Елена Панина
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, интегрированной. ФГОС дошкольного образования – это ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка дошкольного возраста.
Публикация «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.
Что же такое «индивидуализация», «индивидуальность»?
В психологии под индивидуальностью понимают психологическую неповторимость человека, проявляющуюся в темпераменте, качествах психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, привычках, преобладающих интересах, способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. д. Индивидуальности невозможно обучить и невозможно воспитать ее извне. Индивидуальность рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать самого себя. Но для того, чтобы данная способность развивалась, необходимо создавать ребенку такие условия, при которых он имеет возможность сталкиваться не только с желаниями и требованиями другого человека (родителя, педагога, сверстников, но и со своими собственными.
Индивидуализация – это создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников (Г. М. Коджаспирова, Педагогический словарь)
В дошкольном учреждении в сентябре 2014 был запущен методический проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды способствующей позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.
Цель проекта: Создание системы методической работы с кадрами, направленной на повышение компетентности педагогов при создании развивающей предметно-пространственной среды, направленной на индивидуализацию образовательного процесса, способствующего полноценному развитию личности ребенка в период дошкольного детства.
Основные задачи проекта:
создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире;
освоение педагогами новых образовательных технологий на основе деятельностного подхода, формирующих в детях желание осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни;
овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами в использовании предметно- пространственной среды, необходимой для реализации ООП ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
повышение социального статуса ДОО.
Инновационный подход заключается в том, что индивидуализация среды – это индивидуализация образования посредствам образовательных технологий :
Игровой;
исследовательской (проблемно-поисковой) : модель «обучение через открытие»;
коммуникативной (дискуссионной) : наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта решения;
имитационного моделирования (игровую) : моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;
психологической: самоопределение педагога по выполнению той
или иной образовательной деятельности;
деятельностной: способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;
рефлексивной: осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом.
Продуктом проекта являются следующие компоненты развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ «Детский сад № 58», способствующие индивидуализации образовательного пространства (компоненты РППС могут быть постоянными, временными, полученные в результате реализуемого проекта) :
Микро среда ДОО (групповые ячейки)
Приёмная комната
«Визитная карточка группы» Размещенные фотографии детей группы, позволяют каждому ребенку чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых
«Экран настроения» Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние
«Уголок Именинника»
Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития).
«Мои достижения» Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду
«Клуб здоровая семья» Информирование родителей о деятельности клуба
«Интерактивная фоторамка» Информирование родителей о новостях и событиях, происходящих в течение дня в группе.
«Мое творчество» Формирование индивидуальной копилки творческих работ воспитанников группы»
«Портфолио воспитанников» Формирование копилки индивидуальных интересных дел и событий воспитанников группы в разнообразных видах деятельности в течение периода дошкольного детства
«Портфолио группы» Формирование копилки интересных дел и событий всех воспитанников группы в разнообразных видах деятельности в течение периода дошкольного детства
«Индивидуальные мини-проекты» Презентация индивидуальных интересов, увлечений воспитанников
«Панорама важных дел»
Накопленные в течение месяца достижения и добрые дела воспитанников и их родителей служат положительным стимулом для доброжелательных взаимоотношений участников ОП и способствуют формированию духовно-нравственных ценностей, норм и правил
Групповая комната:
Компонент Процесс Участник
Экран «Олимпийские надежды»
Используются для презентации спортивных традициях, достижений воспитанников группы, для формирования положительного отношения к занятиям физической культурой, осознания личного причастия к жизни группы, для формирования желания собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена мнениями внутри детского коллектива группы
«Альбом подвижных игр»
Совместно созданные детьми и родителей п/и заносятся в «Альбом подвижных игр»
Лэпбуки по теме ЗОЖ Индивидуальные интерактивные папки по формированию ЗОЖ.
«Индивидуальные проекты» Презентация индивидуальных спортивных достижений, интересов, увлечений воспитанников
Центр безопасности
Индивидуальные проекты по теме «Безопасность» Индивидуальные интерактивные папки по формированию безопасного поведения на улице, в лесу, дома.
Центр уединения
Семейные фотоальбомы Психологическая разгрузка воспитанников
Центр художественно-эстетического развития :
«Персональные выставки»
Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов)
Центр природы и экспериментирования
«Дневники по экспериментированию» Результаты детской познавательно –исследовательской деятельности заносятся в дневники по экспериментально деятельности»
Индивидуальные проекты «Наши первые эксперименты» Презентация совместной познавательно-исследовательской деятельности детей и родителей
Центр человек в культуре и обществе
«Островок сокровищ» Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители : коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами, систематизация и изучение собираемого
Мини-музеи. Персональные тематические выставки в мини- музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта
Центр познания
Дидактические игры Совместно созданные детьми и родителей д/и вносятся в центр
Игровой центр. Макеты Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками. Атрибуты для сюжетно-ролевых, режиссерских игр Создание ребенком, совместно ребенком и взрослым предметных образцов пространства и объектов мира – элементов, организующих предметную среду для игры.
Спальная комната
«Кладовая сокровищ» На время сна самые драгоценные вещи воспитанники могут положить в
Макро среда ДОО
Холлы ДОО
«Стены творчества» Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок
«Выставочные экспозиции» Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных творческих выставок
Витрина «Наши достижения Используется для демонстрации
достижений воспитанников ДОУ в городских, региональных, всероссийских конкурсах, выставках.
«Дизайн-территории»Созданные воспитателями и родителями малые «архитектурные и скульптурные формы используются для игр, двигательной активности, труда и т. д.
«Экологическая тропа».Экологическая тропа и метеоплощадка - лаборатория под открытым небом для опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности детей.
«Спортивные площадки». Повышение двигательной активности воспитанников
Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, педагогу необходимо учитывать не только особенности развития каждого ребёнка, но и определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника: консультант, наблюдатель, помощник или соучастник.
Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальный путь развития каждого воспитанника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество
Литература:
1. Л. В. Михайлова-Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» -М. : Просвещение, 2015
2. Л. В. Кузнецова, М. А. Панфилова «Формирование нравственного здоровья дошкольников» - М. : Сфера ТЦ, 2002