Татьяна Чижикова
Игры на развитие фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый пишет, что он слышит
Подготавливая ребенка к школе, важно помнить и о том, чем он станет заниматься, будучи уже первоклассником. Наиболее значительные навыки, которые школа дает ребенку — это умение читать, писать и считать. Многие родители полагают, что этому не следует учить ребенка заранее. Однако в действительности это не так. Можно привести, по крайней мере, три аргумента в пользу раннего обучения ребенка чтению и письму, хотя следует иметь в виду, что научиться читать для ребенка гораздо легче, чем писать.
Публикация «Игры на развитие фонематического слуха» размещена в разделах
Во-первых, большинство детей, собирающихся в школу, читать уже умеют, они учатся этому в детском саду, у старших братьев и сестер, друзей по двору и т. д. Поэтому вполне может случиться, что Ваш ребенок станет одним из немногих нечитающих в классе, что, конечно, сразу же отбросит его в ряды плохо успевающих. Во-вторых, традиционная программа несколько запаздывает по отношению к естественному развитию ребенка : многие исследователи полагают, что учить ребенка чтению следует, как только он начинает говорить. Период чувствительности и интереса к этой деятельности приходится на возраст 2-3-4 лет и часто угасает, будучи нереализованным. И, наконец, третий аргумент в пользу раннего обучения чтению — это то обстоятельство, что ведь в школе учат одновременно не только читать, но и писать, а хорошие навыки чтения являются необходимой предпосылкой для обучения грамотности. Мы уже не говорим о том, что чтение — прекрасный способ организовать досуг Вашего ребенка с пользой для его общего развития. Чем раньше он начнет читать, тем выше шанс того, что он вырастет образованным человеком. Если мы доказали Вам пользу раннего обучения ребенка чтению и письму, постараемся объяснить, как это лучше сделать.
Необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированной способности к различению, как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв. Умение писать представляет собой еще более сложный навык, включающий способность к зрительному запоминанию, умение концентрировать внимание и наличие хорошо сформированной тонкой моторики. Игры и упражнения из соответствующих разделов нашей книги помогут Вам сформировать эти умения и навыки.
Для начала необходимо также объяснить ребенку, что звук и буква, цифра и число — это не одно и то же. Не обязательно рассказывать, как и почему так получилось, важно сказать, что люди между собой договорились писать одни и те же слова одинаково, чтобы им было легко понимать друг друга.
Для иллюстрации этой мысли не поленитесь прочесть ребенку очаровательную сказку Р. Киплинга "Как было написано первое слово". Вы помните, что речь в ней идет о том, как маленькая дочь первобытного охотника Таффи написала письмо своей маме, что у них с отцом на охоте случилась неприятность — сломалось копье, и они просят прислать новое. Почтальоном согласился быть прохожий-чужестранец, который, заглянув в письмо Таффи, решил, что проблема в другом: нужно привести подмогу вождю, который терпит поражение в бою. А мама Таффи, получив письмо, поняла его уж совсем иначе. "Все очень просто и понятно, - сказала она. - Этот незнакомый мужчина проткнул моего Тегумая копьями и так напугал Таффи, что волосы у нее встали дыбом. Но этого ему было мало, и он принес мне страшную картинку, чтобы похвастать своими злодействами". "Ужасно! — согласились доисторические дамы и вымазали Незнакомцу всю голову грязью (что очень его удивило) и забили в боевой барабан".
Чтобы убедиться, что ребенок вполне понял сказку, задайте вопросы по ее содержанию: что хотела изобразить Таффи, как понял ее текст почтальон, что сумела прочесть мама Таффи и почему, произошло недоразумение. Затем можно обобщить: "Теперь ты и сам видишь, как важно договориться о том, чтобы всем писать одинаково". Полезно прочесть и другую, менее известную сказку Р. Киплинга "Как была придумана первая азбука".
Итак, ребенку уже ясно, для чего нужно уметь читать, писать и считать, но еще не понятно, как этому научиться. Начать можно с упражнений на развитие фонематического слуха. Что же такое фонематический слух? В отличие от звуковысотного (музыкального, направленного на различение звуков разной высоты, фонематический слух "обслуживает" различение фонем — частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением. В некоторых восточных языках (их называют тоническими) одни и те же звуки, произнесенные на разной высоте, обозначают разные предметы. В русском языке так — фонемы постоянны, не зависят от тембра и высоты звука. Тем не менее, нужно научиться не путать между собой фонемы, различающиеся одним звуком, понимать смысл ударений в словах и значение смыслообразующих частиц слова — суффиксов, префиксов и т. д.
Попробуем представить себе, как мы, взрослые, изучаем иностранный язык — сложнее всего именно понимание непривычных звуков в произношении разных людей. Так же и у детей — они не всегда могут понять, что постоянно в словах, а что привносится особенностями произношения каждого человека. Поэтому очень важно научить ребенка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах. В дошкольном возрасте ребенок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научиться узнавать звуки, как в начале, так и в конце и, что труднее всего, в середине слова. Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки. Чаще всего в дошкольном возрасте дети заменяют звонкие звуки глухими (вместо "дом" — "том", звук "р" — на "л" и обратно (вместо "три" — "тли") звук "м" на "н" и обратно, шипящие свистящими (вместо "здорово" — "ждорово") и др. В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различению, часть из которых приведена в данном разделе. Очень кратко мы коснемся и знакомства ребенка с числовым рядом. В любом случае — не бойтесь и постарайтесь не упустить время научить ребенка основам грамотности.
1. «Эхо»
Игра служит для упражнения фонематического слуха
и точности слухового восприятия
Играть можно вдвоем или большой группой. Перед игрой взрослый обращается к детям: "Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: "Эхо, привет!", то и оно вам ответит: "Эхо, привет!", потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо". Затем назначают водящего — "Эхо", который и должен повторять то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем перейдите к трудным и длинным (например, "ау", "скорее", "бурелом"). Используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, "На11о, monkey!" — "Привет, обезьянка!"). Попробуйте предлагать для повторения стихотворные и прозаические фразы ("Я пришел к тебе с приветом. Рассказать, что солнце встало!"). Если "Эхо" ответило по кругу водящим следующего участника игры.
2. «Заколдованное слово»
Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов
Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.
Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырех буквенных слов, затем усложняя "заколдованные" слова. Например, "расколдовываем" слово "яблоко" — "Я, б, л, о, к, о".
3. «Путаница»
Игра для развития звукового различения
Обратите внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли попросите его прочесть (или прочтите ему сами, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения. Русская красавица Своей козою славится. Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку. Поэт закончил строчку, В конце поставил дочку. Задайте вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?
4. «Живая азбука»
Игра для развития звукового различения
Те же карточки раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны. Пары букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж.
5. «Починим испорченный телефон»
Игра для развития фонематического слуха
Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры "Испорченный телефон". Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное слово на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово "по телефону". Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что "накопились" в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.