Лучший педагог года

Игры на развитие фонематического слуха

Алия Полат
Игры на развитие фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы

Комплекс игр и упражнений по развитию фонематического слуха, представлений, навыка фонематического анализа и синтеза.

1. Игра «Разноцветные корзинки»

Цель: Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков А, У, О в словах (начальная ударная позиция).

На наборном полотне – красная, зеленая и синяя корзинки (корзинки из картона с кармашками)

Публикация «Игры на развитие фонематического слуха» размещена в разделах

На красной корзинке-буква А, на зеленой-У, на синей-О. Отдельно стоят предметные картинки: аист, астра, арка, утка, улей, ушки (зайца, остров, окунь, облако, окна, озеро, обруч. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, подумать, с каких звуков начинаются их названия, и разложить в корзинки с соответствующими буквами. Дети молча выполняют задание, педагог прерывает игру только в том случае, если ребенок допускает ошибку.

После того, как ошибка исправлена, игра продолжается.

2. Упражнение: «Логопедическое домино».

Цель: Развитие слухового внимания, фонематических представлений. Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.

Игра строится по принципу домино. Детям раздаются карточки, разделенные на две части с изображением соответственно двух предметов. Ребенок, начинающий игру, кладет на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например нос и стол. Другой ребенок, имеющий среди своих карточек картинку, начинающуюся со звука Н, кладет ее к картинке нос. А ребенок, имеющий картинку, название которой заканчивается звуком Л, кладет ее к картинке стол, и т. д.

3. Упражнение: «Волшебная фишка»

Цель: Развитие слухового внимания, фонематических представлений. Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.

Детям раздаются карточки, разделенные на три части 9означающие местоположение звука в слове – в начале. Середине, конце, и фишка. По заданию логопеда, называющего слова, дети помещают фишку в ту часть карточки, которая соответствует местоположению заданного звука в слове.

4. Настольная игра: «Кто быстрее соберет вещи?»

Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков С-Ш.

Игровой материал: Большая карта, посередине которой изображены 2 чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук С, другой – вещи со звуком Ш. дети поочередно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадет на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет на свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберет в свой чемодан (наберет больше квадратиков).

5. Игра: «Разноцветные кармашки».

Цель: Развитие зрительного внимания, фонематических представлений, дифференциация звуков А, У, О, И в словах (ударная начальная позиция).

Проводится аналогично игре «Разноцветные корзинки». Картинки: аист, астра, остров, ослик, утка, уши, ива, иглы, узел, озеро.

6. Упражнение: «Живые буквы».

Цель: Развитие слухового внимания, фонематического слуха, навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Детям на шею вешаются карточки с «пройденными» буквами. Логопед произносит слияния гласных или обратные слоги, дети встают парами, чтобы получались соответствующие слияния или слоги.

7. Дидактическая игра: «Построй домик мишке».

Цель: Определение наличия или отсутствия заданного звука на фоне слова звуковым сигналом (хлопком).

Ребенку предлагается построить домик. На получившихся этажах назвать картинки с этим звуком (выделяя его утрированным произношением + звуковой сигнал).

8. Упражнение: «Гласная потерялась».

Цель: Развитие зрительного внимания, навыков звукобуквенного анализа.

На магнитной доске – картинки: мак, кот, кит и карточки

М…К К …Т К…Т

Отдельно стоят буквы: А, О, И. Логопед предлагает детям подумать, какие гласные буквы надо вставить в слова. Когда дети вставят буквы, карточки помещаются под соответствующие картинки.

9. Упражнение: «Живые буквы».

Цель: Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

Логопед прикрепляет на груди у детей карточки с буквами, затем показывает картинку, дети называют ее и выстраиваются так, чтобы получилось ее название.

( Слова: мак, кот, кит, кок, ком).

10. Упражнение: «Рыболовы».

Цель: Развитие зрительного внимания, фонематических представлений – определение наличия заданногог звука в слове.

Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение заданного звука в слове.

11. Упражнение: «Чудесный мешочек».

Цель: Развитие зрительного внимания, фонематических представлений – определение наличия заданного звука в слове.

Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение заданного звука в слове.

12. Упражнение: «Веселый поезд».

Цель: Развитие зрительного внимания, фонематических представлений- определение наличия заданного звука в слове.

Перед детьми поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором -в середине слова, в третьем -в конце.

13. Упражнение: «Порядковые ряды».

Цель: Развитие зрительного внимания, фонематических представлений – определение наличия заданного звука в слове.

Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой – в конце слова, в третий – в середине.

Предметные картинки: сыр, сахар, снег, сапоги, скакалка, скамейка, нос, троллейбус, ананас, абрикос, таз, арбуз, лиса, посуда, миска, редиска, пастух, носки.

14. Упражнение: «Какой по счету».

Цель: Развитие слухового внимания, фонематических представлений. Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.

Определить местоположение звука в слове.

Логопед называет слова (санки, нос, стол, коса, голос, капуста, стакан, весы, мост, автобус, сухари, лес, выделяя голосом звук С, и предлагает детям определить местоположение этого звука в слове.

15. Упражнение: «Подумай, не торопись».

Цель: Развитие слухового внимания, фонематических представлений. Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.

Детям предлагается:

1. Подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол;

2. Вспомнить название птицы, в названии которой был бы последний звук слова сыр;

3. Подобрать слово, чтобы первый звук был К, а последний Т;

4. Ответить, какое слово получится, если к слогу НО добавить один звук.

Желаю творческих успехов!

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Занятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группе Цель: - Уточнение произношения [И] в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие и речевое дыхание; Оборудование: Игра «Чудесная.

Занятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группе Цель: -Закрепить у детей правильное произношение звука [ Ш ]. -Развивать фонематический слух -Упражнять в образовании глаголов при помощи.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группе Цель: - дифференциация гласных звуков в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие; Оборудование: Магнитная доска, предметные.

Автор публикации:
Игры на развитие фонематического слуха
Опубликовано: 27 декабря 2021 в 00:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры на развитие фонематического слуха» (включая файлы) размещена пользователем Алия Полат в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД