Получи документы

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Камни. Свойства камней» для детей старшего дошкольного возраста

Людмила Сергеевна Кузнецова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Камни. Свойства камней» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Государственного бюджетного дошкольного учреждения

детского сада № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

«Камни. Свойства камней» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Кузнецова Л. С.

Цель. Расширить представления детей о свойствах камней, их использовании человеком в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.

Образовательные:

• Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.

• Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня;

• Активизировать речь и обогащать словарь словами, обозначающими свойства камней. Способствовать развитию диалогической речи.

Развивающие:

• Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами камня.

• Развивать умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей.

Воспитательные:

• Воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы.

• Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый, крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, прозрачные, светлый, тёмный, прочные.

Материалы и оборудование: фотографии - скульптуры из мрамора, гранита, мост, станция метро, архитектурное здание с мраморной и гранитной облицовкой, камни разного размера, цвета на каждого ребенка, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки,весы, вата, подносы и салфетки на каждого ребёнка, схема "Свойства камня".

Ход:

Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть загадка. Вы любите отгадывать загадки? Тогда, слушайте внимательно:

Его в горах полным-полно.

Он часто падает на дно

В ущелья со скалы крутой.

Он твёрдый, маленький, большой

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают.

Воспитатель: Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о камнях. Где можно увидеть камни? (на улице, в горах, в море, на даче).

Воспитатель: как вы думаете, нужен ли камень человеку? Как человек использует камень?

Воспитатель: Совершенно верно, камни применяются в строительстве зданий, мостов, используются при изготовлении памятников.

Ребята, как называется город, в котором мы с вами живем? (Санкт-Петербург). Каждый из вас наверняка был в Санкт-Петербурге. Что из камня можно увидеть в Санкт-Петербурге? (набережная, скульптуры, и т. д)

Камнями выкладывают дороги. Эти дороги называют мостовые, еще используют камни для строительства мостов, набережных. Камни применяются не только в строительстве, еще камни используют для украшения станций метро. (Показ фотографий)

Посмотрите на фотографию (скульптура в Летнем саду, как вы думаете, из какого камня эта скульптура? (мрамор). Как вы догадались?

Воспитатель: (показывает камень МРАМОР)

Мрамор - горная порода. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?

(гладкий, блестящий, красивый)

Мрамор для строителей - главный отделочный материал. Настоящее царство мрамора мы с вами можем увидеть в метро- им украшены многие станции (фото)

А скульптуры атлантов из какого камня? (гранит)

Воспитатель: гранит-это горная порода (показ камня). Если внимательно посмотреть, то сможем увидеть, что он весь словно состоит из каменных зёрен. Они разные по цвету.

Воспитатель: Ребята, почему человек использует для строительства дорог, дворцов, домов, набережных именно камень? (камень прочный материал)

Какими свойствами обладают камни? Давайте, вместе обследуем камни, и узнаем о свойствах камня. Я думаю, что вы узнаете кое-что интересное о них.

Предлагаю занять места в нашей лаборатории. (Дети садятся за столы)

Сначала вспомним правила: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием (показ схемы- правила поведения при экспериментах).

Сели удобно, спины прямые. У каждого из вас на столе лежат камни. Сейчас вы будете исследовать каждый свой камень.

Результаты наших исследований будем заносить в таблицу (образец таблицы).

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Возьмите в руки камень, внимательно осмотрите его, потрогайте. Какой формы и цвета у вас камни?

(Дети делятся наблюдениями, какого цвета и размера у них камни)

Какой можно сделать вывод?

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Отметьте на схеме (обвести маркером)

Опыт № 2. Определение размера

Все камни одного размера? (В таблице отметить).

Вывод: камни разного размера.

Опыт № 3. Прозрачность

Возьмите камень в руку и поднесите к глазам. Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень? Он прозрачный или нет?

Вывод: камни непрозрачные.

Опыт № 4. Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями)

(Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый). А почему они такие разные на ощупь, потому что шершавые камешки – это речные, гладкие – морские.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. (В таблице отметить).

Опыт №5 «Определение веса»

Ребята, а как вы думаете, что тяжелее камень или вата? (камень) А если взять очень много ваты и всего один камень? Давайте проверим? Что нам нужно для того, чтобы это проверить? (вата, камень, весы)

Положим на одну чашу весов вату, на другую чашу камень.

Что тяжелее?

Вывод: камень тяжелый

Воспитатель: А сейчас, давайте немного разомнемся.

Физкультминутка:

В руки камешки мы взяли руки вытянуты вперёд, ладошки в кулачки;(в кругу)

и на месте пошагали. ходьба на месте;

В руки камешки мы взяли руки вытянуты вперёд, ладошки в кулачки;

и тихонько побежали. бег по кругу;

А теперь мы постояли остановиться;

камешками постучали. Стучать кулачком о кулачок;

Тук-тук-тук, Стучать кулачком о кулачок;

раздаётся громкий стук. стучать кулачком о кулачок;

Камни весело стучат Стучать кулачком о кулачок;

веселят они ребят. Прыжки на месте

Воспитатель: Садитесь на свои места, продолжим изучать камни.

Опыт № 6 Твердость.

Возьмите в одну руку камень, в другую - пластилин. Сожмите, что произошло с камнем, а что с пластилином. Изменил он форму? Нет. А почему? Потому что он твердый.

Вывод: камень твердый.

Опыт № 7 Прочность.

Возьмите в руку камень и уроните его на пол. Он разбился? Нет. Значит, он какой?- прочный. (В таблице отметить).

Вывод: камень прочный.

Опыт № 7. Плавучесть.

Дети берут прозрачные стаканчики с водой и осторожно кладут по одному камню в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые

Опыт: «Камень может издавать звуки?»

Как вы думаете, может ли камень издавать звуки? Как нам это проверить? Постучите разными камешками друг о друга.

Вывод: Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с другом.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. На схеме мы отметили свойства камня. Давайте повторим все свойства камня. (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.)

Воспитатель: Ребята, чтобы закрепить свойства камней, я вам предлагаю поиграть в игру «Правильно - неправильно». Становитесь в круг. Я буду говорить, а вы - определять, правильно или неправильно я сказала.

- Камень можно смять, как бумагу. (Нет)

- Камень тонет в воде. (Да)

- Камень прозрачный, как стекло. (Нет)

- Камень лёгкий, как вата. (Нет)

- Камень легко разбить, как стекло. (Нет)

- Камень можно растянуть, как резинку. (Нет)

- Из камня можно лепить, как из пластилина. (Нет)

Рефлексия

Ребята, чем мы занимались сегодня?

Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вас удивило? А что вам особенно запомнилось?

Сегодня мы с вами узнали о камнях много удивительного.

Наша работа по знакомству с камнями не закончена. Нам предстоит узнать о них ещё много интересного.

Публикации по теме:

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Свойства бумаги» в группе раннего возрастаФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Свойства бумаги» в группе раннего возраста ФОТООТЧЕТ ОБ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " СВОЙСТВА БУМАГИ " В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЦЕЛЬ: - Познакомить детей со свойствами.

Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни»Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни» Тема: "Удивительные камни" Цель: Систематизирование и закрепление знаний у детей о разнообразном мире камней и их свойствах. Задачи: Обучающие:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева» Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Камни. Свойства камней» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 декабря 2024 в 21:35
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Камни. Свойства камней» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Сергеевна Кузнецова (УИ 3511501) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД