Светлана Федорова
Урок окружающего мира во 2 классе «Какие бывают растения?»
▼ Скачать + Заказать документы
на тему «Какие бывают растения?» для 2 класса (Школа России)
Выполнил:
Федорова Светлана Юрьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Осташков
2015г.
Окружающий мир
(2 класс)
Тема урока : «Какие бывают растения?»
R. с. (знать) - древесные и травянистые жизненные формы растений и их
отличительные признаки;
- лекарственные растения края;
Публикация «Урок окружающего мира во 2 классе „Какие бывают растения?“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 2 класс
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- осенние изменения в жизни растений
R.с. р. (уметь) - различать травянистые и древесные жизненные формы
растений по их внешним признакам;
- распознавать растения края
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему.
Учитель загадывает загадки. Каждая загадка подтверждается иллюстрацией, которая вывешивается на доску для дальнейшей работы.
1. Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит под горой. (Берёза.)
2. Ах, не трогайте меня!
Обожгу и без огня. (Крапива.)
3. Очень густо он растёт,
Незаметно он цветёт,
А когда приходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки! (Орешник.)
4. Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдё м гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель.)
5. Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка.)
6. Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет. (Красная и чёрная смородина.)
Учитель обращается к классу.
- Как всё это назвать одним словом? (Растения.)
Учитель крепит карточку на доске.
- Рассмотрите рисунки растений и подумайте, как распределить их на 3 группы.
Учащиеся распределяют «растения» по группам. В итоге должны получиться «деревья», «кустарники», «травы».
- Почему именно так вы объединили растения?
Учитель крепит карточки на доске.
- Назовите тему нашего урока. (Какие бывают растения) Слайд1
III. Новый материал.
1. Выявление существенных признаков каждой группы растений.
- Растения очень разнообразны. Слайд 2
- Среди них есть, как мы уже выяснили…
Дети хором повторяют 3 группы растений.
- Посмотрите внимательно на 1 группу растений «деревья». Чем они отличаются от других растений? Назовите главный признак. (Один ствол.)
Учитель крепит карточку на доске.
- Дерево характеризуется тем, что у него в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий в длину и в толщину быстрее сучьев и ветвей, образующих крону. Из всех растений только деревья достигают наибольших размеров и образуют самый верхний ярус в лесу. Максимальная высота деревьев – 150 м.
- Посмотрите внимательно на 2 группу растений «кустарники». Чем они отличаются от других растений? Назовите главный признак. (Несколько стволиков.)
Учитель крепит карточку на доске.
- Кустарники отличаются от деревьев тем, что в течение жизни у них формируется несколько стволиков. В лесу они образуют 2 ярус – подлесок (под деревьями в затенении).
- Посмотрите внимательно на 3 группу растений «травы». Чем они отличаются от других растений? Назовите главный признак. (Мягкие сочные стебли.)
Учитель крепит карточку на доске.
- Травы имеют мягкие сочные стебли. Есть однолетние и многолетние. Они образуют самый нижний ярус в лесу.
На доске схема.
2. «Лесенка».
- Если представить лес в виде лестницы, какие растения вы расположите на нижней ступеньке? (Травы.)
Учитель крепит карточку на доске.
- А на следующих, поднимаясь вверх? (Кустарники. Деревья.)
На доске схема.
3. Работа в тетради.
Дети выполняют на с. 19 №1.
4. Физкультминутка.
Учитель показывает различные растения : дуб, осина, ландыш, сирень, белена, малина, рябина, шиповник, одуванчик, крапива, ива, орешник, сосна. Полным приседом дети показывают травянистые растения, полуприсед – кустарники, стоят в полный рост – дерево.
5. Игра «Узнай дерево». Слайд 3
- Какое сейчас время года? (Осень.)
- Какие изменения происходят в жизни растений с приходом осени? (Листья меняют окраску и опадают, травы желтеют и вянут.)
Учитель показывает осенние листья ивы, дуба, берёзы, клёна, рябины, осины. Дети поднимают табличку с названием дерева.
6. Лекарственные растения края.
- С древнейших времён известны целебные свойства многих растений. Люди собирали эти растения, готовили из них отвары, лекарства и лечили различные болезни. О некоторых таких растениях нашего края вам сейчас расскажут сами ребята.
Выслушиваются сообщения детей о липе Слайд 4 (Липа – высокое дерево с густой кроной. Продолжительность жизни – около 300 лет. Листья имеют форму сердечка. Зацветает дерево в начале лета. Является хорошим медоносом. В народной медицине применяются почти все части растения. Порошок из угля используется при отравлениях и кишечных расстройствах. Деготь применяют для лечения кожных заболеваний. Отвар из коры, липовые почки и листья в виде отвара или порошка помогают при ожогах, язвах. Но наиболее часто в лечебных целях используются все-таки соцветия липы, из которых готовят отвары и настои. Их применяют для полоскания горла, при простудных заболеваниях, а также при головной боли. ,калине Слайд 5 (Калина – кустарник до 3 метров высотой. Цветки белые, собранные в полузонтики. Плод – ягода с одной косточкой, красная, горького вкуса. Лекарственным сырьём является кора, ягоды, цветы и даже косточки. Ягоды калины – настоящая кладовая витаминов. Отвар из ягод калины применяется для лечения простуды, кашля, при бессоннице, нервном напряжении. В народной медицине кора калины применяется, чтобы остановить кровь. Отвар цветов калины используют при бронхите и воспалении лёгких.) и подорожнике Слайд 6 (Подорожник – великий путешественник. Очень давно европейцы начали заселять новую для них землю – Северную Америку. Они и привезли сюда на подошвах своей обуви подорожник. Так он перебрался через океан. Индейцы дали ему название «след бледнолицых». Подорожник используется для залечивания ссадин. Отвар листьев – старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Тёплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.).
IV. Проверка знаний.
- Знаешь ли ты названия этих растений? Слайд 7
- Какие из них – деревья, какие – кустарники, какие – травы? Обозначь буквами Д, К или Т.
Дети самостоятельно работают по карточкам. Слайд 8
V. Итог урока.
Дети высказываются. Слайд 9
На уроке
Я узнал (-а…
Я научился (-лась…
Мне понравилось…
Своё настроение дети показывают разноцветными листьями на дереве. (Отличное настроение – красный лист, хорошее – жёлтый, плохое – коричневый.)
VI. Домашнее задание.
Сильные учащиеся – тетрадь с. 20 №5.
Все остальные – тетрадь с. 19 №2, №3.
Слайд 10
Источники информации:
• О. Г. Муковникова «Мир вокруг нас» 2 класс поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова - Волгоград: Учитель, 2006.
• А. А. Плешаков «Окружающий мир». Учебник 2 класс часть 2. Москва «Просвещение» 2007.
• А. А. Плешаков «Окружающий мир». Рабочая тетрадь 2 класс часть 1. Москва «Просвещение» 2010.
• https://natyropat.ru/lekarstvennyie-rasteniya/lipa-lekarstvennyie-svoystva-retseptyi.html
• https://edamka.ru/publ/zdorove/priroda_lechit/lekarstvennye_rastenija_kalina/23-1-0-282
• https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/12/18/lekarstvennye-rasteniya