МААМ-картинки

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для воспитанника

Шакирова
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для воспитанника
▼ Скачать +Заказ

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для воспитанника

с ограниченными возможностями здоровья

ФИО

(формирование социально-коммуникативных навыков и развитие ВПФ)

подготовительная к школе группа

Учитель – дефектолог:

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели, задачи коррекционного обучения

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Публикация «Индивидуальная адаптированная образовательная программа для воспитанника» размещена в разделах

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

1.3. Диагностический материал

1.5. Взаимодействие с семьей, социумом

II. Содержательный раздел

2.1. Проектирование коррекционно-развивающей работы

2.1.1 Образовательная область

2.1.2. Образовательная область «Речевое развитие»

2.1.3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

2.1.4. Образовательная область «Физическое развитие»

2.2. Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности

2.3. Организация психолого– педагогического сопровождения ребёнка

2.4. Перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников

III. Организационный раздел

3.1. Психолого-педагогические условия

3.2. Формы организации коррекционно-развивающей работы.

3.3.1. Расписание индивидуальной работы

3.3. Система мониторинга достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Рабочей программы

3.4. Материально-техническое обеспечение кабинета учителя-дефектолога. Предметно-пространственная среда

3.5. Планируемые результаты как ориентиры освоения детьми адаптированной образовательной программы

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

ИАОП предназначена для работы с ребёнком ФОИ с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, состояние здоровья которого препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

ИАОП является одним из основных механизмов, обеспечивающих освоение основной образовательной программы дошкольного образования на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

При разработке Программы учитель-дефектолог руководствуется требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»;

• Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 4 апреля 2014 г.);

• СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адоптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с 01.09.2016г.

• Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.09.2013 №359-п «О порядке предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии, социальной адаптации»;

• Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 04.02.2015 года № 107 «Об утверждении Порядка взаимодействия субъектов образовательной деятельности при проведении обследования психолого – медико - педагогическими комиссиями в ХМАО-Югре».

• Рекомендации, изложенные в Письме Министерства образования России от 27.03. 2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

• Уставом МБДОУ.

Срок реализации данной программы : 1 год

ИАОП может корректироваться в связи с изменениями:

• нормативно-правовой базы дошкольного образования;

образовательного запроса родителей;

• видовой структуры групп и др.

• на основании диагностики

1.1.1. Цели, задачи коррекционного обучения

Цель: овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь, социализацию в коллективе сверстников.

Основные направления коррекционно-развивающей работы.

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

• развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

• развитие навыков каллиграфии;

• развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

• развитие зрительного восприятия и узнавания;

• развитие зрительной памяти и внимания;

• формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

• развитие пространственных представлений и ориентации;

• развитие представлений о времени;

• развитие слухового внимания и памяти;

• развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;

3. Развитие основных мыслительных операций:

• формирование навыков соотносительного анализа;

• развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

• формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

• формирование умения планировать свою деятельность;

• развитие комбинаторных способностей;

4. Развитие различных видов мышления:

• развитие наглядно-образного мышления;

• развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Содержание адаптированной образовательной программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Задачи реализации Программы (общие задачи) :

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

4. Создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития.

5. Коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития.

6. Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой).

7. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей с ЗПР.

8. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ЗПР.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

(АООП для детей с задержкой психического развития детский сад «Медвежонок» стр. 9)

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Общая характеристика образовательной организации

(ОП МБДОУ детский сад «Медвежонок» стр. 10)

II. Содержательный раздел

2.1. Проектирование коррекционно-развивающей работы

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 6-7 лет дается по образовательным областям : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

2.1.1. Образовательная область

«Познавательное развитие» Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве (см. п. 2.6. ФГОС ДО).

Формирование элементарных математических представлений

продолжать развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе.

дать элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года;

продолжать учить понимать простые предлоги и использовать их в активной речи.

совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте); отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже; (одинаковые) по длине, ширине, высоте.

закреплять умение располагать 5 предметов разной длины (ширины, высоты, толщины) в определенной последовательности — в порядке убывания или возрастания; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов.

