Виктория Демидова
Игры на словообразование существительных у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание работы по формированию словообразования у дошкольников
Формирование словообразования существительных.
Основными задачами данного направления являются:
1) Научить детей образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Последовательность в работе:
1. В процессе работы сначала закрепляются словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивными суффиксами -ик-, -чик-, -к-.
Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:
Публикация «Игры на словообразование существительных у дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
а) без изменения звуковой структуры корня производного слова.
Речевой материал: дом-домик, нос-носик, лист-листик, забор-заборчик, шкаф-шкафчик, суп- супчик, диван-диванчик, лапа - лапка, мышь-мышка, туча тучка);
б) с изменением звуковой структуры производного слова.
Речевой материал: рукав-рукавчик; шуба-шубка, капля-капелька, береза-березка, книга-книжка, крыльцо-крылечко, кольцо-колечко
2. Закрепляются умение образовывать существительные с суффиксами -очк-; -ечк-:
а) словообразование ласкательных собственных имен мужского и женского рода на -а, -я: Аня-Анечка, Таня-Танечка;
б) словообразование неодушевленных существительных женского рода : лента-ленточка, клумба-клумбочка, звезда-звездочка, тумба-тумбочка
3. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -ичк-: вода-водичка, коса-косичка
4. Словообразование существительных женского рода с использованием суффиксов -онък-, -еньк- проводится в следующей последовательности:
а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, -я: Маша-Машенька, Даша-Дашенька, Миша-Мишенька, Надя-Наденька;
б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова : береза= березонька, дядя-дяденька, дочь-доченька;
в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова : рука -рученька, нога-ноженька.
5. На более позднем этапе развивается умение образовывать существительные с использованием менее продуктивных суффиксов -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц-:
а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-: дед-дедушка, соловей-соловушка, скворец-скворушка, поле-полюшко;
б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк-: перо-перышко, солнце-солнышко, зерно-зернышко, стекло-стеклышко;
в) словообразование с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-: лужа-лужица, земля-землица, кожа-кожица, роща-рощица, мороз-морозец, хлеб-хлебец, письмо-письмецо, пыль-пыльца, мыло-мыльце, дерево-деревцо, зеркало-зеркальце, корыто-корытце, одеяло-одеяльце.
2) Научить образовывать существительные, образовывающие название детенышей животных. В процессе работы необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования.
Последовательность работы:
1. Словообразование без изменения звуковой структуры корня: гусь-гусенок-гусята, еж-ежонок-ежата, лось-лосенок-лосята.
2. Словообразование с чередованием звуков в корне слов : волк- волчонок-волчата, орел-орленок-орлята, индюк-индюшонок-индюшата, лев-львенок-львята.
3. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма) : овца-ягненок-ягнята, свинья-поросенок-поросята, корова-теленок-телята, собака-щенок-щенята.
3) Научить детей образовывать существительные с помощью суффикса -ищ и –инк.
Последовательность в работе:
1. На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которой сохраняется звуковая структура корня: (бусы – бусинка, пыль-пылинка, солома-соломинка, икра-икринка кот - котище).
2. В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов : (горох – горошинка, чай-чаинка, снег-снежинка, пух-пушинка, рука – ручище, нога-ножище).
4) Научить детей образовывать название вместилища по содержимому.
Последовательность в работе:
1. На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которой сохраняется звуковая структура корня: (суп – супница, чай-чайница, сахар-сахарница, соус-соусница)
2. В дальнейшим закрепляется словообразование существительных с суффиксом -ниц- в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков в корне: (хлеб – хлебница, пепел – пепельница, сухари-сухарница, чернила-чернильница).
Примерные задания и дидактические пары по закреплению словообразования существительных.
Традиционно методические пособия по развитию лексико-грамматических категорий предлагают набор игр и упражнений, связывая их с лексическими темами. Но, как известно, именно в рамках лексической темы логопед намечает для изучения разные лексико-грамматические категории.
Данная систематизация позволит на занятиях решать и другие не менее важные в работе задачи по развитию и обогащению словаря, развитию фонематических представлений анализа, синтеза, связной речи у дошкольников, а также проводить работу по развитию других грамматических категорий.
Тема: «Грибы»
Игра «Назови ласково грибочки». Логопед называет название большого гриба и бросает мяч ребенку, а он образует от данного слова существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросает мяч обратно и т. д.
Речевой материал: боровик – боровичок
моховик - …
сыроежка - …
корзинка - …
пень - …
лес - …
поляна - …
лукошко - …
Аналогичный вид игры можно предложить по темам: «Овощи», «Транспорт», «Фрукты. Ягоды», «Инструменты», «Животные», «Насекомые», «Птицы»
Тема «Дикие животные»
Логопед предлагает, прослушав стихотворение выделить общую часть в словах, обозначающих детенышей диких животных.
1. Детеныши
У каждого зверя в лесу есть свой детеныш-ребенок.
В уютной берлоге живет с медведицей медвежонок,
И трется о маму-волчицу в логове серый волчонок,
А с рыжей мамой-лисой играет в норе лисенок,
Орешки в дупле грызет белкин сыночек – бельчонок.
У каждого зверя в лесу есть свой детеныш-ребенок.
2. Назови ласково.
Слова по-разному звучат-
Не тайна это для ребят.
Звучат и очень строго.
Слов грубых тоже много.
Мы ссориться не любим,
Приятней нам дружить
И ласково и нежно
Слова произносить.
3. Игра с мячом «Назови ласково».
Логопед бросает детям мяч и при этом произносит слова, обозначающие взрослых животных. Дети, возвращая мяч логопеду, должны правильно назвать детенышей этих животных.
большой медведь, а маленький медвежонок
большой волк, а маленький волчонок
большая белка, а маленький бельчонок
большой лось, а маленький олененок
большая олень, а маленький олененок
большая рысь, а маленький рысенок
большой бобр, а маленький бобренок
4. Игра «Кто у кого?»
В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей. Вначале логопед задает детям загадку про животное. Например:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее…
Кто это? (Это лиса.)
- А как называют детеныша лисы? (Лисенок.)
- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?». Посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок.)
Логопед показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?» Дети отвечают: «У лисы лисенок» и т. д.
- Послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая общая часть в этих слова? (-онок-)
5. «Назвать животных парами».
Детям предлагается загадка:
Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый
По деревьям может лазать,
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
- Кто это? (Белка.)
- А как называют детеныша белки? (Бельчонок.)
На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка – бельчонок, заяц – зайчонок, волк – волчонок, медведь - медвежонок). Логопед показывает картинку, дети называют пару слов : взрослого животного и детеныша.
- А у каких животных название детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова – теленок, лошадь – жеребенок, овца – ягненок, собака – щенок, свинья – поросенок.)
6. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».
На доске картинка «Лиса и лисята». Сначала дети вспоминают названия одного детеныша.
- Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много.) Лисенок – это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята.)
- А теперь поиграем с мячом.
Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно логопеду.
7. Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей?»
На доске картинка по сказке «Три медведя».
- Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказку «Три медведя».)
- Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа – медведь Михаил Иванович, мама - медведица Настасья Петровна, детеныш – медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя – это медведь, мама и детеныш называются по-разному.
Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (или детенышей) животных: лис – лиса – лисенок, заяц – зайчиха – зайчонок, волк – волчица – волчонок, еж – ежиха – ежонок, лев – львица – львенок, тигр – тигрица – тигренок, слон – слониха – слоненок.
- А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык – корова – теленок, пес – собака – щенок, кролик – крольчиха – крольчонок, кот – котенок.)
Тема «Домашние животные».
1. Игра «Собери семью»
Логопед рассказывает сказку: «Невнимательные животные – отцы кот, пёс, баран, козел, конь, бык, и боров отвели как-то раз своих детей в детский сад для зверят. А когда пришли за детьми вечером, перепутали их. Помогите мамам – кошке, собаке, козе, овце, лошади, свинье, корове найти своих малышей».
Образец: кот – кошка – котенок.
2. Игра «Образуй новые слова»
свинья – свинина
баран – баранина
кролик – крольчатина
теленок – телятина
Тема «Человек. Части тела»
1. Задание: проговаривать слова, закрепляя употребление тех или иных грамматических форм: ручки – ручищи, ножки – ножищи, глазки – глазищи, ротик – ротище и т. д. ( Использовать соответствующий наглядный материал: рисунки, игрушки.)
2. Дружище ИЩ
Познакомься, дружок,
Это – ИЩ-дружище,
Может маленькие глазки
Превратить в глазищи.
Может ротик маленький
Превратить в ротище.
Вот какой волшебник
Этот ИЩ-дружище!
Может он волчонка
Превратить в волчище.
Может он котенка
Превратить в котище.
Вот такой волшебник
Этот ИЩ-дружище!
3. «Два брата ИК и ИЩ».
- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ – большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)
- У ИКА был носик, а у ИЩА?.
В дальнейшем закрепляется дифференциация слов : ротик- ротище, лобик – лобище, глазик – глазище, ручки – ручищи, ножки – ножище.
Делается вывод: если в слове слышится ик, это значит, что предмет маленький, а если ищ – значит, предмет большой.
- А сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ик и ищ. Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище.
Предлагается следующий речевой материал: большой комар (комарище, маленький куст (кустик, большие усы (усищи, большой куст (кустище, маленький ковер (коврик, большая изба (избища, маленький винт (винтик, большой помидор (помидорище).
4. Игра «Назови большой и маленький»
Зуб – зубик – зубище
Глаз -…-…
Нога -…-…
Голос - …-…
Тема «Профессии».
1. Назвать профессии (по картинкам).
Логопед предлагает детям ответить на вопросы:
- Кто носит багаж? (Носильщик.)
- Кто сваривает трубы? (Сварщик.)
- Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)
- Кто работает на кране? (Крановщик.)
- Кто укладывает камни? (Каменщик.)
- Кто точит ножи? (Точильщик.)
- Кто чинит часы? (Часовщик.)
- Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)
Далее логопед задает вопрос:
- Какая общая часть в словах носильщик, стекольщик, крановщик, каменщик, точильщик, экскаваторщик?
При произнесении этих слов логопед подчеркивает интонацию, голосом суффикс -щик-.
2. Игра «Как назвать того, кто?»
- Кто на паровозе ездит? (Машинист.)
- Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен.)
- Кто песни сочиняет? (Композитор.)
- Кто играет на рояле? (Пианист.)
- Кто все ломает? (Хулиган.)
- Кто водит самолет? (Летчик, пилот.)
- Кто такой полководец?
Тема «Мамин день. Семья».
1. -Еньк- и -очк-, детишки,
Помирить хотят
Всех людей на свете –
Взрослых и ребят.
Всех зверей на свете
Примирить хотят:
Добрые слова
-Еньк- и -очк- творят.
2. Игра с мячом «Назови ласково».
Логопед говорит слово и бросает мяч; ребенок ловит мяч, образует новое слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч логопеду.
мама – мамочка
папа – папочка
бабушка – бабуленька
дедушка – дедуленька
заяц – заинька
лиса – лисонька
белка – белочка
дочь – доченька
внучка – внученька
Тема «Посуда»
1. Игра «Назови ласково».
Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблоко и др.).
2. Игра «Что и для чего?»
Логопед предлагает назвать детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).
Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице).
После названия предмета дети кладут его в ту емкость, в которой он хранится.
Далее логопед прелагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс -ниц-.
Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется столом, в котором есть «частичка» (суффикс) -ниц-.
В заключении проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.
- Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница.)
- Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница.)
- Как называется сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница.)
- Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница.)
3. Задание: Логопед читает стихотворение, а дети отвечают на вопрос, который звучит в конце стихотворения.
Я учу свою соседку:
Масло я кладу в масленку,
В чайник чай я наливаю
И про соль, конечно, знаю:
Я насыплю соль в солонку –
Не просыпать бы, тихонько.
Мама кофе очень любит,
Для него кофейник служит.
А для супа – супница.
Зная все я, умница.
А детки догадаются,
Как это называется?
Ответ:
Эта посуда предназначена:
для селедки – селедочница
для чая – чайник
для соуса – соусник
для сухарей – сухарница
для хлеба – хлебница
для конфет – конфетница
для молока – молочник
для перца – перечница
для горчицы – горчичница
для салата – салатница
Тема «Мебель»
1. Игра с мячом «Скажи правильно»
Логопед называет словосочетание, а дети на его основе образуют новое слово с использованием суффиксов – ик и -ищ-:
маленький стол – столик
маленький стул – стульчик
маленький буфет – буфетик
большой диван – диванище
маленький диван – диванчик
маленький шкаф – шкафчик
большая тумба – тумбища
маленькая тумба – тумбочка
маленький комод – комодик
Обобщение: если в слове слышится -ик- это значит, что предмет маленький, а если -ищ- - значит, предмет большой.
Наглядный материал: рисунки – гномик и великан, маленький волчонок и огромный волчище, котенок и большой котище.