аноним
Игры с якутским компонентом в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации
Актуальность: В настоящее время большинство якутских настольных игр забываются, поэтому эти игры внесли в повседневную жизнь детей. Якутские настольные игры с правилами развивают мелкую моторику, речь, познавательные способности детей имеют сходный характер с технологией М. Монтессори.
Приобщение детей к народному творчеству, фольклору, традициям и обычаям своего народа должно начинаться с раннего детства, с игры.
Темочки:
- Игры для детей
- Республика Саха. Якутия
- Средняя группа
- Якутские игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Новизна: В новых социально-экономических условиях развития общества своевременным и необходимым является обращение к народной педагогике, бесценному опыту традиционного воспитания, народным играм. По содержанию народные настольные игры лаконичны, доступны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
Цель: освоение технологии использования якутских народных настольных игр в формировании творческой деятельности детей;
Задачи:
- научить детей решать предлагаемые в играх развивающие задачи через выполнение игровых действий.
Образовательные задачи:
- изучение и освоение якутских настольных игр;
- научить детей самостоятельно принимать решения.
Воспитательные задачи:
- воспитание уважения и любви к якутским настольным играм;
- воспитание толерантности по отношению друг к другу.
Развивающие задачи:
- развитие пространственного мышления, памяти и логики;
- развитие коммуникативных навыков и компетенций;
- развитие мелкой моторики
Народные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы.
Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа Саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством.
Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей.
В данное время, в нашем детском саду широко используем народные настольные игры в самостоятельной деятельности и в работе родительского клуба. В каждой группе размещены разные народные настольные игры, сделанные своими родителями, дедушками. И они очень популярны среди детей со средней группы. Предлагаем познакомить детей среднего дошкольного возраста с такими играми как: нанизывание бусинок на нити из конских волос, баайа (волчок, тырыынка (палочки, тыксаан (фишки, к рчэх (мутовка)
«Нанизывание бусинок на нити из конских волос»
Цель игры : Развитие мелкой моторики. Запоминание последовательности, развитие самостоятельности.
Материал: Бусины круглые, разных размеров и цветов, бусины цилиндрической формы. Нити белого цвета плетенные из конских волос, длиной 70 см.
Описание игры : На подносе бусины и нити. Ребенок держит левой рукой нить тремя пальцами и берет бусину, нанизывает на нить. Конец нити закрепляет узелком.
Игра «Баайа» (волчок)
Цель игры; развитие мелкой моторики рук, мышления, памяти и внимания
Материал: для игры надо просверлить посередине деревянный кубик размером 7 см на 7 см, затем воткнуть в него палочку размером с карандаш так, чтобы она торчала из кубика на 1 см. Волчок крутят против солнца все по очереди независимо от того, выиграл игрок или нет.
Правила игры : Волчок надо раскрутить и опустить на стол. Остановившись, он упадет на одну из сторон. На каждой стороне нарисованы разные знаки: крест. 3 линии, 5 линий, прорубь. Каждому игроку выдается по 11 палочек. Это их «богатство». Крутящий волчок игрок делает ставку: 1 или несколько палочек. Другие кладут столько же. Первый игрок раскручивает волчок. Пока он крутится, другие игроки, стуча по столу, кричат: «Прорубь!». Если волчок упадет 3-мя линиями вверх, играющий должен взять 3 палочки, крестом- он отдает3, «прорубью»- отдает 7, 5 линий – забирает все себе. Если один выигрывает все палочки, то игра начинается сначала.
Игра «Тырыынка»
Цель: развитие мелкой моторики рук, координации движения, смекалки. Эта игра позволит развить логическое мышление и ловкость.
Для игры нужны тонкие палочки из дерева, длина которых равна ширине ладони. Надо сделать столько палочек, сколько поместиться в сжатой руке. Из одной тырыынка делают наподобие ложечки.
Правила: Первый игрок, держа на столе все палочки вертикально в одной руке, резко ослабляет их захват. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего при помощи специальной палочки – ложечки очень осторожно вытаскивает остальные. В случае, когда игрок заденет при вытаскивании другую палочку, то игра прекращается, и палочки передаются следующему игроку.
После сбора игроками всех тырыынка состязание прекращается. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных тырыынка.
Игра «Тыксаан»
Цель: игра позволит развить мелкую моторику пальцев, глазомер и поможет намного быстрее выучить счет. Она будет интересна, как детям, так и взрослым.
Для игры изготавливают из тальника диаметром 1 см фишки длиной 1,5 см. Затем их расщепляют по длине на 2 части. Одна из продольных сторон фишек должна быть полукруглой, другая – прямой (как половинки чурочек). Общее количество от 40 до 60 фишек.
Правила: Игра, рассчитанная троих и более человек. Игроки сидят за столом. 1 игрок собирает фишки в ладонь и рассыпает их на столе. Если 2 фишки легли одна на другую, их забирает участник, начавший игру первым. Затем он ударом среднего пальца «отстреливает» лежащие навзничь фишки лежащими в таком же положении. Если фишка лежит обратной стороной, то ее «отстреливают» таким же «обратными».
При попадании в цель (не задев другие фишки) игрок забирает пораженную фишку себе в копилку и продолжает игру. Если игрок заденет другую фишку или промахнется, то передает ход другому участнику. Второй игрок заново разбрасывает все фишки на стол и начинает «стрелять». Играют до тех пор, пока не закончатся все фишки. В конце игры все игроки бросают фишки парами на стол, тот, у кого остались лишние фишки – победитель.
Якутская настольная игра «К рчэх» (Мутовка) развивает координацию движений, умение соизмерять силу кистей рук. Ребенок прижимает между ладонями ручку Мутовки, и поступательно-возвратными движениями ладоней крутит ее.
Возраст: 4 – 5лет.
Цель игры : Развитие мышц кисти руки. Концентрация внимания.
Материал: Мутовка: диаметр 8 см., ручка 16 см.
Описание игры : Крутят мутовку на ровной поверхности между ладонями и убирают руки. У кого мутовка дольше крутится, тот побеждает.
Мы, пришли к выводу, что можно и нужно играть в народные настольные игры детям дошкольного возраста, так как:
- настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию, философию любого народа.
- настольные игры народов имеют глубокие корни.
- они развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.
-они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям.
- преимущество: играют и дети и взрослые, материал и изготовление инвентаря доступны всем, экологически чистый, не нужны большие финансовые затраты и специальные помещения.
- лучший способ досуга – это народные настольные игры. Игровой отдых может принести больше пользы, чем полное безделье.