Харитонова Марина
Игры Воскобовоча как средство познавательного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игры Воскобовича как средство познавательного развития дошкольников. (слайд 1)
Цель: познакомить слушателей с методами и играми Воскобовича.
Суть развивающей технологии Воскобовича. (слайд2)
Темочки:
- Игры для детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Современные родители теряются перед витринами детских магазинов — такое обилие игрушек, пособий и наборов для творчества! А в начале 90-х годов прошлого века сложно было найти качественные и полезные для развития игрушки. Во время перестроечного дефицита петербургский инженер физик — Вячеслав Владимирович Воскобович — решает создать действительно развивающие и доступные игрушки для своих сыновей.
Характеристика развивающих игр В. В. Воскобовича (слайд3)
1. Многофункциональность
В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
2. Широкий возрастной диапазон участников игр
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
3. Сказочная «огранка»
Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.
4. Творческий потенциал
Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
5. Конструктивные элементы
Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» - это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью.
Отличие от других методик раннего развития.
Технология Воскобовича запатентована. Уникальность играм с кубиками, фигурками и шнурками придаёт сказочное сопровождение. Причём не существует готовых текстов, который педагог зачитывает детям. Есть рекомендации, как при помощи волшебных животных и гномиков сложить сюжет, который заинтересует малыша и мотивирует к поиску новой информации. Пожалуй, это единственная методика на постсоветском пространстве, которая опирается на детскую фантазию.
Плюсы и минусы технологии (слайд 4).
Цель технологии Воскобовича — построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре. Достоинства методики на лицо (в начале XXI века примерно 90% ДОУ г. Санкт-Петербург проводили игры Воскобовича) :
• Установление комфортного общения взрослого с ребёнком, занятия проходят непринуждённо.
• Игры подходят для детей от 1 года до 7 лет, задания предполагают усложнение.
• Технология направлена на всестороннее развитие ребёнка : совершенствуются умственные и творческие способности.
К минусам можно отнести разве что невозможность изготовить все игровые материалы своими руками.
Описание игр Воскобовича по возрастам (слайд 6).
На данный момент у запатентованной методики Воскобовича обширная игровая база. Все игры (более 200) делятся на три блока:
• универсальные,
• предметные (по математике и чтению,
• конструктивные.
Игры Воскобовича многофункциональны. Например, игра («Игровизор», «Волшебная восьмёрка») на одном занятии используется для закрепления образа букв, а на следующей учебной неделе эта же игра проводится с целью закрепления образа цифр.
Часто пособия используются для знакомства с новыми лексическими темами: «Дикие и домашние животные», «Овощи и фрукты», «Виды транспорта» и т. д.
Виды игр Воскобовича (слайд 7,8,9).
Данные игры не работают по принципу – один раз собрал и отложил, а являются универсальными творческими пособиями, которые можно использовать многократно.
Рассмотрим подробнее некоторые из его игр. А именно такие, как
Игра-конструктор «Геоконт»
Игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности. Дети не просто выполняют задания, а путешествуют с малышом Гео, помогают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получиться у малышей. «Геоконт» вводит детей в мир геометрии развивает мелкую моторику рук помогает изучить цвета, величины и формы ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходства и различия между рисунками, нестандартно мыслить развивает психологические процессы малыша.
«Квадрат Воскобовича»
Данную игру еще называют «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер» и т. д. «Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, синий и зеленый. Для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших детей разработан четырехцветный квадрат.
«Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т. д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается около сотни и более. Следует отметить, что развивающая игра Воскобовича сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра» и обучающими пособиями. Решать поставленные задачи ребенку помогут мама Трапеция, дедушка Четырехугольник, малыш Квадрат, папа Прямоугольник и прочие сказочные герои. «Квадрат Воскобовича» формирует у ребенка: абстрактное мышление навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве развивает креативный потенциал, усидчивость, память, внимание
«Математические корзинки»
Данное пособие приглашает вас и вашего малыша в сказочную страну математики. Ребенок с веселыми героями зверятами-цифрятами закрепит счет, уяснит состав чисел, научится сравнивать цифры и выполнять математические действия. Малыш в ходе игры помогает своим друзьям складывать в корзины грибы-вкладыши. При этом выясняя, кто собрал грибов больше, а кто меньше. Сколько грибов необходимо положить в корзину, чтобы она была полной. В предложенной автором инструкции описано более десяти игр, в которые можно поиграть с малышом. Также ребенок в ходе игры выполняет задания на развитие мелкой моторики рук : разукрашивает, обводит и штрихует грибы. «Математические корзинки» являются универсальной игрой для детей от двух лет и старше.
Игра-шнуровка «Ромашка»
Красивая ромашка поможет малышам составлять новые слова и читать их. Из ключевого слова при помощи шнурка можно составить 200 слов. Для детей 2–3 лет игра «Ромашка» используется в качестве шнуровки, для развития мелкой моторики кисти рук.
Игра-шнуровка «Ромашка» развивает у детей : сообразительность навыки чтения обогащает словарный запас и формирует умение творчески мыслить.
«Конструктор букв»
Развивающая игра «Конструктор букв» является прекрасным помощником в период знакомства ребенка с буквами. В состав игры входит специальная фанерная основа с резинками, которые фиксируют части букв. Также детям предлагаются 15 деталей различной формы. Ребенок в ходе игры складывает графические образы различных букв, превращая их из одной в другую. Помогают ему в этом сказочные обитатели Фиолетового Леса, которые желают узнать о секрете фокусника Филимона Коттерфильда. «Конструктор букв» помогает малышу: понять взаимосвязь между звуком и буквой формирует у него правильный графический образ буквы развивает фантазию и мелкую моторику
Подготовка к занятиям (слайд 10).
Освоить игровую методику Воскобовича можно двумя способами.
1. Изучить самостоятельно.
1. Самообучение через интернет-ресурсы.
2. Просмотр вебинаров.
3. Покупка выборочных игр.
2. Пройти обучение.
1. Обзорный семинар.
2. Тьюторский семинар.
3. Обучение у действующего тьютора.
Как проводить занятия по играм Воскобовича. (слайд 11).
Как было сказано ранее, игры Воскобовича имеют широкий возрастной диапазон. С годовалыми малышами занимаются простой сортировкой предметов. Будущим первоклассникам будет интересно познавать мир цифр и букв. Играть можно и дома, и в образовательном учреждении.
Универсальность игровых пособий состоит и в возможности проводить занятия в разных формах:
• индивидуальной,
• групповой,
• в подгруппе.
• Ко всем игровым материалам Воскобовича составлены методические рекомендации. Педагогам обязательно к ознакомлению авторское объяснение игр. Готовых сказочных рассказов может не существовать, но автор даёт ключи, как заинтересовать ребёнка — рассказом и игровыми предметами.
• Сначала малыш знакомится со сказочными героями. Затем устраивается совместная с педагогом деятельность. Освоение игровых приёмов происходит постепенно, нужно быть чутким к способностям и индивидуальному темпу воспитанника.
Важно.
• Игры Воскобовича требуют от детей внимательности и зачастую усидчивости. Чем младше дети, тем быстрее они теряют интерес и устают. Необходимо чередовать развивающие игры с музыкальными и динамическими паузами.
• В старших группах детского сада игры Воскобовича включают в занятия НОД: по математике, развитию речи, изучению окружающего мира.
• Когда ребятами освоены принципы игры с фигурами (конструирование различными способами, пособия Воскобовича рекомендуется хранить в игровом уголке, чтобы дети использовали их в самостоятельной деятельности.