Татьяна Троян
Консультация по речевому развитию «Имитация до запуска речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы ребёнок владел речью, нужно развивать способность имитировать, копировать, повторять. Ребёнок имитирует артикуляцию. Подражает звукам, подстраивая и настраивая свой артикуляционный аппарат под услышанные слуховые образы и увиденные артикуляционные уклады. Но многие дети затрудняются в имитации более простых крупномоторных движений. Конечно же, это негативно влияет на возможность копировать тонкие артикуляционные движения.
Эрнст Й. Кипхард, профессор педагогики и двигательной терапии отмечает, что ребёнок:
Публикация «Консультация по речевому развитию „Имитация до запуска речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
• В 1 год способен, подражая взрослому, махать «Пока-пока».
• В 1 год 2 месяца с удовольствие показывает «Ладушки».
• К 2 годам подметает полы, подражая взрослым.
• В 2 года и 4 месяца имитирует кормление мишки или куклы.
Игра «Подражалки»
Приготовьте несколько игрушек с изображением животных. Покажите ребёнку одну из них.
- Это зайка. Он прыгает вот так. Скок-скок. Покажи. Как прыгает зайка.
Покажите ребёнку, как неуклюже ходит мишка. Как собачка виляет хвостом. Как петух клюёт зёрна. Как бодается козлик. Как летает сова.
Если ребёнок уже знает животных на картинках, то можно заменить игрушки карточками.
! Развиваясь, ребёнок сначала учится узнавать объемный предмет, а затем начинает узнавать его на картинке. Это более высокий уровень развития. Ведь картинка – это символ предмета. Ещё сложнее понимать действие, происходящее на картинке. Следующий уровень – понимание сюжета.
Именно поэтому на занятиях необходимо использовать не только игрушки, но и картинки. Для того, чтобы у ребёнка была возможность развиваться.
Уже в год ребёнок может несколько секунд рассматривать картинки в книге, а к полутора годам проявляет к ним интерес.
Игра «Сделай так»
Приготовьте различные предметы в двух экземплярах. Это должны быть абсолютно одинаковые по цвету и размеру пары. Банки, стаканы, ложки, палочки, кубики маленькие мячики.
Поставьте два предмета перед собой и два таких же перед ребёнком. Выполняйте различные действия и попросите ребёнка сделать так же, как вы.
- Поставь кубик на кубик. Так.
- Кати мяч. Так.
- Кидай камень в ведро. Так.
- Переверни стакан. Так.
Если малыш затрудняется в повторении действий, то выполняйте действие его руками, совместно. Со временим ребёнок освоит движения.
Если же ребёнок с лёгкостью справляется с простой имитацией, то усложняйте действия.
- Положи кубик в ложку и подними. Так.
- Положи палку на банку. Так.
- Положи палку в банку. Так.
- Положи палку рядом с банкой. Так.
- Налей ложку воду из стакана в банку. Так.
Это задание было бы полезным, если бы мы не сопровождали действия речевой инструкцией. Ведь здесь основная задача – научить ребёнка имитировать действия. К тому же в процессе игры развивается его пространственное восприятие и мышление, что влияет непосредственно на речь. Но подкрепление инструкцией будет полезно для развития понимания речи и накопления новых слов и предлогов в «копилке» головного мозга.