Людмила Сергеевна Кузнецова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Камни. Свойства камней» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Государственного бюджетного дошкольного учреждения
детского сада № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
«Камни. Свойства камней» для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Кузнецова Л. С.
Цель. Расширить представления детей о свойствах камней, их использовании человеком в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
Образовательные:
• Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
• Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня;
• Активизировать речь и обогащать словарь словами, обозначающими свойства камней. Способствовать развитию диалогической речи.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами камня.
• Развивать умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей.
Воспитательные:
• Воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы.
• Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Словарная работа.
Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый, крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, прозрачные, светлый, тёмный, прочные.
Материалы и оборудование: фотографии - скульптуры из мрамора, гранита, мост, станция метро, архитектурное здание с мраморной и гранитной облицовкой, камни разного размера, цвета на каждого ребенка, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки,весы, вата, подносы и салфетки на каждого ребёнка, схема "Свойства камня".
Ход:
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть загадка. Вы любите отгадывать загадки? Тогда, слушайте внимательно:
Его в горах полным-полно.
Он часто падает на дно
В ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.
Воспитатель: Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о камнях. Где можно увидеть камни? (на улице, в горах, в море, на даче).
Воспитатель: как вы думаете, нужен ли камень человеку? Как человек использует камень?
Воспитатель: Совершенно верно, камни применяются в строительстве зданий, мостов, используются при изготовлении памятников.
Ребята, как называется город, в котором мы с вами живем? (Санкт-Петербург). Каждый из вас наверняка был в Санкт-Петербурге. Что из камня можно увидеть в Санкт-Петербурге? (набережная, скульптуры, и т. д)
Камнями выкладывают дороги. Эти дороги называют мостовые, еще используют камни для строительства мостов, набережных. Камни применяются не только в строительстве, еще камни используют для украшения станций метро. (Показ фотографий)
Посмотрите на фотографию (скульптура в Летнем саду, как вы думаете, из какого камня эта скульптура? (мрамор). Как вы догадались?
Воспитатель: (показывает камень МРАМОР)
Мрамор - горная порода. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?
(гладкий, блестящий, красивый)
Мрамор для строителей - главный отделочный материал. Настоящее царство мрамора мы с вами можем увидеть в метро- им украшены многие станции (фото)
А скульптуры атлантов из какого камня? (гранит)
Воспитатель: гранит-это горная порода (показ камня). Если внимательно посмотреть, то сможем увидеть, что он весь словно состоит из каменных зёрен. Они разные по цвету.
Воспитатель: Ребята, почему человек использует для строительства дорог, дворцов, домов, набережных именно камень? (камень прочный материал)
Какими свойствами обладают камни? Давайте, вместе обследуем камни, и узнаем о свойствах камня. Я думаю, что вы узнаете кое-что интересное о них.
Предлагаю занять места в нашей лаборатории. (Дети садятся за столы)
Сначала вспомним правила: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием (показ схемы- правила поведения при экспериментах).
Сели удобно, спины прямые. У каждого из вас на столе лежат камни. Сейчас вы будете исследовать каждый свой камень.
Результаты наших исследований будем заносить в таблицу (образец таблицы).
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Возьмите в руки камень, внимательно осмотрите его, потрогайте. Какой формы и цвета у вас камни?
(Дети делятся наблюдениями, какого цвета и размера у них камни)
Какой можно сделать вывод?
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Отметьте на схеме (обвести маркером)
Опыт № 2. Определение размера
Все камни одного размера? (В таблице отметить).
Вывод: камни разного размера.
Опыт № 3. Прозрачность
Возьмите камень в руку и поднесите к глазам. Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень? Он прозрачный или нет?
Вывод: камни непрозрачные.
Опыт № 4. Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями)
(Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый). А почему они такие разные на ощупь, потому что шершавые камешки – это речные, гладкие – морские.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. (В таблице отметить).
Опыт №5 «Определение веса»
Ребята, а как вы думаете, что тяжелее камень или вата? (камень) А если взять очень много ваты и всего один камень? Давайте проверим? Что нам нужно для того, чтобы это проверить? (вата, камень, весы)
Положим на одну чашу весов вату, на другую чашу камень.
Что тяжелее?
Вывод: камень тяжелый
Воспитатель: А сейчас, давайте немного разомнемся.
Физкультминутка:
В руки камешки мы взяли руки вытянуты вперёд, ладошки в кулачки;(в кругу)
и на месте пошагали. ходьба на месте;
В руки камешки мы взяли руки вытянуты вперёд, ладошки в кулачки;
и тихонько побежали. бег по кругу;
А теперь мы постояли остановиться;
камешками постучали. Стучать кулачком о кулачок;
Тук-тук-тук, Стучать кулачком о кулачок;
раздаётся громкий стук. стучать кулачком о кулачок;
Камни весело стучат Стучать кулачком о кулачок;
веселят они ребят. Прыжки на месте
Воспитатель: Садитесь на свои места, продолжим изучать камни.
Опыт № 6 Твердость.
Возьмите в одну руку камень, в другую - пластилин. Сожмите, что произошло с камнем, а что с пластилином. Изменил он форму? Нет. А почему? Потому что он твердый.
Вывод: камень твердый.
Опыт № 7 Прочность.
Возьмите в руку камень и уроните его на пол. Он разбился? Нет. Значит, он какой?- прочный. (В таблице отметить).
Вывод: камень прочный.
Опыт № 7. Плавучесть.
Дети берут прозрачные стаканчики с водой и осторожно кладут по одному камню в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые
Опыт: «Камень может издавать звуки?»
Как вы думаете, может ли камень издавать звуки? Как нам это проверить? Постучите разными камешками друг о друга.
Вывод: Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с другом.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. На схеме мы отметили свойства камня. Давайте повторим все свойства камня. (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.)
Воспитатель: Ребята, чтобы закрепить свойства камней, я вам предлагаю поиграть в игру «Правильно - неправильно». Становитесь в круг. Я буду говорить, а вы - определять, правильно или неправильно я сказала.
- Камень можно смять, как бумагу. (Нет)
- Камень тонет в воде. (Да)
- Камень прозрачный, как стекло. (Нет)
- Камень лёгкий, как вата. (Нет)
- Камень легко разбить, как стекло. (Нет)
- Камень можно растянуть, как резинку. (Нет)
- Из камня можно лепить, как из пластилина. (Нет)
Рефлексия
Ребята, чем мы занимались сегодня?
Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вас удивило? А что вам особенно запомнилось?
Сегодня мы с вами узнали о камнях много удивительного.
Наша работа по знакомству с камнями не закончена. Нам предстоит узнать о них ещё много интересного.