Светлана Кудрявцева
Игры на развитие связной речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь. Вашему вниманию предлагается ряд игр и упражнений, способствующих развитию связной речи и обогащению словарного запаса у старших дошкольников.
Темочки:
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Игра «Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход игры : Взрослый произносит предложение. Ребенок называет последнее слово и с ним же придумывает новое предложение. Например: Сережа читает книгу.
Книга лежит на столе.
Игра «Что это такое?»
Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку, образование прилагательных.
Ход игры : Взрослый загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а ребенок продолжает. Например: Яйцо – овальное, белое, крупное, сверху твердое, питательное, можно встретить в магазине, съедобное, из него вылупляются птенцы.
Упражнение «Что будет?.»
Цель: учить ребенка грамматически правильно строить предложения.
Ход игры : Взрослый предлагает придумать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
Варианты вопросов.
• Что будет, если Буратино научится летать?
• Что будет, если исчезнут все книги?
• Что будет, если ты попадешь в сказочный город?
• Что будет, если ты научишься читать и писать? И т. п.
Упражнение «Скажи по-другому»
Цель: Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.
Ход игры : Взрослый говорит, что в этой игре ребенок должен будет вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.
«Большой» — предлагает взрослый. Ребенок называет слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.
«Красивый» — «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».
«Мокрый» — «сырой, влажный» и т. д.
Игра «Нарисуй сказку»
Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.
Ход игры : Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.
Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т. е. выделить главные повороты сюжета.
Упражнение «А я бы…»
Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.
Ход игры : После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.
Упражнение «Распространи предложение»
Цель: развитие у ребенка умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Оборудование: цветной камешек
Ход игры : Ребенку предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут. (Куда? Зачем)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы.» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным ситуациям.
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: развивать речь ребенка, обучать описывать предмет, усвоить окончание существительных в дательном падеже.
Оборудование: мешочек с игрушками: овощи, фрукты, ягоды, сладости.
Ход игры :Взрослый достаё т из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто её любит кушать.
Упражнение «Размытое письмо»
Цель: Упражнять в составлении распространенных предложений.
Оборудование: игрушечный мишка.
Ход игры : - Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».