Ирина Коновалова
Индикаторы функциональной грамотности. Методы и приёмы функциональной грамотности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А. А. Леонтьев
Индикаторы функциональной грамотности :
владение навыками речевой активности;
построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
адекватное восприятие устной речи;
точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;
соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи.
Публикация «Индикаторы функциональной грамотности, Методы и приёмы функциональной грамотности в ДОУ» размещена в разделах
Основные составляющие функциональной грамотности :
1. Математическая
грамотность
2. Естественно-научная грамотность
3. Финансовая грамотность
4. Читательская грамотность
Методы и приёмы математической функциональной грамотности :
Целью математического развития дошкольника является знакомство с азами математической культуры и привитие интереса к дальнейшему познанию окружающего мира с использованием элементов этой культуры.
Методы и приемы :
игровые проблемно-практические ситуации
игровые упражнения
игры – эксперименты
игры – головоломки
логические загадки
приход или встреча сказочного героя
получение письма с просьбой о помощи, посылки и т. д.
внесение волшебного предмета (клубочек ниток, ящик, волшебная палочка)
моделирование – конструирование
метод специально созданных ошибок
дидактические игры
Читательская грамотность :
Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя.
Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя.
Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:
чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
разучивание стихотворений;
чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности.