Елена Николаева
Индивидуальный маршрут педагога по самообразованию «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 Московского района Санкт – Петербурга
педагога по самообразованию
Должность: Воспитатель
ФИО: Николаева Елена Игоревна
Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира
Публикация «Индивидуальный маршрут педагога по самообразованию „Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира“» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
Санкт – Петербург
2020 год
Цель:
повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности
Задачи:
Изучить литературу по теме «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».
Создание интересной для детей предметно-развивающей среды в группе;
Проведение открытого просмотра в ДОУ;
Выступление на педсовете с консультацией для педагогов по теме «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»;
Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет - конкурсах;
Обучение на курсах повышения квалификации;
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого.
Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.
Дети — прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о своём окружении. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Это побуждает обучение быть «проблемным», которое должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы детей. Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.
Как показывают педагогические исследования, главная проблема образования — потеря притягательности процесса познания. В самой структуре образовательного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов. Передо мной встал вопрос о выборе эффективных форм взаимодействия. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Активное внедрение детского экспериментирования основано на том, что у ребенка усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». А что, если попробовать задать вопросы, интересующие дошкольника, ему самому? Для того чтобы ответить ребенку, надо выяснить, что он уже знает, а что — еще нет. И не только что, но и как. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Значение исследовательской деятельности для детей можно разделить на 4 этапа:
1. Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные функции, ребёнок начинает понимать и запоминать многое, и это у него откладывается в памяти естественно.
2. Развивается речь ребёнка, прежде чем что-то сказать, нужно сообразить, сформулировать, сделать.
3. Происходит накопление фонда умственных приёмов - операций, ребёнок при исследовании, при экспериментировании мыслит, он принимает какие- то решения, делает для себя какие-то заключения.
4. Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие- либо предметы и явления для достижения определённого результата.
Ожидаемые результаты:
обогащение среды группы играми и исследовательским материалом для детского экспериментирования;
обобщение и распространение опыта работы по данной теме среди коллег на итоговом педагогическом совете, интернет - сообществах.
Этапы работы:
1 этап – информационно-аналитический:
На данном этапе решается первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме
Включает в себя:
- Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
- Изучение периодической печати.
- Посещение библиотек.
- Знакомство с работами других педагогов.
- Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.
2 этап – проектно-творческий:
Срок Форма работы
Самообразование С детьми С родителями С педагогами
Сентябрь 1. Составление плана работы по самообразованию.
2. Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.
(Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа
Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г.
Дыбина О. В
Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.)
Октябрь Разработка консультации Проведение экспериментов с детьми :
- посадка лука;
- окрашивание капусты. Консультации для родителей «Экспериментирование — путь познания окружающего мира».
Ноябрь 1. Формирование картотеки
2. Продолжать изучение литературы по заданной тематике
(Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/ : детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997)
Декабрь Оформление и пополнение уголка юного исследователя (Изготовление и пополнение атрибутов для детского экспериментирования (Фартуки, перчатки, клеенка, лупа, меры: длинны, величины, объема; набор образцов: тканей, бумаги, круп, и т. д.)
Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования) Проведение экспериментов с детьми :
- «Узнай все о себе, воздушный шарик»;
- «Какие свойства у воды?»
Январь Пополнение картотеки Проведение экспериментов с детьми :
- «Мир бумаги»;
- «Можно ли склеить бумагу водой»;
- «Бывает ли воздуху холодно» Практикум для родителей «Экспериментируем дома»
Февраль Проведение экспериментов с детьми :
- «В мире стекла»;
- «Мы – фокусники.» (выявить материалы, взаимодействующие с магнитами);
- «Почему все падает на землю?»
Март Продолжать изучение литературы по заданной тематике. (Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995г.)
Проведение экспериментов с детьми :
- «В мире пластмассы»;
- «Упрямый воздух»;
- «Могут ли животные жить в земле?»
Апрель Проведение открытого занятия по теме: «Удивительные свойства воздуха»
Май Печать самообразования на всероссийском сайте
4 этап – заключительный.
(анализ и обобщение результатов по самообразованию)
Формы отчета:
- Презентация проекта.
- Оформление методической разработки и печать на всероссийских сайтах.