МААМ-картинки

Игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Инна
Игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Логопед МБДОУ «ДС «Лада» : Чен Инна Александровна

Игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Скажи, что звучит?

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: колокольчик, барабан, дудочка

Публикация «Игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Описание игры : Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительно музыкальные инструменты, например: треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Кто больше?

Цель: Нахождение звука в названии предметов по картине.

Оборудование: Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры : Педагог показывает детям картину, например «ОГОРОД». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Дети должны вспомнить, в названии каких предметов имеется заданный звук. За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

ТИХО-ГРОМКО

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, координации движений, чувства ритма.

ОБОРУДОВАНИЕ: Бубен, тамбурин.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ : Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко.

Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся. Тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, определение направления звука.

ОБОРУДОВАНИЕ: Колокольчик.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ : Дети садятся группами в разных местах комнаты. Выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза и угадать, где позвонили. Направление звука ребенок должен указать рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «ПОРА» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает, и показывает колокольчик. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ.

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, накопление словаря.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ : Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа). Дети должны ответить целыми предложениями.

ЛЯГУШКА

ЦЕЛЬ: Узнать товарища по голосу.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ : Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Увидала комара,

Закричала…

Тот, кого он указал, в этот момент говорит: «КВА-КВА-КВА».

По голосу водящий должен определить, кто «лягушка».

УЛИТОЧКА

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ : Водящий (улиточка) встает в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога.

Угадай, кто я.

Тот, чей голос узнала улитка, сам становится улиткой.

СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ.

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, понимания словесных инструкций и фразовой речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: Различные мелкие предметы или игрушки (фанты).

ОПИСАНИЕ ИГРЫ :

ВАРИАНТ 1.

Педагог называет 1-2 раза несколько различных движений (одно – пять, не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных движений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое выполненное действие – очко (фант). Набравший большее количество очков – победитель.

ВАРИАНТ 2

Педагог дает одновременно двум – трем детям задания: «Петя, побегай», «Ваня, иди в уголок, принеси мне кубик», и т. д. Остальные дети следят за правильностью выполнения.

УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ.

ЦЕЛЬ: Развивать остроту слуха.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ :

ВАРИАНТ 1

Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно, отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.

ВАРИАНТ 2.

Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий называет другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.

ПРОДАВЕЦ И ПОКУПАТЕЛЬ

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, словаря и фразовой речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: Бутылочки с различными наполнителями.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ : Один ребенок-продавец. Перед ним две коробки (затем их число можно увеличить до четырех – пяти, в каждой из коробок разный вид круп, например, горох, пшено, манка и т. д. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает продукты в бутылочку, встряхивает ее и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

ГДЕ ЗВУК?

ЦЕЛЬ: Нахождение места звука в слове.

ОБОРУДОВАНИЕ: Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ : Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной полоской большого формата на столе педагога или раздать каждому ребенку полоски и фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами.

Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).

ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ.

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, ориентации в пространстве.

ОБОРУДОВАНИЕ: Колокольчик, повязки.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ : Вариант 1

Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.

Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти, но не убежать от водящего и при этом звонит.

Вариант 2.

Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он убегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, понятий о количестве.

ОБОРУДОВАНИЕ: Шапочка курицы, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ : Два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.

Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит три раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать три раза.

УЗНАЙ ПО ЗВУКУ

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, фразовой речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, дудочка, барабан).

ОПИСАНИЕ ИГРЫ : Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, бить в бубен и т. д.

Тот, кто отгадает наибольшее количество различных шумов, выигрывает.

ЧАСОВОЙ

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, ориентации в пространстве.

ОБОРУДОВАНИЕ: Повязки.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ : Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «СТОЙ!». Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того, как будут пойманы

четыре – шесть детей, выбирается новый часовой, а игра начинается сначала.

КТО ЧТО УСЛЫШИТ?

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, накопление словаря и развитие фразовой речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: Ширма, разные звучащие предметы.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ : Педагог за ширмой издает разные звуки, а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными.

ЖМУРКИ С ГОЛОСОМ.

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, ориентировки в пространстве.

ОБОРУДОВАНИЕ: Повязки.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ : Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо ходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

КТО ЛЕТИТ (БЕЖИТ, ИДЕТ, ПРЫГАЕТ)

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, накопление и уточнение значений слов, обозначающих предмет и действия предметов.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ : В начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов.

