Юля Пономарёва
Роль предметно-развивающей среды в оздоровлении детей и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровье до того превышает все благо жизни, что воистину здоровый нищий счастливее больного короля» Шопенгауэр. Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от работы, стремится к самосовершенствованию. Активный и здоровый человек на долго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность не позволяя «душе» лениться. Такого человека мы и должны воспитать, начиная с самого раннего детства. Сегодня крайне важно обеспечить здоровье ребёнка в реальных условиях его существования. Задачей каждого образовательного учреждения является создание каждому воспитаннику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей путём укрепления здоровья. Здоровье детей – это будущее страны, поэтому перед педагогами, общественностью, родителями стоит задача воспитания здорового поколения. Приоритетным направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой развивающую предметно-пространственную развивающую среду детского сада. Организация предметно – пространственной среды рассматривается, как весьма важное средство обучения, воспитания и оздоровления детей и эффективно только тогда, когда оно соответствует возрастным особенностям детей, и их интересам. Все имеющиеся в группе игрушки и материалы должны находиться в распоряжении детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать для реализации собственных идей и планов. Детям должно быть в группе комфортно и интересно. Детям предоставляется возможность действовать самостоятельно (фантазировать, экспериментировать, творить, искать обыкновенное в необыкновенном, изучать и познавать окружающий мир в разнообразной деятельности. Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма, поэтому в своей работе обращать внимание на: -Личную гигиену. -Проветривание. -Влажную уборку. -Режим питания. -Правильное мытьё рук. -Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни. -Полоскание ротовой полости после еды. -Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления. При создании предметно – пространственной среды учитывать, что прогрессивное воздействие на ребёнка заключается в востребованности детского опыта, приобретаемого в процессе непосредственно образовательной деятельности. В образовательных деятельностях давать понятия об использовании воды и воздуха человеком, учить правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своём здоровье. Предметно – пространственная среда – это мощный обогащающий фактор детского развития. Пространственная предметно-развивающая среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни и способствовать укреплению здоровья. Именно поэтому усилия работников ДОУ направлены на оздоровление дошкольников, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становится организация здоровье сберегающей предметно-развивающей среды. Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей. Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально- этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду. К сущностным характеристикам предметно - пространственной среды следует отнести : - морально-психологический климат; - экологию и гигиену; - рациональный режим жизни, труда и отдыха; - современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения. - современный дизайн; Поэтому, в ДОУ следует уделять особое внимание вопросам окраски и освещения интерьера, так как свет создаёт оптимальные условия для зрительной работы, а так же продуктивность занятия, режим активного труда и отдыха. Свет обеспечивает хорошее самочувствие, настроение, предупреждает преждевременную усталость, способствует высокой производительности, деятельности. Цвет вызывает определённые эмоции и настроения, способствует видоизменять окружающую среду. Все отделочные материалы должны быть экологически чистыми, соответствовать санитарным и пожарным нормам, требованиям техники безопасности. Предметная среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федерального государственного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, требований к созданию предметно-развивающей среды. Здоровье сберегающая предметно — развивающая среда включает в себя :
Публикация «Роль предметно-развивающей среды в оздоровлении детей и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
• Центры здоровья в группах,
• Центры двигательной активности
• Центры экологического образования в старшей и подготовительной группах.
• Центр познавательной активности (интеллектуального развития и здоровья,
• Центры обучения ПДД,
• Центры конструктивной деятельности,
• Центр искусства и музыкально — театральной деятельности. Центры и уголки, созданные в группе «подсказывают» ребёнку, чем можно в них заняться, они созданы с целью предоставления каждому ребёнку, дать возможность сосредоточиться на своей деятельности, пережить эмоциональное состояние и служат основой для реализации программного материала. В двигательный центр подбираются такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые соответствуют требованиям гигиены и правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям эстетики, привлекают детей формой, окраской, удачным их сочетанием, отвечают индивидуальным требованием ребёнка. В свою очередь эти потребности обусловлены состоянием его здоровья, уровнем его физической подготовленности, а также уровнем его двигательной активности. В зависимости от возраста детей, меняется содержание двигательного центра. Таким образом, современные подходы к организации предметно – пространственной среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.