Ольга Суслова
Игры на занятиях с детьми с ОВЗ
Дидактические игры на развитие внимания у дошкольников с ОВЗ.
Функции внимания: развитие объема, устойчивости, распределения, переключения, сосредоточения внимания, развитие произвольного внимания.
Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.
Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов.
Публикация «Игры на занятиях с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Принято выделять несколько основных видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Внимание - самостоятельный психический процесс, и поэтому у него есть ряд собственных свойств.
Физологическая основа внимания это те механизмы, с помощью которых мы направляем внимание на интересующие нас предметы. Очаги возбуждения коры головного мозга, работа ретикулярной формации.
I. Развиваем зрительное внимание.
1. «Сделай как у меня»
Ребёнку взрослый предлагает выложить из палочек (или мозаики) по образцу букву, цифру, узор, картинку и т. п.
2. «Расставь как было»
Перед дошкольниками на столе воспитатель расставляет семь игрушек. После того, как дети рассмотрели игрушки, взрослый просит их отвернуться от стола, а он в это время игрушки меняет местами и даё т задание: «Расставьте игрушки в той последовательности, которой они были».
3. «Дорисуй»
Взрослый раздаёт детям рисунки с изображением предметов на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и дорисовать их. Например: машина без колёс, дом без крыши и т. п.
4. «Найди отличия»
Воспитатель предлагает дошкольникам карточку с изображением двух картинок, которые имеют несколько различий. Детям нужно как можно быстрее найти эти отличия.
5. «Кто быстрее»
Взрослый показывает детям ленточки разных цветов. Задача дошкольников состоит в том, чтобы назвать как можно больше предметов, овощей, фруктов, животных и т. п., которые соотвествуют определённому цвету. Например: Жёлтый – груша, карандаш, солнце, лимон…; красный – яблоко, помидор, вишня… зелёный – жаба, кузнечик, огурец, трава… и т. д.
6. «Кто спрятался?»
Взрослый раскладывает на столе перед детьми 10 картинок с животными. После того, как ребята их рассмотрели, воспитатель просит их закрыть глаза, а он в это время убирает 3 – 4 картинки и спрашивает: «Посмотрите, какие животные спрятались?»
7. «Срисовывание по клеточкам»
Дошкольникам даётся лист в клеточку (крупную или мелкую, образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура, карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
8. «Найди лишнее»
Детям предлагается карточка с изображением 6 – 7 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти. Например: лиса, медведь, волк, воробей, белка, заяц, ёж. (Воробей – птица).
II. Развиваем слуховое внимание.
1. «Самые внимательные»
Дети сидят по кругу и выполняют движения в соотвествии со словами: «Вода» – руки в стороны; «Земля» – руки вниз; «Огонь» – закрыть руками глаза; «Воздух» – поднять руки вверх.
2. «Что звучало?»
Детям демонстрируются звучание разных музыкальных инструментов. Затем эти музыкальные инструменты звучат за ширмой, а дошкольники называют, что звучало.
3. «Повтори за мной»
Дошкольникам предлагается воспроизвести по образцу, задаваемому воспитателем, ритмичные удары палочкой по столу.
4. «У кого колокольчик?»
Дети ходят по кругу звоня в колокольчик, который передают друг другу. Ребёнок с завязанными глазами стоит в центре круга и внимательно слушает от куда доносится звон колокольчика. Когда взрослый произносит фразу: «Колокольчика не слышно», ребёнок, стоящий в центре круга, должен указать рукой в ту сторону, откуда ему последний раз слышался звон.
5. «Слова»
Воспитатель чётко произносит детям 6 слов, после чего просит ребят повторить слова в той же последовательности. Например: собака, курица, корова, утка, поросёнок, цыплёнок и т. п.
6.«Что в коробке?»
Дошкольникам демонстрируются звучание в спичечных коробках: песка, земли, проса, гороха, камешков. После чего взрослый мешает коробочки и предлагает детям за звучанием определить, что находится в коробке.
7. «Расскажи как было»
Дошкольникам предлагается рассмотреть сложную сюжетную картинку и запомнить все детали рассказа взрослого о приключении её героев. Затем воспитатель задаёт вопросы по этой картинке, а дети отвечают на них вспоминая рассказ.
8. «Кто это?»
Взрослый читает интересные загадки в стишках, дошкольники должны назвать про что или кого идёт речь. Игры на развитие слухового внимания.
1. «Кукла ходит по лесенке».
В руках у детей куклы, а у логопеда металлофон.
Когда звучат низкие ноты – кукла идёт вниз, а когда высокие ноты –
Кукла идёт вверх.
2. «Наседка и цыплята».
В руках у логопеда наседка – курочка, а у детей – цыплята.
Сначала курочка клюёт зёрнышки, а цыплята слушают. А затем
цыплятки. Они должны клюнуть столько раз, сколько курочка.
Можно повторять медленный темп и быстрый, громко и тихо, в
определённом темпе.
3. «Найди игрушку».
Логопед одному ребёнку завязывает глаза. Одному из детей даёт
игрушку. Ребёнок называет детей. Если далеко, дети хлопают тихо,
а если близко – громко.
4. «Где звук?».
Дети закрывают глаза. Логопед играет на металлофоне, располагая его
В различных направлениях – вверху, внизу, справа, слева. Дети
отгадывают направление звука.
5. «Посмотри на мишку».
Логопед с мишкой в руках ходит по всей комнате. У мишки труба, а у
детей завязаны глаза. Посмотри на мишку – повернуть голову в ту
сторону, откуда звучит мишкина труба.
6. «Какой инструмент звучит?».
Логопед знакомит детей со звучанием музыкальных инструментов.
Дети садятся спиной. Звучит инструмент. Дети называют инструмент.
7. «Флажки».
Логопед раздаёт флажки, играет на металлофоне. Если металлофон
звучит громко, поднять флажки и махать, если тихо – руки лежат на
коленях.
8. «Игра с пальчиками».
Логопед играет (хлопает в ладоши) быстро и медленно. Дети при
быстром темпе крутят пальцами быстро, при медленном – медленно.
(Хлопать, стучать кулачком о кулачёк, ладонью о стол, ребром
ладони, «бежать» пальчиками).
9. «Ракеты летят на луну».
Логопед помещает в различном направлении звучащий предмет –
ракету. Космонавт по радио передаёт сигнал. Дети с завязанными
глазами должны направить находящиеся у них в руках ракеты
в направлении звучащей игрушки.
10. «Дождик».
Логопед играет на металлофоне, издавая громкие и тихие звуки.
Если звучит тихая музыка – дети гуляют, средней громкости –
раскрыть зонтик, громкая – бежать в домик.
11. «Скажи, что ты слышишь».
Логопед просит детей закрыть глаза. Внимательно послушать и
определить, какие звуки они услышали. Дети должны отвечать
полным ответом.
12. «Жмурки с голосом».
Водящему завязывают глаза. Дети тихо переходят или перебегают с
одного места на другое, издавая какие – либо звуки. Водящий
должен поймать одного из бегающих детей. Когда кто–то пойман
ребёнок должен подать голос, а водящий отгадывает, кого он
поймал.
13. «Солнце и дождь».
Логопед тихо стучит в бубен – солнце, дети гуляют. Громко –
дождик, дети убегают в домик.
14. «Угадай, чей голосок».
Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии
спиной к детям сидит ребёнок с мишкой. Логопед предлагает кому-
нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его
позвал. Тот кого узнали, становится водящим.
15. «Кто это».
Логопед держит в руке несколько картинок с изображением
животных и птиц. Ребёнок вытягивает одну картинку так, чтобы
другие её не видели. Он подражает крику животного и его
движениям, а остальные дети должны угадать.
16. «Узнай по звуку».
Играющие, садятся спиной к ведущему. Он производит различные
шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем
ведущий производит шум, поднимает руку, и не оборачиваясь,
говорит ему об этом.
17. «Улавливай шепот».
Все дети сидят по кругу. Логопед голосом обычной громкости
просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым
шепотом произносит имя того, кто должен выполнить. Если
ребёнок не расслышал своё имя, логопед вызывает другого
ребёнка.
18. «Часовой».
Комната делится на две части. С одной стороны становится
ребёнок с завязанными глазами – часовой. Все дети с одной
стороны должны тихонько перейти на другую сторону. Если
часовой услышит шорох, он кричит: «Стой!». Все
останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто
шумел. Найденный - выходит из игры.
19. «Где постучали».
Все дети сидят на стульчиках по кругу. В середину выходит
ребёнок и закрывает глаза. Логопед обходит весь круг за спинами
детей и кому-то из них даёт палочку. Ребёнок стучит ею об стул и
прячет её за спину. Дети кричат: «Пора!». Водящий ищет палочку,
если находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот
идёт водить. А если не находит, продолжает водить.