Папки-передвижки

Подвижные игры и их проведение на занятиях по физической культуре

Голованова Елена Владимировна
Подвижные игры и их проведение на занятиях по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы

«Подвижные игры и их проведение на занятиях

по физической культуре»

«Спорт становится средством

воспитания тогда, когда он -

- любимое занятие для каждого».

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Подвижные игры и их проведение на занятиях по физической культуре» размещена в разделах

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Подвижные игры и их роль в развитии дошкольников

Детей начинает интересовать результат подвижной игры, им хочется знать, кто прыгнул дальше всех, больше поймал зайцев и т. д. Поэтому в конце игры педагог вкратце подводит ее итог, что имеет большое воспитательное значение.

В подготовительной к школе группе особенно велико значение подвижных игр в закреплении и совершенствовании основных движений. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, чтобы они были легкими, красивыми, уверенными. Ребята должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. Необходимо ставить перед ними в играх задачи для самостоятельного решения.

Игра средней подвижности «Мотоциклисты» (подготовительная группа)

(Закрепление ведения мяча в движении, без зрительного контроля) :

Ведущий – регулировщик поднимает зелёную (жёлтую, красную) кеглю. Дети – мотоциклисты. На зелёный «свет» дети выполняют ведение мяча шагом, на жёлтый – на месте, на красный – берут мяч в руки. «Мотоциклист», нарушивший правила отправляется на «штрафную стоянку».

Проявлению физических и морально- волевых качеств более всего способствует участие детей в подвижных играх в которых общий результат зависит от взаимодействия играющих («Горелки», «Пионербол», игры- эстафеты. Упражнения с элементами соревнования создают особый динамический и эмоциональный фон, стимулирующий максимальное проявление физических и волевых качеств ребёнка, способствующий быстрому и правильному выполнению движений. Особенно важно, что они помогают избежать однообразной работы над техникой действия.

Игры - соревнования и игры - эстафеты, планируемые в физкультурной деятельности старших дошкольников - это наиболее доступный и эффективный метод активизации двигательной деятельности детей. Преимущество игр-эстафет перед строго дозируемыми физическими упражнениями в том, что они всегда связаны с инициативой, фантазией, творчеством, протекают эмоционально, стимулируют двигательную активность. В играх – эстафетах от результата каждого участника зависит результат команды. Такая зависимость в игре друг от друга достаточно трудна для детей, это дисциплинирует их, воспитывает выдержку, внимание, чувство ответственности и долга перед коллективом. В таких играх ребёнок мобилизуется, направляя усилия на достижение лучших результатов, неудачи одного ребёнка компенсируются ещё большим усердием других, предоставляя возможность выручить команду.

Игры - эстафеты мы применяем как на обычных занятиях, так и на спортивных досугах и праздниках.

Наряду с подвижными играми во всех возрастных группах используются игровые упражнения.

К игровым упражнениям относятся действия, направленные на овладение движениями в игровой форме. Ребенок действует в игровых упражнениях без специально установленных правил, соблюдая требование точного осуществления двигательного действия, выполняя движения независимо от других.

Любые спортивные упражнения можно весело обыграть, придумать игровую ситуацию.

Мы часто проводим общеразвивающие упражнения, используя веселые карточки "Посмотри-изобрази", где каждой картинке соответствует определенное упражнение. (Многие названия позаимствованы из Хатха - йоги, но они не совсем статичны (т. к. детям это достаточно сложно, а некоторые придуманы чисто по ассоциациям).

Игры и игровые упражнения для закрепления навыков работы с мячом

1. Для выработки умения оценить траекторию полёта мяча и силу броска хорошо подходит игра- упражнение «Ловкий мячик», в котором дети «учат» мячик прыгать:

Строим «горку» из модулей «Альмы».

Ребёнок должен бросить мячик так, чтобы он ударился перед «горкой» и сам через неё перепрыгнул. Затем догнать мяч и вернуться на исходную позицию.

Расстояние до «горки» и ее высоту можно увеличивать и уменьшать. В зависимости от этого траектория полёта мяча может быть или более пологая или более крутая (фиксируем внимание на понятие «траектория»).

2. Таким же способом мячик «учится» прыгать через «речку» - у нас иногда используется дорожка из голубого дерматина с рыбками. Ширина «речки» и расстояние до неё тоже может меняться. В этой игре можно одновременно закреплять прыжок в длину с места- «речка» разной ширины, каждый ребенок может выбрать себе расстояние по силам.

