Анастасия Дмитриенко
Игры, направленные на развитие фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры, направленные на развитие фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста
Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
ЦЕЛЬ: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
Публикация «Игры, направленные на развитие фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э.
Игра «Где спрятался звук?»
ЦЕЛЬ: Совершенствовать навык определения позиционного анализа звук а (начало, середина, конец слова)
Данная игра рассчитана на детей, которые уже знакомы с определением места звука в словах и служит пособием для закрепления данного навыка, а так же для автоматизации данного звука в словах.
Ребенок выбирает карточку (Карточек 10 на каждый звук).
Самостоятельно называет изображенные на ней предметы, определяет какой одинаковый звук встречается во всех этих словах. С помощью фишек определяет положение этого звука в данных словах. Как усложнение можно предложить придумать с каждым из слов предложение.
Игра «Проложи маршрут»
ЦЕЛЬ: Автоматизация звука [З]. Совершенствование фонематического восприятия. Развитие ориентировки на плоскости.
Ребенку предлагается карточка. Его задача провести героя по дорожке, которая будет состоять из картинок в названии которых есть требуемый звук. Ребенок выполняет задание молча (В данном случае логопед называет слова, а ребенок закрывает картинки в которых он не услышал требуемый звук) или с проговариванием данных слов самим ребенком.
Игра «Жемчужные бусы»
Цель: развивать фонематическое восприятие, выделять первый и последний звук в слове, развитие тонкой моторики.
Оборудование. Кружочки из серебристой бумаги с напечатанными словами, подобранными таким образом, чтобы последний звук предшествующего слова был первым звуком последующего. Бусинки между собой скрепляются приспособлениями (разогнутыми скрепками). В начале занятия бусинки рассыпаны, прикреплены под сиденьями одного стула.
В Италии на фабрике мебели в один из стульев попал десяток редких жемчужин! Когда владелица фабрики проверяла производство, у нее порвались бусы. Они упали в стул из новой партии мебели, которую в этот момент собирали. В какой именно стул попали жемчужины, не установлено. Но известно, что стулья этой фабрики закупила наша школа. Как сообщают из Италии, хозяйка фабрики срочно вылетает в Уфу. И этот стул находится здесь. Найдите этот стул.
Ребенок находит «бусы» в одном из стульев. Теперь их нужно на нить нанизать. Другой ребенок раскладывает бусины на столе. Во избежание путаницы не должно быть слов с одним и тем же звуком в начале. Логопед прикрепляет сначала определенную бусину. Дети читают слова, выделяют последний звук, после чего находят где этот звук стоит в начале слова, прикрепляют следующую бусину. И так до тех пор, пока все бусинки не будут нанизаны.
Ну что же, молодцы, вы все бусы собрали. На тонкую ниточку их нанизали. Но до того, как хозяйке вручить нам нужно слова еще раз повторить.
Дети проговаривают слова еще раз, четко выделяя первый и последний звуки.
«В шкатулочку сложим мы их аккуратно
И хозяйке отправим обратно»
Детям гораздо интереснее нанизывать бусинки хозяйке, чем просто определять первый и последний звук в словах. Внимание удерживается долгое время.
Картинки: арбуз-забор-рак-камыш-шарф-фикус-самокат-том-мяч-чемодан-нож-жаба.
Слова: аист-телефон-новосел-леденец-царство-овощи-иволга-абрикос-сахар-родник-костюм-матрос-сосед-диван-няня-ястреб-багаж-жираф-фехтование-ежевика.
Игра «Различи в шуме»
Цель: развитие слуха, внимания, умения слушать других.
Оборудование. Листочки бумаги с написанными словами.
А сейчас мы поиграем. Каждый получит от меня бумажку, на которой написано название одного из городов. Одно и то же название получат по 2, 3, 4, 5,6 человек. Например, одни – Новосибирск, другие – Киев, третьи – Уфа и т. д. Логопед говорит, у скольких учеников будет одно и то же название города. Когда группа соберется, ребята поднимают руки вверх. Успевшие соединиться первыми считаются победителями. Никто заранее не говорит друг другу, что написано на его бумажке. По сигналу логопеда (можно выбрать ведущего из ребят) каждый должен начать негромко выкрикивать полученное им название, одновременно прислушиваясь, кто выкрикивает тот же город, чтобы быстрее соединиться с партнерами в одну группу.
Можно проводить игру и на другие темы (цветы, деревья, животные).
Игра «Умей слушать многих»
Цель: учиться слушать сразу несколько говорящих, развивать слух, внимание, память.
Сейчас поиграем. Выберем водящего. Сначала два ученика говорят одновременно два разных слова. Если водящий их различил, говорят трое. Затем четверо одновременно и довольно быстро говорят три-четыре разных слова. В том случае, если водящий способен различить слова, пусть двое ребят, а затем трое скажут одновременно две-три разные короткие фразы.
Проделать то же самое перед другими играющими и выявить тех, кто обладает такой способностью. Обязательно похвалить этих ребят.
Игра «День – ночь».
Цель: развитие фонематического восприятия, развитие произвольного внимания, развитие мимической мускулатуры.
Инструкция: Если я говорю слоги со звуком «…», то наступает ночь – вы закрываете глаза, а если я говорю слоги со звуком «…», то наступает день – вы открываете глаза.
Возможные варианты игры: Вы можете просить детей расслабить глазки и их зажмурить, нахмурить лоб (пасмурная погода) и расслабить его (ясная погода) и т. п.
Игра «Эхо».
Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Смысл игры в том, что обычную инструкцию «Повтори за мной: Шла Саша по шоссе и сосала сушку» можно заменить на игру в «эхо», «повторялок», «попугаев» и т. д.
Игра «Колокольчик».
Цель: научить детей придумывать слова на заданный звук.
Ход игры: дети становятся в круг.
Задание: придумай слово на заданный звук, позвони в колокольчик, передай колокольчик по кругу.
Упражнение «Назови слова»
Задание №1. «Назови слова, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, Ш, У, С, М, Ф и т. д.).
Задание №2. «Назови слова, которые заканчиваются на звук П» (И, О, С, Л, Т, М, Ч и т. д.).
Задание №3. «Назови слова, в середине которых есть звук Л» (Н, А, Г, Б, Ф, И, Р и т. д.).
Упражнение «Придумай новое слово»
Задание №1. «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нём второй звук так, чтобы получилось новое слово. Например: дом – дым». (Сок, сон, пил, мел и т. д.)
Задание №2. «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нём первый звук так, чтобы получилось новое слово. Например: точка – бочка». (Лук, лак, день, тень, макет, педаль и т. д.)
Игра «Будь внимательным»
Цель:
Обращаясь к детям, педагог говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук С, вы должны поднять символ звука С». Затем он вызывает ребенка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук С встречается в начале, середине и конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком С. В процессе игры педагог меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов (аналогичную работу можно повторить с другими звуками).
Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Ход. Когда услышите звук [А], стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А-У-О-У-И-О-Ы-И-А.
Игра «Тихо - громко»
Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.
Ход игры: Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задания друг другу.
Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В) – и только с этой.
Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
Ход игры. Логопед бросает мяч ребёнку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].
Пример:
-Как тебя зовут?
-Ира.
-А фамилия?
-Иванова.
-Откуда ты приехала?
-Из Иркутска
-Что там растёт?
-Инжир.
Игра «Рассели животных».
Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.
Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, поселить их и окошки с прорезями. Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются. Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
Игра «Волшебный круг».
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.
Ход игры: 1 вариант. Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком, от названия того предмета, на который указывает другая стрелка (предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.
Например: удочка - уточка мишка-мышка коза – коса мак-рак трава – дрова кит-кот кадушка – катушка усы-уши дом-дым.
2 вариант. Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики читают хором слог (букву, слово) затем ведущий крутит стрелку дальше – дети снова читают и т. д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка. Количество играющих: 1-2 человека и более.
Игра «Рыбалка»
Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.
Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком [л]» (и другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор. Количество играющих: один и более человек.
Игра «Выложи домик».
Цель: научить детей отбирать слова на заданный звук.
Оборудование: предметные картинки на заданный звук, несколько картинок на другие звуки.
Задание: выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук.