Елена Павлова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие фонематческих процессов у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я вам представлю мастер-класс по развитию фонематических процессов у дошкольников. Вначале хочется напомнить основные направления воспитания звуковой культуры речи:
1. Развитие восприятия речи.
2. Развитие речедвигательного аппарата.
Развитие фонематического слуха является одним из компонентов развития восприятия речи, наряду с звуковысотным и ритмическим слухом, с восприятием темпа, силы голоса и тембра речи.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Развитие фонематческих процессов у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2019
Фонематический слух - это способность воспринимать фонемы (звуки речи). Основными составляющими фонематической функции речи являются:
• фонематическое восприятие;
• фонематический анализ и синтез, дифференциация звуков;
• фонематические представления.
I. Развитие фонематической функции речи в ДОУ осуществляется во всех видах деятельности, а не только в рамках непосредственной образовательной деятельности и в процессе речевых и дидактических игр. Например, во время проведения динамических пауз.
1. - Ребята, давайте с вами отдохнем. Встанем, руки вдоль туловища, ноги - «широкой дорожкой». Если в слове есть звук «Б», нужно хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова - руки к плечам: барабан, ворона, палка, булка кабан, полка, суп, дубы, зубы, корабль, вата, подарок, зубр.
2. - На слово со звуком «З» - наклон вперед, со звуком «С» - наклон назад: зайка, санки, насос, зонт, коза, сосулька, барсук, солнце, позолота, маска, забор, пузырь, роса.
3. - Сядет на место тот, кто назовет слово со звуком «М» в середине и конце слова.
На таких динамических паузах происходит тренировка всех сторон фонематической функции, развивается фонематический слух, умение дифференцировать звуки, формируются фонематические представления.
II. Развитие фонематической функции на непосредственной деятельности с педагогом по формированию математических представлений.
- Я расскажу вам сказку. Когда услышите слова со звуком «Л», положите перед собой фишку.
«У кролика Степы именины. Он пригласил в гости ежика и белку. Кролик украсил норку полосками и цветами. Степа поставил на стол грибы и яблоки. «Просим к столу,» - говорит кролик. все играли в разные игры.»
- Сколько слов со звуком «Л» вы услышали?
- Назовите их.
- Какое слово самое короткое? (стол)
- Сколько звуков в этом слове? (четыре)
- В каком слове звуков на один больше, чем в слове «стол»? (белка)
Составьте задачу с одним из этих слов.
III. Развитие фонематической функции на непосредственной деятельности с педагогом по развитию речи.
Начиная со средней группы на занятиях по развитию речи можно использовать кроме дидактических игр проговаривание и заучивание чистоговорок и скороговорок. Текст подбирается с учетом речевых возможностей детей. Скороговорки можно произносить быстро и медленно, громко и тихо.
IV. Блиц - опрос: «Найди ошибку».
1. Воспитатель просит детей определить количество звуков в слове, при этом слова произносятся следующим образом: ба-ра-ба-н, ска-з-ка, ма-к.
2. Воспитатель просит определить место звука «З» в словах: зонт, земля, арбуз, ваза.
V. Игротека.
• с Игра мячом «Сьедобное - несьедобное».
Дети встают полукругом, Водящий сообщает правила игры: «Сьедобны те слова, в которых есть звук «Ж» (мяч нужно ловить, остальные слова - несьедобные (мяч ловить нельзя) : жаба, шайба, ножи, душ, шум, жук, ежи, мыши, желуди, шипенье, кошка, ложечка, ежевика, журчат, шуршат, широкий, живут, мошки.
• Игра с предметом «Звуковая эстафета».
• Педагог сообщает правила игры: передавая матрешку, называем слово, в котором звук «Н» находится в середине слова: окно, темно, луна, сны, ананас, щенок, поляна, кнут, кнопки, сноровка.
• Игра «Собери из звуков слово»
- Угадайте слово по первым звукам в словах: «лук», «аист», «кот» (выставляются картинки).
- Какое слово получилось?
- Что такое «лак»? (это покрывающая поверхность жидкость).
- Замени звук «Л» на «Р». Какое слово получилось? (рак).
• Игра «Игра замени звук в слове» (с мячом)
Заменяется звук «Л» на «Р» и наоборот. Взрослый бросает мяч ребенку, ребенок возвращает его, заменив звук: лов - ров, лама - рама, ложки - рожки, лань - рань, дар - дал, мир - мил, жир - жил, пир - пил.
VI. Игры с песком и водой.
Во многих группах есть центры «Песка и воды». Там также можно организовать игры, развивающие фонематический слух.
• «Спрячь ручки» : прятать руки в песок, услышав заданный звук.
• «Водолаз» : ребенок достает, называет и раскладывает игрушки, предметы в разные ведерки. Игровой материал подбирается с дифференцированными звуками в названии.
• «Два города» : под толстым слоем песка спрятаны предметы с дифференцированными звуками. Ребенок раскладывает их на две группы.
• «Два моря» : емкость с водой делится на две части. Ребенок опускает предметы и игрушки с дифференцированными звуками в разные моря (например, в море «С» и в море «Ш»).
• «Шторм» : предметы с дифференцированными звуками плавают на поверхности воды. Воздушной струей ребенок перемешивает их, а затем распределяет по своим «морям».
Еще центр «Песка и воды» можно использовать для развития дыхания, регуляции мышечного тонуса и совершенствования мелкой моторики, для проведения артикуляционной гимнастики и для развития связной речи, совершенствования грамматического строя речи.