Папки-передвижки

Игры на словообразование существительных у дошкольников

Виктория Демидова
Игры на словообразование существительных у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание работы по формированию словообразования у дошкольников

Формирование словообразования существительных.

Основными задачами данного направления являются:

1) Научить детей образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Последовательность в работе:

1. В процессе работы сначала закрепляются словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивными суффиксами -ик-, -чик-, -к-.

Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

Публикация «Игры на словообразование существительных у дошкольников» размещена в разделах

а) без изменения звуковой структуры корня производного слова.

Речевой материал: дом-домик, нос-носик, лист-листик, забор-заборчик, шкаф-шкафчик, суп- супчик, диван-диванчик, лапа - лапка, мышь-мышка, туча тучка);

б) с изменением звуковой структуры производного слова.

Речевой материал: рукав-рукавчик; шуба-шубка, капля-капелька, береза-березка, книга-книжка, крыльцо-крылечко, кольцо-колечко

2. Закрепляются умение образовывать существительные с суффиксами -очк-; -ечк-:

а) словообразование ласкательных собственных имен мужского и женского рода на -а, : Аня-Анечка, Таня-Танечка;

б) словообразование неодушевленных существительных женского рода : лента-ленточка, клумба-клумбочка, звезда-звездочка, тумба-тумбочка

3. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -ичк-: вода-водичка, коса-косичка

4. Словообразование существительных женского рода с использованием суффиксов -онък-, -еньк- проводится в следующей последовательности:

а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, : Маша-Машенька, Даша-Дашенька, Миша-Мишенька, Надя-Наденька;

б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова : береза= березонька, дядя-дяденька, дочь-доченька;

в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова : рука -рученька, нога-ноженька.

5. На более позднем этапе развивается умение образовывать существительные с использованием менее продуктивных суффиксов -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц-:

а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-: дед-дедушка, соловей-соловушка, скворец-скворушка, поле-полюшко;

б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк-: перо-перышко, солнце-солнышко, зерно-зернышко, стекло-стеклышко;

в) словообразование с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-: лужа-лужица, земля-землица, кожа-кожица, роща-рощица, мороз-морозец, хлеб-хлебец, письмо-письмецо, пыль-пыльца, мыло-мыльце, дерево-деревцо, зеркало-зеркальце, корыто-корытце, одеяло-одеяльце.

2) Научить образовывать существительные, образовывающие название детенышей животных. В процессе работы необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования.

Последовательность работы:

1. Словообразование без изменения звуковой структуры корня: гусь-гусенок-гусята, еж-ежонок-ежата, лось-лосенок-лосята.

2. Словообразование с чередованием звуков в корне слов : волк- волчонок-волчата, орел-орленок-орлята, индюк-индюшонок-индюшата, лев-львенок-львята.

3. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма) : овца-ягненок-ягнята, свинья-поросенок-поросята, корова-теленок-телята, собака-щенок-щенята.

3) Научить детей образовывать существительные с помощью суффикса -ищ и –инк.

Последовательность в работе:

1. На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которой сохраняется звуковая структура корня: (бусы – бусинка, пыль-пылинка, солома-соломинка, икра-икринка кот - котище).

2. В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов : (горох – горошинка, чай-чаинка, снег-снежинка, пух-пушинка, рука – ручище, нога-ножище).

4) Научить детей образовывать название вместилища по содержимому.

Последовательность в работе:

1. На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которой сохраняется звуковая структура корня: (суп – супница, чай-чайница, сахар-сахарница, соус-соусница)

2. В дальнейшим закрепляется словообразование существительных с суффиксом -ниц- в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков в корне: (хлеб – хлебница, пепел – пепельница, сухари-сухарница, чернила-чернильница).

Примерные задания и дидактические пары по закреплению словообразования существительных.

Традиционно методические пособия по развитию лексико-грамматических категорий предлагают набор игр и упражнений, связывая их с лексическими темами. Но, как известно, именно в рамках лексической темы логопед намечает для изучения разные лексико-грамматические категории.

Данная систематизация позволит на занятиях решать и другие не менее важные в работе задачи по развитию и обогащению словаря, развитию фонематических представлений анализа, синтеза, связной речи у дошкольников, а также проводить работу по развитию других грамматических категорий.

Тема: «Грибы»

Игра «Назови ласково грибочки». Логопед называет название большого гриба и бросает мяч ребенку, а он образует от данного слова существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросает мяч обратно и т. д.

Речевой материал: боровик – боровичок

моховик - …

сыроежка - …

корзинка - …

пень - …

лес - …

поляна - …

лукошко - …

Аналогичный вид игры можно предложить по темам: «Овощи», «Транспорт», «Фрукты. Ягоды», «Инструменты», «Животные», «Насекомые», «Птицы»

Тема «Дикие животные»

Логопед предлагает, прослушав стихотворение выделить общую часть в словах, обозначающих детенышей диких животных.

1. Детеныши

У каждого зверя в лесу есть свой детеныш-ребенок.

В уютной берлоге живет с медведицей медвежонок,

И трется о маму-волчицу в логове серый волчонок,

А с рыжей мамой-лисой играет в норе лисенок,

Орешки в дупле грызет белкин сыночек – бельчонок.

У каждого зверя в лесу есть свой детеныш-ребенок.

2. Назови ласково.

Слова по-разному звучат-

Не тайна это для ребят.

Звучат и очень строго.

Слов грубых тоже много.

Мы ссориться не любим,

Приятней нам дружить

И ласково и нежно

Слова произносить.

3. Игра с мячом «Назови ласково».

Логопед бросает детям мяч и при этом произносит слова, обозначающие взрослых животных. Дети, возвращая мяч логопеду, должны правильно назвать детенышей этих животных.

большой медведь, а маленький медвежонок

большой волк, а маленький волчонок

большая белка, а маленький бельчонок

большой лось, а маленький олененок

большая олень, а маленький олененок

большая рысь, а маленький рысенок

большой бобр, а маленький бобренок

4. Игра «Кто у кого?»

В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей. Вначале логопед задает детям загадку про животное. Например:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее…

Кто это? (Это лиса.)

- А как называют детеныша лисы? (Лисенок.)

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?». Посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок.)

Логопед показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?» Дети отвечают: «У лисы лисенок» и т. д.

- Послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая общая часть в этих слова? (-онок-)

5. «Назвать животных парами».

Детям предлагается загадка:

Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый

По деревьям может лазать,

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле.

- Кто это? (Белка.)

- А как называют детеныша белки? (Бельчонок.)

На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка – бельчонок, заяц – зайчонок, волк – волчонок, медведь - медвежонок). Логопед показывает картинку, дети называют пару слов : взрослого животного и детеныша.

- А у каких животных название детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова – теленок, лошадь – жеребенок, овца – ягненок, собака – щенок, свинья – поросенок.)

6. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».

На доске картинка «Лиса и лисята». Сначала дети вспоминают названия одного детеныша.

- Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много.) Лисенок – это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята.)

- А теперь поиграем с мячом.

Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно логопеду.

7. Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей?»

На доске картинка по сказке «Три медведя».

- Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказку «Три медведя».)

- Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа – медведь Михаил Иванович, мама - медведица Настасья Петровна, детеныш – медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя – это медведь, мама и детеныш называются по-разному.

Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (или детенышей) животных: лис – лиса – лисенок, заяц – зайчиха – зайчонок, волк – волчица – волчонок, еж – ежиха – ежонок, лев – львица – львенок, тигр – тигрица – тигренок, слон – слониха – слоненок.

- А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык – корова – теленок, пес – собака – щенок, кролик – крольчиха – крольчонок, кот – котенок.)

Тема «Домашние животные».

1. Игра «Собери семью»

Логопед рассказывает сказку: «Невнимательные животные – отцы кот, пёс, баран, козел, конь, бык, и боров отвели как-то раз своих детей в детский сад для зверят. А когда пришли за детьми вечером, перепутали их. Помогите мамам – кошке, собаке, козе, овце, лошади, свинье, корове найти своих малышей».

Образец: кот – кошка – котенок.

2. Игра «Образуй новые слова»

свинья – свинина

баран – баранина

кролик – крольчатина

теленок – телятина

Тема «Человек. Части тела»

1. Задание: проговаривать слова, закрепляя употребление тех или иных грамматических форм: ручки – ручищи, ножки – ножищи, глазки – глазищи, ротик – ротище и т. д. ( Использовать соответствующий наглядный материал: рисунки, игрушки.)

2. Дружище ИЩ

Познакомься, дружок,

Это – ИЩ-дружище,

Может маленькие глазки

Превратить в глазищи.

Может ротик маленький

Превратить в ротище.

Вот какой волшебник

Этот ИЩ-дружище!

Может он волчонка

Превратить в волчище.

Может он котенка

Превратить в котище.

Вот такой волшебник

Этот ИЩ-дружище!

3. «Два брата ИК и ИЩ».

- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ – большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)

- У ИКА был носик, а у ИЩА?.

В дальнейшем закрепляется дифференциация слов : ротик- ротище, лобик – лобище, глазик – глазище, ручки – ручищи, ножки – ножище.

Делается вывод: если в слове слышится ик, это значит, что предмет маленький, а если ищ – значит, предмет большой.

- А сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ик и ищ. Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище.

Предлагается следующий речевой материал: большой комар (комарище, маленький куст (кустик, большие усы (усищи, большой куст (кустище, маленький ковер (коврик, большая изба (избища, маленький винт (винтик, большой помидор (помидорище).

4. Игра «Назови большой и маленький»

Зуб – зубик – зубище

Глаз -…-…

Нога -…-…

Голос - …-…

Тема «Профессии».

1. Назвать профессии (по картинкам).

Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

- Кто носит багаж? (Носильщик.)

- Кто сваривает трубы? (Сварщик.)

- Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)

- Кто работает на кране? (Крановщик.)

- Кто укладывает камни? (Каменщик.)

- Кто точит ножи? (Точильщик.)

- Кто чинит часы? (Часовщик.)

- Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)

Далее логопед задает вопрос:

- Какая общая часть в словах носильщик, стекольщик, крановщик, каменщик, точильщик, экскаваторщик?

При произнесении этих слов логопед подчеркивает интонацию, голосом суффикс -щик-.

2. Игра «Как назвать того, кто?»

- Кто на паровозе ездит? (Машинист.)

- Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен.)

- Кто песни сочиняет? (Композитор.)

- Кто играет на рояле? (Пианист.)

- Кто все ломает? (Хулиган.)

- Кто водит самолет? (Летчик, пилот.)

- Кто такой полководец?

Тема «Мамин день. Семья».

1. -Еньк- и -очк-, детишки,

Помирить хотят

Всех людей на свете –

Взрослых и ребят.

Всех зверей на свете

Примирить хотят:

Добрые слова

-Еньк- и -очк- творят.

2. Игра с мячом «Назови ласково».

Логопед говорит слово и бросает мяч; ребенок ловит мяч, образует новое слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч логопеду.

мама – мамочка

папа – папочка

бабушка – бабуленька

дедушка – дедуленька

заяц – заинька

лиса – лисонька

белка – белочка

дочь – доченька

внучка – внученька

Тема «Посуда»

1. Игра «Назови ласково».

Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблоко и др.).

2. Игра «Что и для чего?»

Логопед предлагает назвать детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).

Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице).

После названия предмета дети кладут его в ту емкость, в которой он хранится.

Далее логопед прелагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс -ниц-.

Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется столом, в котором есть «частичка» (суффикс) -ниц-.

В заключении проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.

- Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница.)

- Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница.)

- Как называется сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница.)

- Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница.)

3. Задание: Логопед читает стихотворение, а дети отвечают на вопрос, который звучит в конце стихотворения.

Я учу свою соседку:

Масло я кладу в масленку,

В чайник чай я наливаю

И про соль, конечно, знаю:

Я насыплю соль в солонку –

Не просыпать бы, тихонько.

Мама кофе очень любит,

Для него кофейник служит.

А для супа – супница.

Зная все я, умница.

А детки догадаются,

Как это называется?

Ответ:

Эта посуда предназначена:

для селедки – селедочница

для чая – чайник

для соуса – соусник

для сухарей – сухарница

для хлеба – хлебница

для конфет – конфетница

для молока – молочник

для перца – перечница

для горчицы – горчичница

для салата – салатница

Тема «Мебель»

1. Игра с мячом «Скажи правильно»

Логопед называет словосочетание, а дети на его основе образуют новое слово с использованием суффиксов – ик и -ищ-:

маленький стол – столик

маленький стул – стульчик

маленький буфет – буфетик

большой диван – диванище

маленький диван – диванчик

маленький шкаф – шкафчик

большая тумба – тумбища

маленькая тумба – тумбочка

маленький комод – комодик

Обобщение: если в слове слышится -ик- это значит, что предмет маленький, а если -ищ- - значит, предмет большой.

Наглядный материал: рисунки – гномик и великан, маленький волчонок и огромный волчище, котенок и большой котище.

Публикации по теме:

«Мама». Урок русского языка по повторению знаний об имени существительном. Падежи имен существительных«Мама». Урок русского языка по повторению знаний об имени существительном. Падежи имен существительных Цели. Отрабатывать умения определять части речи, род, число, падеж имен существительных; повторить состав слова; работать над выразительностью.

Дидактическая игра для закрепления падежей существительных «Винни-Пух и его друзья»Дидактическая игра для закрепления падежей существительных «Винни-Пух и его друзья» Данная игра предназначена для отработки существительных единственного числа в винительном падеже с предлогом «В»: («Кто живет в домике?»,.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игры-кричалки. Малоподвижные игры для дошкольников Игры-кричалки используются в непосредственной образовательной деятельности, на праздниках и развлечениях для психологической разгрузки детей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Цель урока: Создание условия для.

Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речиИгры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи. Игры предназначена для детей 5-7 лет.

Технологическая карта урока русского языка «Число имен существительных» в 3 классе 3 класс УМК «Школа России» Русский язык Технологическая карта Тема Число имён существительных Цели Сформировать понятие об изменении имён.

Урок русского языка в 3 классе «Осенняя прогулка» по теме «Род имён существительных» ТЕМА УРОКА: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ «Осенняя прогулка» Цели: 1. Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных,.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Определение рода имён существительных во множественном числе» Урок русского языка в 3Б классе. Технология: Критическое мышление Учебник: Т. Г. Рамзаева «Русский язык» Урок по теме: Определение рода имён.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры на словообразование существительных у дошкольников
Опубликовано: 9 мая 2022 в 17:29
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры на словообразование существительных у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Демидова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД