинга.
По результатам мониторинга на начало учебного года Даша продемонстрировала очень высокий уровень математических представлений в соответствии с возрастными требованиями для детей 4-5 лет. Она опережает программу по всем разделам: образовательной области «Познавательное развитие - математика». Даша считает в пределах 10. Сравнивает числа в пределах 10, используя знаки сравнения. Складывает и вычитает числа в пределах 10. Хорошо считает устно и быстро решает примеры.
ФИО ребенка - Никифорова Даша.
Возраст - 4 года.
Вид одаренности - интеллектуальная.
Склонности - заинтересованность в математических играх.
Формы работы - индивидуальные занятия.
Партнеры - воспитатели группы Ахмедова Л. К.
Правилова Ф. М
Мама девочки - Никифорова Татьяна Васильевна.
Папа девочки - Никифоров Роман Сергеевич.
Цель разработки индивидуального маршрута:
Создание условий для математического развития ребенка, проявляющего интерес к математическим операциям, На математическом материале повысить качество выполняемых заданий по инструкции, освоить выполнение упражнений с опорой на алгоритм.
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес ребенка к математике и желание творчески применять полученные знания.
Задачи:
Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.
Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки.
Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.
Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
Развивать способности к логическим действиям и операциям.
Индивидуальный маршрут предназначен для работы с Никифоровой Дарьей - 4 лет, рассчитан на 1 год обучения:
Индивидуальный маршрут предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность деятельности: - 15 мин.
Общее количество занятий в год – 36.
Место проведения: вторая младшая группа №2 «Гуси-лебеди»
Формы работы с родителями
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе.
В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:
1. Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
2. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
3. Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
4. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.
Формы работы:
Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
Совместное составление ин6дивидуального плана или программы развития ребенка.
Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
Совместные проекты исследовательской деятельности детей.
План работы с Димой на 2024-2025 уч. год.
П / н занятия Тема. Цель. Формы и методы работы
Сентябрь
1. «Добро пожаловать математику»
Цель: вызвать интерес к математике, желание узнать новое.
Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.
2. «Цифры заблудились»
Цель: расставить цифры по порядку.
Учить называть цифры по порядку Игра «Назови соседа»
Д/и «Какой цифры не стало?»
3. «Геометрические фигуры»
Цель: закрепить представление о геометрических фигурах, представление о многоугольнике.
Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Составление символических изображений животных из геометрических фигур. Д/и «Подбери фигуры по цвету, размеру и форме»,
«Найди лишнюю фигуру»,
Игры: «Танграм», «Пифагор».
4. «Решение логических задач»
Цель: Развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) Кубики Никитина,
Блоки Дьенеша,
«Волшебный круг».
Октябрь
5. «Ориентировка в пространстве»
Цель: учить различать правую и левую руку, раскладывать и считать счётный материал правой рукой слева направо.
Учить обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу.
Учить двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперёд, назад.
Д/и: «Расположи фигуры на листе»
«Справа как слева»
«Кто быстрее пройдёт свой лабиринт»
«Где расположено?».
6. «Количество и счет»
Цель: совершенствование умения считать в пределах 5, назывании числа по порядку, согласовании числительных с существительными в роде, числе, падеже. Д/и «Найди свой домик»,
Игра «Отсчитай столько же»,
Игра «Чего не стало?»,
7. «Залатай коврик. Найди похожие предметы».
Цель: развивать восприятие формы, рисунка, умение концентрировать внимание. Учить устанавливать закономерность.
Д/и «Подбери заплатку»
Игра «Сделай коврик цветным»
8. «Геометрическая мозаика»
Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие внимания и воображения.
Д/и «Разложи по коробкам»
Игра «Геометрическое лото»
Д/и «Составь из палочек»
Ноябрь
9. «Веселые палочки»
Цель: научить детей складывать предметы из счетных палочек. Д/ Д/и «Сложи длинную и короткую дорожки»
10. «Блоки Дьенеша».
Цель: развитие способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке, умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами. Игра «Где живут блоки»
11. «Кубики Никитина»
Цель: развитие произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, форсированности сенсорных эталонов цвета, восприятия величины и формы, пространственного ориентирования и комбинаторных способностей.
Игра «Составь узор» моделирование из кубиков по заданным схемам.
12. «Цвет, форма».
Цель: выявление простейших представлений у ребенка, умение различать предметы по цвету, форме расположению.
Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра: «Составим узор».
(Используя кубики Никитина).
Декабрь
13. «Размер».
Цель: Уточнить имеющихся у девочки представлений о размере, цвете, и числе предметов.
Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. Игра – аппликация: «Красивые флажки».
(Используя мозаику).
14. «Круг, квадрат, прямоугольник».
Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. «Собери фигуру» Игры с цветными палочками.
15. Игры – путешествие во времени.
Цель: закрепить знания детей о днях недели. Игра: «Что сначала, что потом».
16. «Сравнение предметов и групп предметов»
Цель: формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер и др. Выделение признаков сходства и различия. Игра «Весёлые фигуры».
Январь
17. «Решение логических задач»
Цель: Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Д/и «В гости к смешарикам».
18. «Счет в пределах пяти»
Цель: Упражнять в счете в пределах пяти: учить соотносить числительное с существительным;
находить заданные фигуры. Игра «Весёлый счёт».
19. «Веселые палочки».
Цели: учить работать с палочками; развитие воображения.
Учить понимать смысл задачи и выполнять ее самостоятельно. Д/ игра «Сделай фигуру».
20. «Мозаика - моя любимая игра»
Цель: Ориентировка на плоскости, закрепление знаний о цвете и геометрических фигурах Д/и «Составь узор»
Февраль.
21. «Математическое домино»
Цель: развивать умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность. Математическое домино
22. «Самый внимательный. Выложи по образцу».
Цель: развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление. Игра: «Сложи кубики так, чтобы получился орнамент»
23. «Выбери нужный предмет»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление. Д/и «Найди похожие кубики»
24. «Найди лишний предмет»
Цель: развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление. Д/и «4-й лишний»
Электронные игры.
Март.
25. «Найди спрятанную игрушку»
Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. находить спрятанную игрушку.
Д/ игра «Спрячем и найдем».
26. «Где находится предмет?»
Цель: развивать умение определять расположение предмета в пространстве. Д/игра «Ищи и находи».
27. «Задачи-шутки. Найди похожие кораблики.»
Цель: упражнять в решении задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание. Задачи-шутки.
Д/и «Найди два одинаковых предмета»
28. «Обведи дорожки»
Цель: закрепить пространственные отношения: впереди - сзади. Лабиринты.
Апрель.
29.
«Живая неделя»
Цель: закреплять названия дней недели и их последовательность, уточнять и закреплять представления детей о прошлом, настоящем, будущем. Компьютерная игра «Дни недели»
Логическая игра «Магазин игрушек»
«Живая неделя»
30. «Волшебные пазлы»
Цель: ознакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6 – 8 частей. Игра «Составь картинку»
31. «Левая и правая рука»
Цель: закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Игра «Справа как слева».
32. «Геометрическое лото».
Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предмету по геометрическому образцу. Д/и «Геометрическое лото».
Май.
33. «12 месяцев»
Цель: знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь»
Компьютерная игра «12 месяцев»
«Что такое календарь»
34. «Рисование фигур по точкам»
Цель: развивать графические навыки детей. Закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
Игра «Картина»
35. «Волшебные фигуры»
Цель: учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе. Игра «Кошкин дом»
36. «В мире математики»
Цель: диагностика знаний полученных за год по образовательной области познание – математика.
Наметить дальнейшую работу с девочкой на 2019 -2020уч. год.
Игры по математическому развитию.
Список литературы.
Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей.
Московский психолого-социальный институт. -2-е изд. -М. : ФЛИНТА, 2001
Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. - М. : Знание, 1991
Джумагулова Т. Н. Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. - СПб. 2009