учить устанавливать отношения между числами натурального ряда, уметь увеличивать и уменьшать каждое число на 1 в пределах 10;

учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа от 5 до 10.

упражнять в соотнесении количества предметов с цифрой, числом; в порядковом счете, назывании «соседей» числа.

учить раскладывать числа до 10 на два меньших числа.

учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание;

закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.

закреплять умение различать и называть основные цвета и оттенки.

Ознакомление с окружающим миром

продолжать учить классифицировать, обобщать группы предметов.

продолжать формировать представления о некоторых профессиях и трудовых действиях, об элементарных правилах дорожного движения.

закреплять умение узнавать и правильно называть времена года, части суток, дни недели. Продолжать формировать представления об их чередовании.

продолжать учить называть свое имя, фамилию, дату рождения, возраст, домашний адрес; имена членов семьи, устанавливать родственные связи.

продолжать учить исключать «четвертый» лишний и объяснять свой выбор.

продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе.

продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, музей и т. д., их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.

рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края.

расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 марта, День Победы, День космонавтики, День Защитника Отечества и т. д.)

2.1.2. Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, 11 фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (см. п. 2.6. ФГОС ДО).

Основные цели и задачи

работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи детей существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим миром, расширением представлений о предметах ближайшего окружения и явлениях общественной жизни и природы.

продолжать учить понимать обобщающие значения и формировать обобщающие понятия.

продолжать расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи местоимений, прилагательных и наречий.

сформировать понимание простых предлогов. Формирование грамматического строя речи

продолжать учить различать и употреблять существительные мужского, среднего и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени.

учить различать и употреблять в речи противоположные по значению названия действий и признаков.

обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

формировать умение согласовывать числительные с существительным и мужского и женского рода.

формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.

обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.

Развитие связной речи

продолжать развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.

развивать реакцию на интонацию и мимику.

работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов, т. е. выразительных средств в игре и ролевом поведении.

формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.

развивать умение поддерживать беседу.

продолжать учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

2.1.3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (см. п. 2.6. ФГОС ДО).

2.1.4. Образовательная область «Физическое развитие»

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации 14 движения, крупной и мелкой моторики рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег и т. д.) (см. п. 2.6. ФГОС ДО).

Основные цели и задачи

формировать представления о здоровье и здоровом образе жизни ребенка и взрослого. формировать умение детей выделять части тела, учить владеть движениями собственного тела.

формировать умения и навыки правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей. Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений.

развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

формировать у детей умение описывать свое самочувствие по элементарным вопросам взрослого и обращаться за помощью к взрослым при плохом самочувствии и болях.

стимулировать и поощрять стремление детей к самостоятельности.

развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, умение выполнять действия по образцу и по словесной инструкции.

снижать повышенное психическое возбуждение детей, поддерживать их положительный эмоциональный настрой.

2.1. Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности

Приложение 1.

2.3. Организация психолого– педагогического сопровождения ребёнка

Взаимодействие с семьей, социумом

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребёнка, и её влияние на его развитие, на формирование личности велико. В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда, педагога - психолога с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции в развитии детей.

Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организована преемственность работы специалистов и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы педагога – психолога по взаимодействию с родителями:

• Установить партнерские отношения с семьей;

• Объединить усилия для развития и воспитания ребенка;

• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

формы взаимодействия педагогов с родителями: словесные, наглядные и практически.

2.4. Перспективный план по взаимодействию с семьей ребенка.

Месяц Формы работы Темы Дополнительная информация

сентябрь Родительское собрание Планирование образовательной деятельности Анкетирование.

Знакомство с семьями. Составление образовательного маршрута.

октябрь Индивидуальные консультации Особенности развития ребенка, режим.

Осенние изменения в природе. Выставка семейных работ: «Осень золотая»

ноябрь Онлайн рекомендации для родителей Практико-ориентированный проект: «Помогаю маме-1 часть» Формирование умений и навыков по социально-бытовой ориентировке:

учим названия овощей, фруктов, готовим салат.

декабрь Общее родительское собрание Совместная подготовка к новогоднему празднику. Учим стихи, создаем костюмы.

январь Мастер-класс для родителей: «Сказочный герой» Творческий проект:

«Сказки любят все на свете» Творческая выставка совместных работ:

«Волк и семеро козлят»

февраль Индивидуальные консультации Зимние изменения в природе.

Практико-ориентированный проект: «Помогаю маме-2 часть» Выставка совместных работ: «Зимние чудеса»

Формирование умений и навыков по социально-бытовой ориентировке: готовим бутерброды.

март Онлайн рекомендации для родителей Весенние изменения в природе.

Совместная работа с семьями воспитанников. Исследовательский проект: «Огород на окне» Творческая выставка совместных работ:

«Букет для мамы»

апрель Индивидуальные консультации,

организация субботника Практико-ориентированный проект: «Помогаю маме-3 часть» Формирование умений и навыков по социально-бытовой ориентировке: чистим картофель, морковь.

май Экскурсия по теме: «День Победы»

Итоговое родительское собрание Совместная работа с семьями воспитанников. Информационный проект: «День Победы» Творческая выставка совместных работ:

«Цветы. Скоро лето!»

III. Организационный раздел

3.1. Психолого-педагогические условия

Данные о ребенке___

___

Характеристика ребенка ФИО

3.2 Формы организации коррекционно-развивающей работы.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Из них 2 занятия индивидуальные. 1 занятие групповое. Продолжительность занятий от 10 до 20 мин. Занятия носят структурированный характер с учетом всех нормативных требований.

3.1.1 Расписание индивидуальной работы

Приложение 3.

3.3. Система мониторинга достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Рабочей программы

Основными параметрами оценки регуляции поведения считаются:

• изменение социального статуса в коллективе;

• способы регуляции поведения;

• обучаемость в процессе обследования;

• отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания, т. е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.

Способы регуляции поведения

Эмоциональная сфера-произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает

-различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер

(приятно, неприятно, страшно ит. д.)

- произвольно демонстрировать эмоции по заданному образцу.

-управлять и понимать и различать чужие эмоциональные состояния.

3.4. Материально-техническое обеспечение кабинета учителя-дефектолога Предметно-пространственная среда.

Стол и стулья для учителя-дефектолога и воспитанников

Шкаф для методической литературы

Шкафы для пособий, дидактических игр

Компьютер

Магнитная доска

Деревянный ящик с песком (речным кинетическим)

3.5. Планируемые результаты как ориентиры освоения детьми адаптированной образовательной программы

Публикации по теме:

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с умственной отсталостью Пояснительная записка: Нормативно-правовые основы: Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ,.

Адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью Адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом психофизических.

Адаптированная программа педагога-психолога на 2018–19 учебный год Адаптированная программа по реализации основной общеобразовательной программы Селиверстовой Ларисы Ивановны, педагога-психолога, без категория.

Консультация «Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей» Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей С приходом в мир дошкольного образования Федерального государственного стандарта.

Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы. Основные направления коррекционной работы на 2019-2020 уч. год Ф. И. ребёнка, возраст.

Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий музыкального руководителя Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий музыкального руководителя. Разработана для воспитанника – Фамилия, имя. Группа.

Индивидуальная программа профессионального и личностного роста педагога в процессе самообразования ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА НА УЧЕБНЫЙ ГОД Сроки Оснащение предметно-развивающей среды Работа с детьми Взаимодействие с семьёй сентябрь.

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ Перспективный план реализации программы сопровождения ребенка с ОВЗ Цель: компенсация.

Адаптированная рабочая программа «Человек» в 4 классе коррекционной школе ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК» 4 класс НА 2019-2020 УЧ. ГОД № п\п Тема Кол-во часов Дата 1 Идентификация себя со своим.

Коррекционная школа. Адаптированная рабочая программа по изобразительной деятельности в 3 классе Календарно - тематическое планирование. Изобразительная деятельность 3 класс для обучающихся по АООП вариант 2. № п\п Тема Кол-во часов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для воспитанника
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 23:12
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальная адаптированная образовательная программа для воспитанника» (включая файлы) размещена пользователем Шакирова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД