Наталья Сейбель
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком с ФФНР «Звук [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для автоматизации и дифференциации звука «Ль»
Задачи:
Коррекционно- образовательные :
- Уточнить правильную артикуляцию и дать характеристику звука «Ль».
- Автоматизировать и дифференцировать звук «Ль» в словах со стечением согласных, словосочетаниях.
- Продолжать формировать представление о лиловом цвете, величине.
- Продолжать формировать умение образовывать множественное число имен существительных; согласовывать прилагательные с существительными в роде.
Коррекционно – развивающие :
Публикация «Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком с ФФНР „Звук [Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
- Развивать мимику лица.
Коррекционно – воспитательные :
-Воспитывать у детей самоконтроль за произношением поставленных звуков.
- Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование:
Аудио запись, картинки со звуком «Ль» и без него, палочки, стразы, мелкие шишки, пуговицы, пирамидка, сюжетные картинки, раскраска.
Ход занятия.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Л. : Здравствуй, Милана! К нам гости пришла кошка по имени «Лиза». Давай с ней поздороваемся!.
Р. : Здравствуй, Лиза!
Л. : Лиза говорит (аудио запись, что хочет научится делать артикуляционную гимнастику. Покажем ей нашу артикуляционную гимнастику?
2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:
«Заборчик»
Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить: «И». Удержать под счет от 1 до 10.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки : «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».
«Блинчик»
Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.
«Иголочка»
Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.
Чередовать «Блинчик – Иголочка»
«Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
«Индюк»
Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)
«Качели»
Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
«Маляр»
Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).
«Почистим верхние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна!
3. ИГРА «НАСТРОЕНИЕ».
Л. : Лиза любит играть в солнечную погоду.
-Сегодня пасмурная погода или солнечная?
-Если пасмурная, то настроение у нас какое? (плохое, грустное)
-Если солнечная, то настроение какое? (хорошее, радостное).
-Выложи, пожалуйста, вот из этого материала (палочки, стразы, мелкие шишки, пуговицы) на коврике наше настроение.
Р. : Сегодня солнышко сияет: настроение хорошее, радостное, а когда пасмурно, то настроение грустное.
4. ГИМНАСТИКА «Кошкина зарядка»
(движения в соответствии с текстом)
Посмотрите, у окошка
Разминает лапы кошка.
Тянется-потянется, малюткой не останется.
Спинку горбит словно мостик,
Поднимает кверху хвостик.
Когти выпускает,
Царапает, играет.
Ушко лапкой почесала
И тихонечко сказала: «Мяу!»
М. Картушина.
- Давай дальше играть, говорит кошка «Лиза»
5. ИГРА «ПИРАМИДКА И СЛОГИ».
Л. : Собери пирамидку - повтори открытые слоги:
ЛИ, ЛЮ, ЛЯ, ЛЕ.
Разбери пирамидку – повтори закрытые слоги:
ИЛ, ЮЛ, ЯЛ, ЕЛ.
Ребенок собирает-разбирает и повторяет слоги.
6. ИГРА «ПО ДОРОЖКЕ».
Л. : По дорожке походи,
и картинки собери,
1,2.3, 1, 2, 3 – все слова ты повтори!
По ковру разложены картинки со звуком «Ль», под картинкой цифры(1, 2, 3, 4, 5)
Задание:
Назвать картинку, чётко произнести слово со звуком «Ль»
Произнести слово нужно соответственно цифре (цифра3 – произнести 3 раза).
- Лето, лиса, люк, лимон, лист.
Л, : Молодец! Ты постаралась и заработала приз (корзинку с фигурками лилового цвета). Познакомить ребёнка с лиловым цветом – это светлый оттенок фиолетового цвета.
Задание:
Разложи фигурки по форме, называя фигурки и новый цвет.
Р. : Лиловый круг, лиловый квадрат, лиловый треугольник…
7. ИГРА «РАЗЛОЖИ ПО КОРобкам».
Л. : А сейчас последнее задание: помоги кошке «Лизе» разложи по коробкам картинки предметов: съедобные со звуком «Ль» в первую коробку, а несъедобные без звука «Ль» – во вторую.
Р. : Первая коробка со звуком «Ль» : Лимон, лимонад, леденец, лисички (грибы, малина, клюква, блины.
Вторая коробка без звука «Ль» : бумага, очки, зонт, стул, мяч, миска.
8. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Л. : Молодец, Милана, ты старательная девочка и Лизе очень понравилось с тобой играть! Приходи ко мне ещё! А вот тебе сюрприз от меня и кошки «Лизы» - раскраска.