Рогожникова Дарья Юрьевна
Индивидуальная образовательная программа для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Разработка индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ».
Ключевым принципом в ФГОС ДО является поддержка разнообразия
каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ. Для этого нужно особое внимание уделять важности подготовки специалистов для работы с такими
детьми. Педагоги дошкольной образовательной организации должны знать и
учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, знакомить родителей с
Публикация «Индивидуальная образовательная программа для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
особенностями взаимодействия их с особым ребенком, оказывать
психологическую поддержку семье при реализации образовательной
деятельности при освоении программы.
Индивидуальная образовательная программа - документ, описывающий специальныe образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определeнной ступени образования.
Цель программы - формирование системного подхода к обеспечению
условий для развития детей-инвалидов, детей с ограниченными
возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в
освоении дошкольной образовательной программы и социализации в
обществе.
Задачи программы :
— выявлять особые воспитательные и образовательные потребности
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и с
нарушениями речи, обусловленные особенностями их физического и (или)
психического развития;
— осуществлять индивидуально-ориентированную, психолого-медико -
педагогическую помощь детям-инвалидам, детям с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития
и индивидуальных возможностей (в соответствии с психолого-медико -
педагогическими рекомендациями);
— обеспечить возможность освоения детьми-инвалидами, детьми с
ограниченными возможностями здоровья дошкольной образовательной
программы на доступном им уровне, их интеграцию в ДОУ и социализацию в обществе.
— создать условия, способствующие освоению детьми с особыми
образовательными потребностями основной общеобразовательной
программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном
учреждении.
- оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют
следующие критерии:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного
отношения ко всем воспитанникам;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно -образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста.
Система коррекционно-развивающей работы базируется на следующих
общедидактических принципах:
1. Принцип единства развития и коррекции, который означает, что
коррекционная работа осуществляется только на основе анализа внутренних и
внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей
развития и характера нарушений;
2. Принцип единства диагностики и коррекции развития, который
предполагает, что цели и содержание коррекционной работы могут
определяться на основе комплексного, системного, целостного, динамического
изучения ребенка;
3. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации показывает, что
система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в
развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с
проблемами;
4. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных
особенностей развития;
5. Принцип комплексности методов психолого-педагогического
воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям;
6. Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подходов
в осуществлении коррекционной работы предполагает выбор и построение
материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и
потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для
ребенка;
7. Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе
предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее
положительный результат, поощрение его малейших достижений;
8. Принцип активного привлечения ближайшего окружения, т. к.
ребенок является субъектом целостной системы социальных отношений и
успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями.
Целесообразность разработки ИОП в дошкольном учреждении имеет место по отношению к таким категориям детей, как:
1. Ребенок со сложным дефектом. Необходимость подготовки индивидуальной образовательной программы связана с тем, что примерные основные общеобразовательные программы для данной категории детей отсутствуют. В связи с этим, перед педагогами стоит задача разработки подобного рода программ на основе анализа структуры нарушения у ребенка в каждом конкретном случае.
2. Ребенок с ОВЗ, посещающий общеобразовательную группу ДОУ, или получающий образование в общеобразовательном учреждении наряду со сверстниками возрастной нормы.
3. Ребенок с ОВЗ дошкольного возраста, посещающий группу кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Ребенок с ОВЗ, показывающий высокие достижения в освоении основной общеобразовательной программы и нуждающийся в углубленном изучении отдельных учебных дисциплин (предметов).
Индивидуальная образовательная программа разрабатывается и реализуется для конкретного нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей, при обязательном ознакомлении их с содержанием программы. Оптимальным вариантом является совместное проектирование индивидуальной образовательной программы педагогами и родителями воспитанников. Последнее зависит от желания и компетентности родителей.
Для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья, структура индивидуальной образовательной программы традиционно проектируется в зависимости от основных разделов программы дошкольного воспитания. Как правило, она направлена на развитие общей и тонкой моторики, понимания и развития речи, сенсорное воспитание, формирование игры, навыков самообслуживания, подготовку к школьному обучению.
Разделы структуры ИОП:
• титульный лист прoграммы, где указываются название учреждения, назначение программы, срок реализации, ее адресность: для кого предназначена (фамилия, имя обучающегося, год обучения, гриф утверждения руководителем, сoгласование с родителями и председателем ПМПк общеобразовательного учреждения, указанием специалиста, ответственного за реализацию индивидуальной образовательной программы;
• пoяснительная записка. Данная часть программы содержит краткую психолого-педагогическую характеристику ребенка с перечнем сформированных и несформированных умений и навыков, структура индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи;
• индивидуaльный учебный план;
• содержание программы, состоящее из трех основных компонентов:
—образоватeльный компонент : раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план.
— коррекционный компонент: указываются направления коррекционной работы специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинского работника) с обучающимся, а также методы и формы, приемы и рекомендации вышеуказанных специалистов для педагогов и родителей.
— воспитательный компонент, который содержит раздел воспитателя с рекомендациями для родителей обучающегося;
• мониторинг достижений воспитанника, в котором формулируются результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического развития, сформированности базовых компетенций;
• заключение и рекомендации. Здесь формулируются обоснования внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и дается заключение по результатам реализации индивидуальной программы в целом.
Важным моментом реализации программы коррекционной работы
является кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется
специалистами соответствующей квалификации, имеющими, специальное образование, и педагогами, прошедшими курсовую, профессиональной
подготовки в рамках обозначенной темы.
Для написания индивидуальной образовательной программы используют основные программы, реализуемые в конкретном дошкольном образовательном учреждении. Наиболее оптимальным вариантом разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника с ОВЗ является один год. Корректировка содержания при необходимости осуществляется по результатам промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Индивидуальная образовательная программа ДОУ является документом, подлежащим постоянному обновлению, и предполагает внесение дополнений и изменений с учетом обновляющегося контингента воспитанников, появляющихся новых разработок и технологий, изменений в нормативноправовой базе.