Все дети сидят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей : «Я буду говорить: птица летит, бабочка летит и т. д., а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, «КОШКА ЛЕТИТ», тогда руку поднимать нельзя». В конце игры педагог называет более внимательных.

В начале игры педагог говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и в конце концов ввести еще одно усложнение – водящий сам каждый раз поднимает руку независимо от того, следует это делать или нет.

НАЙДИ ИГРУШКУ

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, координации движений.

ОБОРУДОВАНИЕ: Небольшая яркая игрушка или кукла.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ :

Вариант 1. Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «ПОРА» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того, как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется – хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того, как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.

Вариант 2. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

Кукла Таня убежала,

Вова, Вова, поищи,

Как найдешь ее, то смело

С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том самом месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется – хлопки стихают. Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

«ГДЕ ПОСТУЧАЛИ?»

ЦЕЛЬ: развитие ориентации в пространстве, формирование слухового внимания.

ОБОРУДОВАНИЕ: палочка, стульчик, повязки.

ХОД:

Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий)выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них даёт палочку, ребёнок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он её находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идёт водить; если не находит, продолжает водить.

СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ

ЦЕЛЬ: накопление словаря и развитие фразовой речи.

Развитие слухового внимание.

ХОД:

Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали, (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить целым предложением.

Игру хорошо проводить на прогулке.

ПОЧТАЛЬОН

Цель: Развивать речевой слух, вырабатывать хорошую дикцию, закрепить звук «С» во фразах при произнесении их на одном выходе, воспитывать умение готовить интонационно выразительно, в умеренном темпе.

Содержание: Почтальон раздаёт детям сюжетные картинки. Каждый ребёнок, получив картинку, показывает её остальным детям и говорит, что на ней нарисовано. Например, используя набор таких картинок: в саду стоит скамейка, самолёт летит высоко над лесом, собака ест суп и т. д. Методические указания: Следить, чтобы дети говорили фразы чётко, громко, на одном выдохе.

СКАЖИ, КУДА МЫ ПОЛОЖИЛИ.

ЦЕЛЬ: Закрепить правильное произношение звука «Д» во фразовой речи, развивать речевой слух, речевое дыхание, голос.

Содержание: Педагог вызывает троих детей и каждому даёт по предмету, в названии которого есть звук «Л», например, куклу, лопатку, флажок. Затем эти ребята уходят за дверь, а воспитатель вместе с оставшимися детьми прячет эти предметы среди других, но на видном месте. Дети возвращаются и ищут свои предметы. Найдя, они говорят, где их видят например, : «Кукла сидит на полке рядом со слоном». Потом берутся новые предметы, игра повторяется с другими детьми.

Методические указания: Воспитатель следит за отчётливым произнесением слов, за правильным произношением звука «Л» во фразовой речи. Кроме того, он следит за тем, чтобы дети произносили. Фразы на одном выдохе и достаточно громко.

ЗИМА ИЛИ ЛЕТО?

ЦЕЛЬ: добиться различения звуков «В»--«Ф», умения правильно их произносить. Развивать длительный ротовой выдох, умение произвольно включать голос.

Содержание: Воспитатель: «Летом ярко светит солнышко, дует тёплый, лёгкий ветерок. Он дует так –ффф….. Зимой холодно и дует сильный ветер, он гудит вот так –ввв….. Он предлагает детям сначала показать, как дует лёгкий ветерок, а затем – как гудит сильный ветер.

Затем воспитатель длительно произносит звук «Ф». то звук «В», а ребята должны определить какое время года: Зима или лето.

Методические указания: Следить за тем, чтобы дети правильно произносили звуки «Ф» и «В», длительно и на одном выдохе.

Показать, что при произнесении звуков «Ф» и «В» нижняя губа образует окошечко с верхними зубами, в которое выходит ветерок, но при «Ф» он идёт тихо, а при «В»-гудит.

КТО ЧТО УСЛЫШИТ?

ЦЕЛЬ: формирование слухового внимания, накопление словаря и развитие фразовой речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка, с камешком или горохом, труба и т. д.

ХОД:

Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Развитие речевого слуха у детей раннего возрастаРазвитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 сентября 2020 в 09:01
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Инна (УИ 1559637) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД