Ирина Богачева
Индивидуальная программа психологического сопровождения ребёнка с ранним поврежденным дефицитарным развитием
▼ Скачать
Краткая характеристика ребёнка и его основные проблемы: Внешне ребёнок выглядит младше своего возраста. Поведение носит полевой характер, часто импульсивен, эйфоричен или наоборот. Характерна подвижность, склонность к моторному возбуждению. Мелкая моторика развита слабо. Фразовая речь не развита. Лексикон состоит из нескольких отдельных слов. Деятельность неравномерная чаще импульсивно убыстрённая, чем замедленная, малопродуктивная и хаотичная. Быстрая пресыщаемость и утомляемость. Выраженная некритичность и отсутствие мотивации к результатам деятельности, что существенно замедляет темп обучения. Ребёнок работает методом проб и ошибок, быстро отвлекается и переключается с одного задания на другое, бросая начатое.
Публикация «Индивидуальная программа психологического сопровождения ребёнка с ранним поврежденным дефицитарным развитием» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игра носит стереотипный, манипулятивный и деструктивный характер. Фактически невозможна игра со сверстниками, то есть «игра рядом», а не вместе. В игре не учитывается обратная связь (как эмоциональная, так и сюжетная). На первый план выходит невозможность организовать полноценную и адекватную коммуникацию с окружающими, трудности понимания эмоций и чувств окружающих, сверхзависимость от матери. Трудности в организации продуктивного взаимодействия при наличии потребности в общении.
Для достижение положительной динамики поставлены следующие задачи:
1. Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков.
2. Формирование правильного поведения, воспитание привычек. У ребёнка необходимо развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научить его коммуникабельности, умение выражать просьбу, слушать и выполнять элементарные задания. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения.
3. Трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно - бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания.
Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с поврежденным ранним дефицитарным развитием.
Сенсорное воспитание - начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка.
Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность.
Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с повреждённым ранним дефицитарным развитием.
Для того, чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развивать мыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию.
В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребёнка с повреждённым ранним дефицитарным развитием в социум.
Направление сенсорного воспитания.
Коррекционная работа в рамках сенсорного воспитания ведётся по нескольким направлениям - формирование различных эталонных систем. А в рамках формирования конкретной эталонной системы работа ведётся в несколько этапов.
Занятие рекомендуется проводить1-2 раза в неделю не более 10-15 минут, в силу быстрой пресыщаемостью деятельностью, отвлекаемостью, трудностью удержания алгоритма действия, несформированностью произвольности регуляторных и когнитивных процессов.
1. Идентификация предметов в целом (повторение).
2. Идентификация предметов по форме.
3. Соотношение формы предмета с эталоном формы.
4. Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции.
5. Формирование умения словесно обозначать форму предмета.
6. Обобщение одно- или разноцветных геометрических фигур.
7. Классификация по форме, без контурных эталонов.
8. Нахождение в окружающем мире предметов определённой формы.
9. Изготовление аппликаций из геометрических фигур.
Формирование представлений о величине
Формировать представление о величине (можно только после освоения ребёнком представлений о форме и цвете, так как величина - понятие относительное и это затрудняет формирование представлений о ней).
1. Формирование представлений о больших и маленьких предметах.
2. Формирование представлений о длине предмета: «Длинный - короткий».
3. Формирование представлений о ширине: «Широкий - узкий».
4. Формирование представлений о высоте: «Снизу - вверх».
5. Построение сериационных рядов по признаку.
Формирование пространственных представлений.
Так как пространственные представления - это относительная величина, то их
формирование вызывает определённые трудности у детей данной группы.
1. Формирование ориентации в пространственном окружении на себе: «Я - точка отсчёта».
2. Формирование ориентации в пространственном окружении другого человека.
3. Ориентировка по основным пространственным направлениям (лицо, туловище, грудь, голова - находятся вверху, ножки - внизу, животик - спереди, спинка - сзади).
4. Ориентация на листе бумаги.
Формирование представлений о времени.
1. Формирование представлений о сутках.
2. Формирование представлений о временах года.
3. Формирование временных понятий: «Вчера - сегодня - завтра».
4. Формирование временных понятий: «Дни недели».
Формирование тактильно-двигательного восприятия.
1. Ориентация в тактильных ощущениях, связанных с формой предмета, его величиной и массой.
2. Развитие зрительно-двигательной координации.
3. Развитие стереогнозиса - это узнавание предмета и фактуры материала на ощупь.
4. Развитие точности движений при построении различных конструкций и схем на плоскости.
Коррекция слухового восприятия - имеет первостепенное значение для развития речи.
1. Слуховое восприятие неречевых звуков.
2. Слуховое восприятие речевых звуков.
3. Развитие ритмического слуха.
Коррекция мышления.
1. Развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения)
2. Формирование причинно-следственных отношений.
Мышление обеспечивает не только обучение ребёнка, но и его социализацию. Развитие мышления происходит в результате (как следствие) сенсорного воспитания и первые этапы его развития обеспечиваются сенсорным воспитанием.