3. Игровое упражнение «Зааркань коня»

Ребенок должен набросить обруч на надувную лошадку.

4 Игровое упражнение «Жонглер в цирке»

Для полноты ассоциации одеваем детям клоунские воротнички. Учимся подбрасывать и ловить мячики (выработка ручной ловкости)

Игровое упражнение «Дрессируем тигров»

Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок бросает мяч, другой – держит обруч в одной руке. «Тигр» (мячик) «прыгает» в обруч. Ребёнок, держащий обруч, помогает партнёру при неточности в броске – поднимает или опускает обруч.

Игровое упражнение «Цепочка обручей»

Вариант 1 :Цепочка состоит из двух обручей маленького и большого, лежащих друг за другом. Ребёнок должен бросить мяч в малый обруч (d- 55см) так, чтобы он «перескочил» в большой (d – 1 м).

Вариант 2: На полу лежат три обруча вплотную друг за другом – два малых

(d – 55 см) и один большой (d – 1 м). Мяч нужно бросить так, чтобы он «перескочил» по очереди сначала в один, а затем в оба следующих обруча.

Вариант 3: Н а полу на небольшом расстоянии друг от друга лежат два малых обруча (расстояние может быть от 50 до 150 см). Ребёнок должен бросить мяч так, чтобы он «перепрыгнул» из одного обруча в другой.

Вариант 4: На полу лежат обручи (3, 4 или 5 штук). Ребёнок идёт вдоль цепочки обручей, выполняя ведение мяча с попаданием поочерёдно в каждый обруч.

Мониторинг.

Содержание и правила игровых занятий во многом зависит от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп, в процессе их обучения и воспитания. Важно также подбирать такие подвижные игры для дошкольников, которые будут соответствовать уровню развития участвующих в них детей.

В начале и конце каждого учебного года мы обязательно изучаем уровень физического развития детей, что позволяет определить направление (и, соответственно, итоги) работы с данной группой детей.

Мониторинг для детей старшего дошкольного возраста проводится в виде игр - соревнований. Мы играем в спортсменов! Дети с удовольствием прыгают, бегают, бросают мячики, мешочки с песком. Например, соревнования по бегу и метанию часто проходят у нас на улице на спортивном празднике "Будь спортивным и здоровым!"

Прыжки в длину и высоту проходят в зале. Дети очень любят прыгать. Они готовы прыгать снова и снова, радуются, когда у них получается прыгнуть выше, дальше.

Предметно-игровая среда

Для организации игр важно создать предметно-игровую среду. В состав предметно-игровой среды входят: игровая площадка, игровое оборудование, игрушки, разнообразная игровая атрибутика, материалы. Все эти игровые средства должны находиться в спортивном зале, на площадке.

Игры и пособия должны быть яркими и интересными, нужно стараться использовать максимально разнообразные варианты, чтобы увеличивать двигательный опыт детей.

Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми. Это наш любимый предмет! Например, мы, для обучения технике владения мячом, играем во все мячики, которые можно найти - это интересно и очень разнообразит занятия. Применяем обычные резиновые и пластиковые мячи разного диаметра, мячики для большого тенниса, каучуковые мячики, воздушные шарики и даже большие гимнастические d 45-65 см. Это гораздо веселее, чем, если бы их было два-три варианта.

Часто используем для занятий обручи различного диаметра, гимнастические палки, скамейки, канат, брус, приставные доски, лестницы, напольные корзины. Можно использовать сделанные из дерматина различные дорожки, кружки, цифры, геометрические фигуры. Сделают занятия интересными модули «Альмы».

Для тренировки в метании должны быть разнообразные красочные мишени. Лучше, если они будут не просто кружками на стене. Например, у нас в зале, кроме обычных, нарисованы на различной высоте такие мишени:

- воробей за верёвочку несёт два колечка - цель колечки.

- жучок несёт яркий цветок в форме ромашки - цель сердцевина цветка.

- червячок на большом яблоке, цель – большая дырочка, прогрызенная червячком.

- звезда (на высоте 3 м).

- гриб – мухомор (на высоте 40 см).

- попугай подбрасывает вверх большой мяч, цель – мяч.

Бросать мяч в такие мишени гораздо веселее.

Должны быть веселые пособия для занятий, занимаясь с которыми ребенок будет испытывать радость!

В заключении хочу сказать, что игра - любимое занятие ребенка и, чтобы дети любили спорт, нужно как можно меньше учительствовать и как можно больше играть с ними! Лесгафт назвал подвижную игру «упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни! Так давайте помогать нашим детям готовиться к жизни!

Игры и эстафеты с мячом

1. Игра «Разноцветные мячики»

Дети делятся на 4 – 5 команд. Каждой команде выдаются мячики одного цвета. Можно использовать пластмассовые шарики от «сухого бассейна». Дети встают по большому кругу диаметром 5 м. вперемежку. Посредине стоит брусок на торце (модуль «Альма», а на нём кегля. Педагог говорит – «Красные». Дети, у которых в руках красные шарики бросают их в кеглю, стараясь сбить её. Затем тоже самое повторяется с синими, зелёными (и т. д.) шариками. Отмечается, какая команда более меткая.

2. Игра -эстафета - «Мяч в горку»

Играющие выстраиваются по кругу (6 – 10 человек) на расстоянии вытянутых рук. В центре круга – горка (куб, на нём гимнастическая доска).

Игрок, стоящий в шаге от основания горки, с достаточной силой катит мяч в горку так, чтобы играющий, находящийся напротив, смог поймать его руками и передать налево по кругу. Затем все игроки делают шаг влево и продолжают передачу до тех пор, пока её не выполнят все участники.

По кругу игроки должны переходить только в заранее заданном направлении.

Выигрывает команда, которая быстрее выполнила задание и с меньшим числом падений мяча на пол. За что назначается штрафное очко.

Необходимо добиваться плавного перекатывания мяча, однако, с достаточной силой и быстротой.

3. Игра-эстафета - «Мяч по кругу»

Дети становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук один от другого, а потом рассчитываются на первые и вторые номера. Так получаются две команды.

Ведущий даёт волейбольные мячи двум игрокам, стоящим рядом, т. е. первому и второму номерам. По сигналу они бегут в противоположных направлениях, огибая круг с внешней стороны. Каждый из них, вернувшись на своё место, бросает мяч ближайшему товарищу по команде. Этот игрок, поймав мяч, сейчас же обегает круг, становится на своё место и отсюда перекидывает мяч дальше через одного человека и т. д. Побеждает та команда, в которой все игроки пробегут с мячом по кругу быстрее.

4. Игра –«Стой!»

Выбирается водящий, ведущий бросает мяч как можно выше кверху, пока водящий ловит его, остальные игроки разбегаются по площадке. Как только водящий схватит мяч, он кричит: «Стой!», и все должны, мгновенно остановится. Водящий старается попасть мячом в ближайшего игрока. Если он промахнётся, то должен бежать за мячом, а в это время все остальные могут отбегать дальше. Схватив мяч, водящий кричит: «Стой!», если же он попадёт, то запятнанный становится новым водящим, и игра начинается сначала.

5. Игра - эстафета: «Мяч над головой»

Дети становятся в две команды – колонны. Игроки, стоящие впереди каждой колонны, держат в руках мяч. По сигналу ведущего передние, не поворачиваясь, передают мяч над головой стоящим сзади, те передают мяч дальше, и так далее до конца колонны. Последние игроки в колоннах, получив мяч, бегут и становятся первыми, передают мяч стоящему сзади. Когда очередь вновь дойдёт до первого, он должен передать мяч ведущему. Выигрывает команда, которая раньше закончила передачу мяча.

6. Игра -«Народный мяч»

На каждой половине игровой площадки, разделенной средней линией, размещается команда. По одному игроку из каждой команды находятся на задних пограничных линиях команды – соперницы. Суть игры в том, что мяч перебрасывается между игроками и капитаном, но при удобном случае игрок, владеющий мячом, должен попасть им в игрока команды – соперницы. После попадания или ловли мяча соперником мяч переходит к другой команде и игра продолжается.

Игроки, в которых попали мячом, отправляются на заднюю пограничную линию команды – соперницы. Они тоже могут, если захватят мяч, бросать его в противника.

Победительницей считается команда, которой удалось вывести из строя больше игроков из команды соперников.

7.«Эстафета через сетку»

Каждая команда строится в две колонны, которые располагаются лицом друг к другу на разных сторонах площадки. Первые игроки находятся на линии передачи. По сигналу педагога они передают мяч двумя руками сверху через сетку, а сами убегают в конец своей колонны. То же выполняют на противоположной стороне.

Команда, допустившая ошибку, повторяет передачу.

Побеждает команда, раньше закончившая эстафету.

Игры малой подвижности

1.«Откати мяч»

Две команды выстраиваются друг против друга на расстоянии 2 – 5 метров. На середине между ними большой мяч. По сигналу ведущего игроки команд кидают по мячу теннисными мячами. В чью сторону мяч скатится больше, та и выиграла

2.«Гонка мячей по кругу»

Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У игроков, стоящих в круге напротив друг друга, мячи разного цвета или размеров. После сигнала игроки начинают передавать мячи друг другу (по указанному направлению, стараясь догнать другой мяч.

3.«Мельница»

Педагог говорит:

Мели, мели мельница,

Жерновочки мелются.

Мели, мели засыпай

И в мешочки набивай

Дети, расставив руки в стороны, крутятся на месте. По окончании приговорки -нужно остановиться, встать на одну ногу и замереть. Тот, кто встанет на две ноги – выбывает из игры.

4.«Какое что бывает»

Бросая детям, мяч различными способами, педагог задаёт вопрос, на который ребёнок должен, поймав мяч, ответить, после чего вернуть мяч педагогу

бросив его тем же способом. Педагог, в свою очередь, бросает мяч следующему ребёнку и т. д.

Вопросы можно задавать о разных признаках предметов – форме, размере, цвете, величине, свойствах и т. п.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко, вишня)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, верёвка, нитка, лента, шнур)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф)

4. Что бывает зелёным? (Трава, деревья, кусты, кузнечик, платье)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лёд, роса, иней, камень, ночь)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, доска, яблоко)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка)

9. Что бывает колючим? (Ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы, кинжал, клинок)

11. Что бывает лёгким? (Пух, перо, вата, снежинка)

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец, река, ручей)

5.«Кто чем занимается?»

Бросая или прокатывая мяч ребёнку, педагог называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч педагогу, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названой профессии.

Педагог: Дети:

строитель строит

повар варит (готовит)

носильщик носит

чертёжник чертит

рабочий работает

уборщица убирает

художник рисует

6.«Кто это делает?»

Кто и что – летит, бежит,

Ходит, плавает, лежит?

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч педагогу, называет существительное, подходящее к названому глаголу.

Педагог: Дети:

Идёт Человек, животное, поезд, пароход,

дождь, град, время, дорога.

Бежит Человек, животное, ручей, время, конь …

Плывёт Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка,корабль, человек, облако …

Публикации по теме:

Роль народной сказки на занятиях по физической культуре В современном мире на смену увлекательным коллективным играм, пришли компьютерные. У детей все меньше остается времени для подвижных игр,.

Картотека «Дидактические игры по физической культуре»Картотека «Дидактические игры по физической культуре» «Две половинки» Картинки с изображением спортивного инвентаря и основных видов движений инвентаря разрезаны на две половинки. Цели и задачи:.

Консультация для родителей «Физкультурная форма на занятиях по физической культуре в ДОО» Физкультурой заниматься – надо в форму одеваться! А в одежде повседневной заниматься даже вредно! Физкультурные занятия – основная форма.

Консультация для родителей «Физкультурная форма на занятиях по физической культуре в ДОУ» Консультация для родителей «Физкультурная форма на занятиях по физической культуре в ДОУ" Физкультурные занятия – основная форма систематического.

Консультация для родителей «Спортивная форма вна занятиях по физической культуре» Консультация для родителей «Спортивная форма на занятиях по физической культуре». Инструктор по физической культуре 1 квалификационной.

Консультация для родителей «Требования к спортивной форме на занятиях по физической культуре» Почему же так важно наличие спортивной формы для занятий? Дело в том, что подбор одежды и обуви отражается на работоспособности, поэтому.

Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествияНетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение - это.

Подвижные игры в практике работы инструктора по физической культуры «Вопросы методики» Привлекательность и популярность подвижных игр - в их доступности и зрелищности. Это делает их прекрасным средством для привлечения к постоянным.

Проект «Подвижные игры, как средство коррекции и воспитания физических качеств на уроках физической и адаптивной культуры» ПРОЕКТ «Подвижные игры как средство коррекции и воспитания физических качеств на уроках физической и адаптивной культуры для разных категорий.

Конспект занятия по физической культуре «Игры на лесной полянке» в подготовительной группе МБДОУ №62 «Яблонька» г. Брянск Конспект нод по физической культуре в подготовительной группе «Игры на осенней полянке» Воспитатель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подвижные игры и их проведение на занятиях по физической культуре
Опубликовано: 2 февраля 2019 в 14:26
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подвижные игры и их проведение на занятиях по физической культуре» (включая файлы) размещена пользователем Голованова Елена Владимировна (УИ 821357) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД