Ольга Исимова
Игры с мячом для развития речи
Превращаем игру в обучение и обучение — в игру! Все дети с удовольствием играют. Игры с мячом можно результативно использовать для развития речи малышей и активизации мыслительных процессов. И уж что говорить о том, что игры с мячиком способствуют физическому развитию, укрепляют руки и развивают скоординированность движений. Итак, с мячом играем — речь развиваем!
Публикация «Игры с мячом для развития речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Мяч, мячик
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
1. Игра с перебрасыванием мяча «МЯЧ БРОСАЙ И ЖИВОТНЫХ НАЗЫВАЙ»
В зависимости от темы игры возможны варианты : «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1.
Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Взрослый: овощи
Дети: картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь
Взрослый: фрукты
Дети: яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос
Взрослый: ягоды
Дети: малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика
Взрослый: деревья
Дети: береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т. д.
Вариант 2.
Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова.
Взрослый: огурец, помидор, репа
Ребенок: овощи
___
2. Игра с мячом «Я ЗНАЮ ТРИ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНЫХ (ЦВЕТОВ)» или «Я ЗНАЮ ТРИ ИМЕНИ ДЕВОЧЕК»
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
Ход игры.
Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит:
«Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя».
Можно использовать следующие виды движений:
— бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками;
— бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; — отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
___
3. Игра с мячом «ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»
Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры.
Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного.
Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.
Группа 1
у тигра — …
у льва — …
у слона — …
у оленя — …
у лося — …
у лисы — …
Группа 2
у медведя — медвежонок
у верблюда — верблюжонок
у волка — волчонок
у зайца — зайчонок
у кролика — крольчонок
у белки — бельчонок
Группа 3
у коровы — теленок
у лошади — жеребенок
у свиньи — поросенок
у овцы — ягненок
у курицы — цыпленок
у собаки — щенок
___
4. Игра с мячом «КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход игры.
Вариант 1. Взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос.
Примеры:
Корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья, кошка
Мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает, мяукает
Вариант 2. Взрослый, бросая ребенку мяч, спрашивает:
«Кто рычит?»,
«А кто мычит?»,
«Кто лает?»,
«Кто кукует?» и т. д.
___
5. Игра с перебрасыванием мяча «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход игры.
Взрослый, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: «Ворона каркает, а сорока?»
Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен ответить: «Сорока стрекочет.»
Сова летает, а кролик?
Корова ест сено, а лиса?
Крот роет норки, а сорока?
Петух кукарекает, а курица?
Лягушка квакает, а лошадь?
У коровы теленок, а у овцы?
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
___
6. Игра с перебрасыванием мяча «КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход игры.
Бросая мяч поочередно каждому ребенку, взрослый задает вопрос, а ребенок, возвращая взрослому мяч, отвечает.
Вариант 1.
Взрослый — дети:
Кто живет в дупле? — Белка.
Кто живет в скворечнике? — Скворцы.
Кто живет в гнезде? — Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.
Кто живет в улье? — Пчелы
Кто живет в норе? — Лиса.
Кто живет в логове? — Волк
Кто живет в берлоге? — Медведь
Вариант 2.
Где живет медведь? — В берлоге.
Где живет волк? — В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».
___
7. Игра с мячом «СКАЖИ ЛАСКОВО»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры.
В начале игры взрослый говорит : мячик маленький поймай, да словечком приласкай. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч взрослому, называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.
Стол — столик, ключ — ключик.
Шапка — тапочка, белка — белочка.
Книга — книжечка, ложка — ложечка.
Голова — головка, картина — картинка.
Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце.
Кукла — куколка, свекла — свеколка.
Коса — косичка, вода — водичка.
Жук — жучок, дуб — дубок.
Вишня — вишенка, башня — башенка.
Платье — платьице, кресло — креслице.
Перо — перышко, стекло — стеклышко.
Часы — часики, трусы — трусики.
___
8. Игра с перебрасыванием мяча «ЧТО ПРОИСХОДИТ В ПРИРОДЕ?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры.
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
Взрослый — дети:
Солнце. что делает? — Светит, греет
Ручьи. что делают? — Бегут, журчат
Снег. что делает? — Темнеет, тает
Птицы. что делают? — Прилетают, вьют гнезда поют песни
Капель. что делает? — Звенит
Медведь. что делает? — Просыпается, выходит из берлоги
___
9. Игра с перебрасыванием мяча «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.
Ход игры.
Взрослый бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова ( например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно логопеду.
___
10. Игра с мячом «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.
Ход игры.
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.
Взрослый — дети:
Летают — птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки
Плавают — рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы
Ползают — змеи, гусеницы, черви
Прыгают — кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы
___
11. Игра с мячом «КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ СОВЕРШАЮТ ЖИВОТНЫЕ?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.
Ход игры.
Взрослый, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч взрослому, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Взрослый: собака
Дети: стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит
Взрослый: кошка
Дети: мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается
Взрослый: мышка
Дети: шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает
Взрослый: утка
Дети: летает, плавает, ныряет, крякает
Взрослый: ворона
Дети: летает, ходит, каркает, клюет
Взрослый: змея
Дети: ползет, шипит, извивается, жалит, нападает
___
12. Игра «КТО ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ?»
Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
Ход игры.
Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, взрослый называет профессию, а ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Взрослый — дети:
строитель — строит
повар — варит, печёт, жарит, готовит
врач — лечит
учитель — учит
парикмахер — стрижет, подстригает
продавец — продает
актер — играет, снимается
музыкант — играет
певец — поет
уборщица — убирает
художник — рисует
швея — шьет
Вариант 2. Взрослый называет глагол, а ребенок профессию, например: продает — продавец. vk.com/sunmommy
___
13. Игра «КТО МОЖЕТ СОВЕРШАТЬ ЭТИ ДВИЖЕНИЯ?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры.
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Взрослый — дети:
Идет — человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время
Бежит — человек, животное, ручей, время
Летит — тица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время
Плывет — рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако
___
14. Игра «ГОРЯЧИЙ — ХОЛОДНЫЙ»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный», «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.
Ход игры.
Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое — с противоположным значением.
Взрослый — дети:
горячий — холодный
хороший — плохой
умный — глупый
веселый — грустный
острый — тупой
гладкий — шероховатый
легкий — тяжелый
глубокий — мелкий
светлый — темный
добрый — злой
радостный — печальный
быстрый — медленный
частый — редкий
мягкий — твердый
ясный — пасмурный
высокий — низкий
Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное, например: острый нож, ясный день, глубокое озеро.
___
15. Игра «ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.
Ход игры.
Взрослый, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
Взрослый — дети:
Рукавички из меха — меховые
Тазик из меди — медный
Медвежонок из плюша — плюшевый
Рукавички из шерсти — шерстяные
Стакан из стекла — стеклянный
Ваза из хрусталя — хрустальная
Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.
___
16. Игра «ЦВЕТА»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход игры.
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч взрослому, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Взрослый — дети:
красный — мак, огонь, флаг
оранжевый — апельсин, морковь, заря
желтый — цыпленок, солнце, репа
зеленый — огурец, трава, лес
голубой — небо, лед, незабудки
синий — колокольчик, море, чернила
фиолетовый — слива, сирень, сумерки
___
17. Игра «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИЩНИЙ»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход игры.
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет 3 или 4 слова и просит определить, какое слово лишнее. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.
Примеры:
Голубой, красный, спелый
Кабачок, огурец, лимон
Пасмурно, ненастно, ясно
Осень, лето, суббота, зима
Понедельник, вторник, лето, воскресенье
День, ночь, утро, весна
___
18. Игра «ЧЬЯ ГОЛОВА?»
Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Методическое указание. Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.
Ход игры.
Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова…», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
Примеры:
у рыси голова — рысья
у рыбы — рыбья
у кошки — кошачья
у сороки — сорочья
у зайца — заячья
у кролика — кроличья
у верблюда — верблюжья
у лошади — лошадиная
у утки — утиная
у лебедя — лебединая
у оленя — оленья
у лисы — лисья
у собаки — собачья
у птицы — птичья
у овцы — овечья
у белки — беличья
у медведя — медвежья
у тигра — тигриная
у курицы — куриная
у голубя — голубиная
у орла — орлиная
Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.
___
19. Игра «ЧТО БЫВАЕТ КРУГЛЫМ?»
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры.
Перебрасывая мяч детям различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч взрослому. Взрослый, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли)
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока)
10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок)
11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей)
___
20. Игра «ОДИН — МНОГО»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Ход игры.
Взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.
Примеры:
стол — столы
нос — носы
гора — горы
нора — норы
мост — мосты
дом — дома
глаз — глаза
город — города
провод — провода
холод — холода
день — дни
пень — пни
сон — сны
лоб — лбы
ухо — уши
стул — стулья
лист — листья
перо — перья
крыло — крылья