Шакирова
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для воспитанника
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для воспитанника
с ограниченными возможностями здоровья
ФИО
(формирование социально-коммуникативных навыков и развитие ВПФ)
подготовительная к школе группа
Учитель – дефектолог:
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели, задачи коррекционного обучения
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Публикация «Индивидуальная адаптированная образовательная программа для воспитанника» размещена в разделах
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
1.3. Диагностический материал
1.5. Взаимодействие с семьей, социумом
II. Содержательный раздел
2.1. Проектирование коррекционно-развивающей работы
2.1.1 Образовательная область
2.1.2. Образовательная область «Речевое развитие»
2.1.3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
2.1.4. Образовательная область «Физическое развитие»
2.2. Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности
2.3. Организация психолого– педагогического сопровождения ребёнка
2.4. Перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников
III. Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия
3.2. Формы организации коррекционно-развивающей работы.
3.3.1. Расписание индивидуальной работы
3.3. Система мониторинга достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Рабочей программы
3.4. Материально-техническое обеспечение кабинета учителя-дефектолога. Предметно-пространственная среда
3.5. Планируемые результаты как ориентиры освоения детьми адаптированной образовательной программы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
ИАОП предназначена для работы с ребёнком ФОИ с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, состояние здоровья которого препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
ИАОП является одним из основных механизмов, обеспечивающих освоение основной образовательной программы дошкольного образования на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
При разработке Программы учитель-дефектолог руководствуется требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»;
• Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 4 апреля 2014 г.);
• СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адоптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с 01.09.2016г.
• Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.09.2013 №359-п «О порядке предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии, социальной адаптации»;
• Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 04.02.2015 года № 107 «Об утверждении Порядка взаимодействия субъектов образовательной деятельности при проведении обследования психолого – медико - педагогическими комиссиями в ХМАО-Югре».
• Рекомендации, изложенные в Письме Министерства образования России от 27.03. 2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
• Уставом МБДОУ.
Срок реализации данной программы : 1 год
ИАОП может корректироваться в связи с изменениями:
• нормативно-правовой базы дошкольного образования;
• образовательного запроса родителей;
• видовой структуры групп и др.
• на основании диагностики
1.1.1. Цели, задачи коррекционного обучения
Цель: овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь, социализацию в коллективе сверстников.
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
• развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
• развитие навыков каллиграфии;
• развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
• развитие зрительного восприятия и узнавания;
• развитие зрительной памяти и внимания;
• формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
• развитие пространственных представлений и ориентации;
• развитие представлений о времени;
• развитие слухового внимания и памяти;
• развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;
3. Развитие основных мыслительных операций:
• формирование навыков соотносительного анализа;
• развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
• формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
• формирование умения планировать свою деятельность;
• развитие комбинаторных способностей;
4. Развитие различных видов мышления:
• развитие наглядно-образного мышления;
• развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Содержание адаптированной образовательной программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Задачи реализации Программы (общие задачи) :
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
4. Создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития.
5. Коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития.
6. Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой).
7. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей с ЗПР.
8. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ЗПР.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
(АООП для детей с задержкой психического развития детский сад «Медвежонок» стр. 9)
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Общая характеристика образовательной организации
(ОП МБДОУ детский сад «Медвежонок» стр. 10)
II. Содержательный раздел
2.1. Проектирование коррекционно-развивающей работы
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 6-7 лет дается по образовательным областям : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
2.1.1. Образовательная область
«Познавательное развитие» Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве (см. п. 2.6. ФГОС ДО).
Формирование элементарных математических представлений
продолжать развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе.
дать элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года;
продолжать учить понимать простые предлоги и использовать их в активной речи.
совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте); отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже; (одинаковые) по длине, ширине, высоте.
закреплять умение располагать 5 предметов разной длины (ширины, высоты, толщины) в определенной последовательности — в порядке убывания или возрастания; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов.
учить устанавливать отношения между числами натурального ряда, уметь увеличивать и уменьшать каждое число на 1 в пределах 10;
учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа от 5 до 10.
упражнять в соотнесении количества предметов с цифрой, числом; в порядковом счете, назывании «соседей» числа.
учить раскладывать числа до 10 на два меньших числа.
учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание;
закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.
закреплять умение различать и называть основные цвета и оттенки.
Ознакомление с окружающим миром
продолжать учить классифицировать, обобщать группы предметов.
продолжать формировать представления о некоторых профессиях и трудовых действиях, об элементарных правилах дорожного движения.
закреплять умение узнавать и правильно называть времена года, части суток, дни недели. Продолжать формировать представления об их чередовании.
продолжать учить называть свое имя, фамилию, дату рождения, возраст, домашний адрес; имена членов семьи, устанавливать родственные связи.
продолжать учить исключать «четвертый» лишний и объяснять свой выбор.
продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе.
продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, музей и т. д., их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.
рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края.
расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 марта, День Победы, День космонавтики, День Защитника Отечества и т. д.)
2.1.2. Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, 11 фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (см. п. 2.6. ФГОС ДО).
Основные цели и задачи
работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи детей существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим миром, расширением представлений о предметах ближайшего окружения и явлениях общественной жизни и природы.
продолжать учить понимать обобщающие значения и формировать обобщающие понятия.
продолжать расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи местоимений, прилагательных и наречий.
сформировать понимание простых предлогов. Формирование грамматического строя речи
продолжать учить различать и употреблять существительные мужского, среднего и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени.
учить различать и употреблять в речи противоположные по значению названия действий и признаков.
обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.
формировать умение согласовывать числительные с существительным и мужского и женского рода.
формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.
обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.
Развитие связной речи
продолжать развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.
развивать реакцию на интонацию и мимику.
работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов, т. е. выразительных средств в игре и ролевом поведении.
формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.
развивать умение поддерживать беседу.
продолжать учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
2.1.3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (см. п. 2.6. ФГОС ДО).
2.1.4. Образовательная область «Физическое развитие»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации 14 движения, крупной и мелкой моторики рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег и т. д.) (см. п. 2.6. ФГОС ДО).
Основные цели и задачи
формировать представления о здоровье и здоровом образе жизни ребенка и взрослого. формировать умение детей выделять части тела, учить владеть движениями собственного тела.
формировать умения и навыки правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей. Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений.
развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
формировать у детей умение описывать свое самочувствие по элементарным вопросам взрослого и обращаться за помощью к взрослым при плохом самочувствии и болях.
стимулировать и поощрять стремление детей к самостоятельности.
развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, умение выполнять действия по образцу и по словесной инструкции.
снижать повышенное психическое возбуждение детей, поддерживать их положительный эмоциональный настрой.
2.1. Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности
Приложение 1.
2.3. Организация психолого– педагогического сопровождения ребёнка
Взаимодействие с семьей, социумом
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребёнка, и её влияние на его развитие, на формирование личности велико. В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда, педагога - психолога с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции в развитии детей.
Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организована преемственность работы специалистов и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.
Задачи работы педагога – психолога по взаимодействию с родителями:
• Установить партнерские отношения с семьей;
• Объединить усилия для развития и воспитания ребенка;
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:
Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.
формы взаимодействия педагогов с родителями: словесные, наглядные и практически.
2.4. Перспективный план по взаимодействию с семьей ребенка.
Месяц Формы работы Темы Дополнительная информация
сентябрь Родительское собрание Планирование образовательной деятельности Анкетирование.
Знакомство с семьями. Составление образовательного маршрута.
октябрь Индивидуальные консультации Особенности развития ребенка, режим.
Осенние изменения в природе. Выставка семейных работ: «Осень золотая»
ноябрь Онлайн рекомендации для родителей Практико-ориентированный проект: «Помогаю маме-1 часть» Формирование умений и навыков по социально-бытовой ориентировке:
учим названия овощей, фруктов, готовим салат.
декабрь Общее родительское собрание Совместная подготовка к новогоднему празднику. Учим стихи, создаем костюмы.
январь Мастер-класс для родителей: «Сказочный герой» Творческий проект:
«Сказки любят все на свете» Творческая выставка совместных работ:
«Волк и семеро козлят»
февраль Индивидуальные консультации Зимние изменения в природе.
Практико-ориентированный проект: «Помогаю маме-2 часть» Выставка совместных работ: «Зимние чудеса»
Формирование умений и навыков по социально-бытовой ориентировке: готовим бутерброды.
март Онлайн рекомендации для родителей Весенние изменения в природе.
Совместная работа с семьями воспитанников. Исследовательский проект: «Огород на окне» Творческая выставка совместных работ:
«Букет для мамы»
апрель Индивидуальные консультации,
организация субботника Практико-ориентированный проект: «Помогаю маме-3 часть» Формирование умений и навыков по социально-бытовой ориентировке: чистим картофель, морковь.
май Экскурсия по теме: «День Победы»
Итоговое родительское собрание Совместная работа с семьями воспитанников. Информационный проект: «День Победы» Творческая выставка совместных работ:
«Цветы. Скоро лето!»
III. Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия
Данные о ребенке___
___
Характеристика ребенка ФИО
3.2 Формы организации коррекционно-развивающей работы.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Из них 2 занятия индивидуальные. 1 занятие групповое. Продолжительность занятий от 10 до 20 мин. Занятия носят структурированный характер с учетом всех нормативных требований.
3.1.1 Расписание индивидуальной работы
Приложение 3.
3.3. Система мониторинга достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Рабочей программы
Основными параметрами оценки регуляции поведения считаются:
• изменение социального статуса в коллективе;
• способы регуляции поведения;
• обучаемость в процессе обследования;
• отношение к результату своей деятельности.
Принятие задания, т. е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.
Способы регуляции поведения
Эмоциональная сфера-произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает
-различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер
(приятно, неприятно, страшно ит. д.)
- произвольно демонстрировать эмоции по заданному образцу.
-управлять и понимать и различать чужие эмоциональные состояния.
3.4. Материально-техническое обеспечение кабинета учителя-дефектолога Предметно-пространственная среда.
Стол и стулья для учителя-дефектолога и воспитанников
Шкаф для методической литературы
Шкафы для пособий, дидактических игр
Компьютер
Магнитная доска
Деревянный ящик с песком (речным кинетическим)
3.5. Планируемые результаты как ориентиры освоения детьми адаптированной образовательной программы