Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие фонематческих процессов у детей дошкольного возраста»

Елена Павлова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие фонематческих процессов у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я вам представлю мастер-класс по развитию фонематических процессов у дошкольников. Вначале хочется напомнить основные направления воспитания звуковой культуры речи:

1. Развитие восприятия речи.

2. Развитие речедвигательного аппарата.

Развитие фонематического слуха является одним из компонентов развития восприятия речи, наряду с звуковысотным и ритмическим слухом, с восприятием темпа, силы голоса и тембра речи.

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Развитие фонематческих процессов у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Фонематический слух - это способность воспринимать фонемы (звуки речи). Основными составляющими фонематической функции речи являются:

фонематическое восприятие;

фонематический анализ и синтез, дифференциация звуков;

фонематические представления.

I. Развитие фонематической функции речи в ДОУ осуществляется во всех видах деятельности, а не только в рамках непосредственной образовательной деятельности и в процессе речевых и дидактических игр. Например, во время проведения динамических пауз.

1. - Ребята, давайте с вами отдохнем. Встанем, руки вдоль туловища, ноги - «широкой дорожкой». Если в слове есть звук «Б», нужно хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова - руки к плечам: барабан, ворона, палка, булка кабан, полка, суп, дубы, зубы, корабль, вата, подарок, зубр.

2. - На слово со звуком «З» - наклон вперед, со звуком «С» - наклон назад: зайка, санки, насос, зонт, коза, сосулька, барсук, солнце, позолота, маска, забор, пузырь, роса.

3. - Сядет на место тот, кто назовет слово со звуком «М» в середине и конце слова.

На таких динамических паузах происходит тренировка всех сторон фонематической функции, развивается фонематический слух, умение дифференцировать звуки, формируются фонематические представления.

II. Развитие фонематической функции на непосредственной деятельности с педагогом по формированию математических представлений.

- Я расскажу вам сказку. Когда услышите слова со звуком «Л», положите перед собой фишку.

«У кролика Степы именины. Он пригласил в гости ежика и белку. Кролик украсил норку полосками и цветами. Степа поставил на стол грибы и яблоки. «Просим к столу,» - говорит кролик. все играли в разные игры.»

- Сколько слов со звуком «Л» вы услышали?

- Назовите их.

- Какое слово самое короткое? (стол)

- Сколько звуков в этом слове? (четыре)

- В каком слове звуков на один больше, чем в слове «стол»? (белка)

Составьте задачу с одним из этих слов.

III. Развитие фонематической функции на непосредственной деятельности с педагогом по развитию речи.

Начиная со средней группы на занятиях по развитию речи можно использовать кроме дидактических игр проговаривание и заучивание чистоговорок и скороговорок. Текст подбирается с учетом речевых возможностей детей. Скороговорки можно произносить быстро и медленно, громко и тихо.

IV. Блиц - опрос: «Найди ошибку».

1. Воспитатель просит детей определить количество звуков в слове, при этом слова произносятся следующим образом: ба-ра-ба-н, ска-з-ка, ма-к.

2. Воспитатель просит определить место звука «З» в словах: зонт, земля, арбуз, ваза.

V. Игротека.

• с Игра мячом «Сьедобное - несьедобное».

Дети встают полукругом, Водящий сообщает правила игры: «Сьедобны те слова, в которых есть звук «Ж» (мяч нужно ловить, остальные слова - несьедобные (мяч ловить нельзя) : жаба, шайба, ножи, душ, шум, жук, ежи, мыши, желуди, шипенье, кошка, ложечка, ежевика, журчат, шуршат, широкий, живут, мошки.

• Игра с предметом «Звуковая эстафета».

Педагог сообщает правила игры: передавая матрешку, называем слово, в котором звук «Н» находится в середине слова: окно, темно, луна, сны, ананас, щенок, поляна, кнут, кнопки, сноровка.

• Игра «Собери из звуков слово»

- Угадайте слово по первым звукам в словах: «лук», «аист», «кот» (выставляются картинки).

- Какое слово получилось?

- Что такое «лак»? (это покрывающая поверхность жидкость).

- Замени звук «Л» на «Р». Какое слово получилось? (рак).

• Игра «Игра замени звук в слове» (с мячом)

Заменяется звук «Л» на «Р» и наоборот. Взрослый бросает мяч ребенку, ребенок возвращает его, заменив звук: лов - ров, лама - рама, ложки - рожки, лань - рань, дар - дал, мир - мил, жир - жил, пир - пил.

VI. Игры с песком и водой.

Во многих группах есть центры «Песка и воды». Там также можно организовать игры, развивающие фонематический слух.

«Спрячь ручки» : прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Водолаз» : ребенок достает, называет и раскладывает игрушки, предметы в разные ведерки. Игровой материал подбирается с дифференцированными звуками в названии.

«Два города» : под толстым слоем песка спрятаны предметы с дифференцированными звуками. Ребенок раскладывает их на две группы.

«Два моря» : емкость с водой делится на две части. Ребенок опускает предметы и игрушки с дифференцированными звуками в разные моря (например, в море «С» и в море «Ш»).

«Шторм» : предметы с дифференцированными звуками плавают на поверхности воды. Воздушной струей ребенок перемешивает их, а затем распределяет по своим «морям».

Еще центр «Песка и воды» можно использовать для развития дыхания, регуляции мышечного тонуса и совершенствования мелкой моторики, для проведения артикуляционной гимнастики и для развития связной речи, совершенствования грамматического строя речи.

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах» «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».Цель: научить педагогов развивать чувство.

Мастер-класс для педагогов ДОУ по реализации технологии «Ситуация» для детей старшего дошкольного возраста Цель: уточнение пространственных представлений (прямо, налево, направо, тренировать умение ориентироваться по элементарному плану. Задачи:.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Роль музыки в развитии речи детей дошкольного возраста» Мастер – класс для педагогов ДОУ «РОЛЬ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Цель: Обосновать взаимосвязь речи, музыки и движения.

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста» Цель: Приобщение педагогов к опыту использования упражнений, музыкальных игр, речевых игр способствующих развитию у детей чувства ритма.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» .

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Конспект мастер-класса для педагогов. Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Мастер-класс для родителей ДОУ «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» мастер-класс для родителей ДОУ. Цель: показать методы и приёмы работы.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театр теней» Цель: познакомить педагогов с тем, как сделать теневой театр, использовать его для речевого развития. Задачи: • повышение эффективности.

Мастер-класс для педагогов «Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста» Мастер — класс для педагогов Тема: «Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста» Цель: познакомить педагогов с развитием сенсорных.

Мастер-класс для педагогов «Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста» Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах выбора эффективных форм и методов, а так же способов реализации задач по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие фонематческих процессов у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 марта 2019 в 19:28
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие фонематческих процессов у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Павлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД