Папки-передвижки

Индивидуальный маршрут сопровождения развития для одаренного ребенка

Ахмедова
Индивидуальный маршрут сопровождения развития для одаренного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

1. Пояснительная записка.

«Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

К. К. Платонов

«Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии».

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность - это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится:

своеобразие ощущений,

восприятия,

мышления,

памяти,

воображения,

особенности интересов,

склонностей,

способностей,

темперамента,

характера личности.

Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида.

Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни.

2. Актуальность проблемы.

Данный «маршрут» помогает решить одну из актуальных задач - индивидуальный подход и помощь ребенку, развитие индивидуальных способностей, для проявления личности. Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.

Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка. В каждом творческом коллективе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе образовательного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на занятиях. Первостепенной задачей педагога становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере. В моей группе есть воспитанница Даша, которая уже на первом году посещения детского сада привлекла моё внимание. Для девочки, имеющих склонность к математике, программа её возрастной группы оказывается слишком легкой, а знания по ней усвоены глубоко и прочно. Она быстрее всех схватывает новый материал, задает много вопросов, проявляет интерес к окружающему. Девочка знает больше, чем её сверстники в области познания - математика, отвечает на вопросы раньше, чем её сверстники. С таким ребенком интересно общаться.

3. Личностный портрет.

Дашу отличает высокий уровень развития произвольных психических процессов - отличная память, богатое воспроизводящее воображение, высокий уровень произвольного внимания. Ребенок умеет в соответствии с возрастными требованиями анализировать и классифицировать объекты. Девочка отличается высоким стремлением к лидерству. У ребенка достаточно ярко выражена пластичность, что проявляется в умении быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Даша очень ответственно подходит к выполнению всех заданий.

Даша проявляет высокие навыки в работе по ориентированию в пространстве, на листе бумаги. Очень уверенно чувствует себя в работе с геометрическими фигурами. Высокая способность к анализу и синтезу, что помогает ей в работе с заданиями на логику.

4. Результаты мониторинга.

По результатам мониторинга на начало учебного года Даша продемонстрировала очень высокий уровень математических представлений в соответствии с возрастными требованиями для детей 4-5 лет. Она опережает программу по всем разделам: образовательной области «Познавательное развитие - математика». Даша считает в пределах 10. Сравнивает числа в пределах 10, используя знаки сравнения. Складывает и вычитает числа в пределах 10. Хорошо считает устно и быстро решает примеры.

ФИО ребенка - Никифорова Даша.

Возраст - 4 года.

Вид одаренности - интеллектуальная.

Склонности - заинтересованность в математических играх.

Формы работы - индивидуальные занятия.

Партнеры - воспитатели группы Ахмедова Л. К.

Правилова Ф. М

Мама девочки - Никифорова Татьяна Васильевна.

Папа девочки - Никифоров Роман Сергеевич.

Цель разработки индивидуального маршрута:

Создание условий для математического развития ребенка, проявляющего интерес к математическим операциям, На математическом материале повысить качество выполняемых заданий по инструкции, освоить выполнение упражнений с опорой на алгоритм.

Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес ребенка к математике и желание творчески применять полученные знания.

Задачи:

Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.

Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки.

Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.

Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.

Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.

Развивать способности к логическим действиям и операциям.

Индивидуальный маршрут предназначен для работы с Никифоровой Дарьей - 4 лет, рассчитан на 1 год обучения:

Индивидуальный маршрут предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность деятельности: - 15 мин.

Общее количество занятий в год – 36.

Место проведения: вторая младшая группа №2 «Гуси-лебеди»

Формы работы с родителями

Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе.

В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:

1. Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.

2. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.

3. Содействие развитию личности ребенка и его таланта.

4. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

Формы работы:

Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.

Совместное составление ин6дивидуального плана или программы развития ребенка.

Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.

Совместные проекты исследовательской деятельности детей.

План работы с Димой на 2024-2025 уч. год.

П / н занятия Тема. Цель. Формы и методы работы

Сентябрь

1. «Добро пожаловать математику»

Цель: вызвать интерес к математике, желание узнать новое.

Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.

2. «Цифры заблудились»

Цель: расставить цифры по порядку.

Учить называть цифры по порядку Игра «Назови соседа»

Д/и «Какой цифры не стало?»

3. «Геометрические фигуры»

Цель: закрепить представление о геометрических фигурах, представление о многоугольнике.

Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Составление символических изображений животных из геометрических фигур. Д/и «Подбери фигуры по цвету, размеру и форме»,

«Найди лишнюю фигуру»,

Игры: «Танграм», «Пифагор».

4. «Решение логических задач»

Цель: Развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) Кубики Никитина,

Блоки Дьенеша,

«Волшебный круг».

Октябрь

5. «Ориентировка в пространстве»

Цель: учить различать правую и левую руку, раскладывать и считать счётный материал правой рукой слева направо.

Учить обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу.

Учить двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперёд, назад.

Д/и: «Расположи фигуры на листе»

«Справа как слева»

«Кто быстрее пройдёт свой лабиринт»

«Где расположено?».

6. «Количество и счет»

Цель: совершенствование умения считать в пределах 5, назывании числа по порядку, согласовании числительных с существительными в роде, числе, падеже. Д/и «Найди свой домик»,

Игра «Отсчитай столько же»,

Игра «Чего не стало?»,

7. «Залатай коврик. Найди похожие предметы».

Цель: развивать восприятие формы, рисунка, умение концентрировать внимание. Учить устанавливать закономерность.

Д/и «Подбери заплатку»

Игра «Сделай коврик цветным»

8. «Геометрическая мозаика»

Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие внимания и воображения.

Д/и «Разложи по коробкам»

Игра «Геометрическое лото»

Д/и «Составь из палочек»

Ноябрь

9. «Веселые палочки»

Цель: научить детей складывать предметы из счетных палочек. Д/ Д/и «Сложи длинную и короткую дорожки»

10. «Блоки Дьенеша».

Цель: развитие способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке, умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами. Игра «Где живут блоки»

11. «Кубики Никитина»

Цель: развитие произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, форсированности сенсорных эталонов цвета, восприятия величины и формы, пространственного ориентирования и комбинаторных способностей.

Игра «Составь узор» моделирование из кубиков по заданным схемам.

12. «Цвет, форма».

Цель: выявление простейших представлений у ребенка, умение различать предметы по цвету, форме расположению.

Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра: «Составим узор».

(Используя кубики Никитина).

Декабрь

13. «Размер».

Цель: Уточнить имеющихся у девочки представлений о размере, цвете, и числе предметов.

Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. Игра – аппликация: «Красивые флажки».

(Используя мозаику).

14. «Круг, квадрат, прямоугольник».

Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. «Собери фигуру» Игры с цветными палочками.

15. Игры – путешествие во времени.

Цель: закрепить знания детей о днях недели. Игра: «Что сначала, что потом».

16. «Сравнение предметов и групп предметов»

Цель: формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер и др. Выделение признаков сходства и различия. Игра «Весёлые фигуры».

Январь

17. «Решение логических задач»

Цель: Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Д/и «В гости к смешарикам».

18. «Счет в пределах пяти»

Цель: Упражнять в счете в пределах пяти: учить соотносить числительное с существительным;

находить заданные фигуры. Игра «Весёлый счёт».

19. «Веселые палочки».

Цели: учить работать с палочками; развитие воображения.

Учить понимать смысл задачи и выполнять ее самостоятельно. Д/ игра «Сделай фигуру».

20. «Мозаика - моя любимая игра»

Цель: Ориентировка на плоскости, закрепление знаний о цвете и геометрических фигурах Д/и «Составь узор»

Февраль.

21. «Математическое домино»

Цель: развивать умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность. Математическое домино

22. «Самый внимательный. Выложи по образцу».

Цель: развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление. Игра: «Сложи кубики так, чтобы получился орнамент»

23. «Выбери нужный предмет»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление. Д/и «Найди похожие кубики»

24. «Найди лишний предмет»

Цель: развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление. Д/и «4-й лишний»

Электронные игры.

Март.

25. «Найди спрятанную игрушку»

Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. находить спрятанную игрушку.

Д/ игра «Спрячем и найдем».

26. «Где находится предмет?»

Цель: развивать умение определять расположение предмета в пространстве. Д/игра «Ищи и находи».

27. «Задачи-шутки. Найди похожие кораблики.»

Цель: упражнять в решении задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание. Задачи-шутки.

Д/и «Найди два одинаковых предмета»

28. «Обведи дорожки»

Цель: закрепить пространственные отношения: впереди - сзади. Лабиринты.

Апрель.

29.

«Живая неделя»

Цель: закреплять названия дней недели и их последовательность, уточнять и закреплять представления детей о прошлом, настоящем, будущем. Компьютерная игра «Дни недели»

Логическая игра «Магазин игрушек»

«Живая неделя»

30. «Волшебные пазлы»

Цель: ознакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6 – 8 частей. Игра «Составь картинку»

31. «Левая и правая рука»

Цель: закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Игра «Справа как слева».

32. «Геометрическое лото».

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предмету по геометрическому образцу. Д/и «Геометрическое лото».

Май.

33. «12 месяцев»

Цель: знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь»

Компьютерная игра «12 месяцев»

«Что такое календарь»

34. «Рисование фигур по точкам»

Цель: развивать графические навыки детей. Закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Игра «Картина»

35. «Волшебные фигуры»

Цель: учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе. Игра «Кошкин дом»

36. «В мире математики»

Цель: диагностика знаний полученных за год по образовательной области познание – математика.

Наметить дальнейшую работу с девочкой на 2019 -2020уч. год.

Игры по математическому развитию.

Список литературы.

Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей.

Московский психолого-социальный институт. -2-е изд. -М. : ФЛИНТА, 2001

Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. - М. : Знание, 1991

Джумагулова Т. Н. Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. - СПб. 2009

Публикации по теме:

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога: принципы построенияИндивидуальный образовательный маршрут педагога: принципы построения Образование в течение всей жизни человека имеет следующие ценностные ориентиры развития: – овладение конкретным человеком способами организации.

Индивидуальный образовательный маршрут развития отстающего учащегося 2 класса государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос.

Автор публикации:
Индивидуальный маршрут сопровождения развития для одаренного ребенка
Опубликовано: 27 декабря 2024 в 04:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальный маршрут сопровождения развития для одаренного ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Ахмедова (УИ 613881) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД