Алия Полат
Игры на развитие фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс игр и упражнений по развитию фонематического слуха, представлений, навыка фонематического анализа и синтеза.
1. Игра «Разноцветные корзинки»
Цель: Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков А, У, О в словах (начальная ударная позиция).
На наборном полотне – красная, зеленая и синяя корзинки (корзинки из картона с кармашками)
Публикация «Игры на развитие фонематического слуха» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
На красной корзинке-буква А, на зеленой-У, на синей-О. Отдельно стоят предметные картинки: аист, астра, арка, утка, улей, ушки (зайца, остров, окунь, облако, окна, озеро, обруч. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, подумать, с каких звуков начинаются их названия, и разложить в корзинки с соответствующими буквами. Дети молча выполняют задание, педагог прерывает игру только в том случае, если ребенок допускает ошибку.
После того, как ошибка исправлена, игра продолжается.
2. Упражнение: «Логопедическое домино».
Цель: Развитие слухового внимания, фонематических представлений. Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.
Игра строится по принципу домино. Детям раздаются карточки, разделенные на две части с изображением соответственно двух предметов. Ребенок, начинающий игру, кладет на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например нос и стол. Другой ребенок, имеющий среди своих карточек картинку, начинающуюся со звука Н, кладет ее к картинке нос. А ребенок, имеющий картинку, название которой заканчивается звуком Л, кладет ее к картинке стол, и т. д.
3. Упражнение: «Волшебная фишка»
Цель: Развитие слухового внимания, фонематических представлений. Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.
Детям раздаются карточки, разделенные на три части 9означающие местоположение звука в слове – в начале. Середине, конце, и фишка. По заданию логопеда, называющего слова, дети помещают фишку в ту часть карточки, которая соответствует местоположению заданного звука в слове.
4. Настольная игра: «Кто быстрее соберет вещи?»
Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков С-Ш.
Игровой материал: Большая карта, посередине которой изображены 2 чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук С, другой – вещи со звуком Ш. дети поочередно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадет на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет на свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберет в свой чемодан (наберет больше квадратиков).
5. Игра: «Разноцветные кармашки».
Цель: Развитие зрительного внимания, фонематических представлений, дифференциация звуков А, У, О, И в словах (ударная начальная позиция).
Проводится аналогично игре «Разноцветные корзинки». Картинки: аист, астра, остров, ослик, утка, уши, ива, иглы, узел, озеро.
6. Упражнение: «Живые буквы».
Цель: Развитие слухового внимания, фонематического слуха, навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Детям на шею вешаются карточки с «пройденными» буквами. Логопед произносит слияния гласных или обратные слоги, дети встают парами, чтобы получались соответствующие слияния или слоги.
7. Дидактическая игра: «Построй домик мишке».
Цель: Определение наличия или отсутствия заданного звука на фоне слова звуковым сигналом (хлопком).
Ребенку предлагается построить домик. На получившихся этажах назвать картинки с этим звуком (выделяя его утрированным произношением + звуковой сигнал).
8. Упражнение: «Гласная потерялась».
Цель: Развитие зрительного внимания, навыков звукобуквенного анализа.
На магнитной доске – картинки: мак, кот, кит и карточки
М…К К …Т К…Т
Отдельно стоят буквы: А, О, И. Логопед предлагает детям подумать, какие гласные буквы надо вставить в слова. Когда дети вставят буквы, карточки помещаются под соответствующие картинки.
9. Упражнение: «Живые буквы».
Цель: Закрепление навыков звукобуквенного анализа.
Логопед прикрепляет на груди у детей карточки с буквами, затем показывает картинку, дети называют ее и выстраиваются так, чтобы получилось ее название.
( Слова: мак, кот, кит, кок, ком).
10. Упражнение: «Рыболовы».
Цель: Развитие зрительного внимания, фонематических представлений – определение наличия заданногог звука в слове.
Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение заданного звука в слове.
11. Упражнение: «Чудесный мешочек».
Цель: Развитие зрительного внимания, фонематических представлений – определение наличия заданного звука в слове.
Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение заданного звука в слове.
12. Упражнение: «Веселый поезд».
Цель: Развитие зрительного внимания, фонематических представлений- определение наличия заданного звука в слове.
Перед детьми поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором -в середине слова, в третьем -в конце.
13. Упражнение: «Порядковые ряды».
Цель: Развитие зрительного внимания, фонематических представлений – определение наличия заданного звука в слове.
Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой – в конце слова, в третий – в середине.
Предметные картинки: сыр, сахар, снег, сапоги, скакалка, скамейка, нос, троллейбус, ананас, абрикос, таз, арбуз, лиса, посуда, миска, редиска, пастух, носки.
14. Упражнение: «Какой по счету».
Цель: Развитие слухового внимания, фонематических представлений. Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.
Определить местоположение звука в слове.
Логопед называет слова (санки, нос, стол, коса, голос, капуста, стакан, весы, мост, автобус, сухари, лес, выделяя голосом звук С, и предлагает детям определить местоположение этого звука в слове.
15. Упражнение: «Подумай, не торопись».
Цель: Развитие слухового внимания, фонематических представлений. Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.
Детям предлагается:
1. Подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол;
2. Вспомнить название птицы, в названии которой был бы последний звук слова сыр;
3. Подобрать слово, чтобы первый звук был К, а последний Т;
4. Ответить, какое слово получится, если к слогу НО добавить один звук.
Желаю творческих успехов!