Светлана Борисовна Патрушева
Консультация для родителей «Познание окружающего мира путём взаимодействия с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПУТЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРИРОДОЙ.
«Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы – могучий толчок для стремительного потока мысли» В. А. Сухомлинский.
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы.
Публикация «Консультация для родителей „Познание окружающего мира путём взаимодействия с природой“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа постепенно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произносит первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу. Он сосредоточенно рассматривает игрушки, изображающие петушка, рыбку, забавного лягушонка. На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу. У ребенка рано появляется стремление к активному познаванию природы. Она притягательна для него, прежде всего благодаря своему красочному миру, который дает малышу массу ярки впечатлений, вызывает радостные переживания.
Ознакомление дошкольников с родной природой – первые шаги в познание родного края, воспитание любви к родине. Понятие родины у маленького ребенка своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко – с любовью к родителям, своему дому, природе, окружающей его. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о родном крае. Дети знакомятся со всем богатством красок, звуков, форм, запахов окружающей природы. Это очень важно для развития мышления ребенка, поскольку познание природы начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Например: в лесу, парке дети учатся различать окраску осенней листвы. У берез – она лимонного цвета, у дуба – коричневая, у ивы – зелено-желтая, у осины – красная или лиловая. Картина осеннего леса воспринимается ярче, полнее, если воспитатель предлагает детям послушать голоса птиц, шум веток, шорох опадающих листьев, учит определять запах грибов, прелой листвы. Чем больше органов чувств участвует в таком познании, тем больше свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться. Так осуществляется воспитание, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Важными условиями возникновения у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер психологического развития ребенка.
Проявление нравственных эмоций тесно связано с моральным выбором, когда ребенок оказывается перед одинаково возможными, но разными по своей нравственной сути решениями. Пи взаимодействии ребенка с растениями и животными нравственный выбор облегчается тем, что состояние объектов природы определяется конкретными практическими действиями ребенка и может быть изменено только им. Например: дежурный забыл полить растения – листья поникли, стали опадать. Вид растения заставляет дежурного оценить свое поведение и изменить его. Последствия неправильного взаимодействия с объектами живой природы часто отсрочены, поэтому у дошкольника должно быть развито умение предвидеть возможные последствия своих поступков. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о животном и растительном мире, приучать их любить и охранять природу. Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Окружающая природа эмоционально захватывает ребенка, поражает его воображение, побуждает к размышлению. Летом на полянке дети слушают кузнечиков. Предложите им прислушаться и определить, где находятся кузнечики, вот тот, что стрекотал рядом, умолк. Издалека ответил другой. А может быть, первый кузнечик успел прыгнуть на новое место и теперь подает голос? Нет, он снова застрекотал где-то поблизости. Может быть, кузнечики переговариваются друг с другом? А как они переговариваются? Оказывается, кузнечик подает голос крыльями, быстро-быстро потирал одно крыло о другое, а слушает ногами! Рассмотрите вместе с детьми ноги кузнечика: задние длинные, сильные – он ими отталкивается при прыжке. Спросите детей, кто из них ловит кузнечиков? Не «отдавал» ли пленник свою ногу, чтобы вырваться и скрыться в траве? Конечно, кто-то из детей признается, что с его кузнечиком случилось такое печальное событие. Предложите подумать, могут ли «уши» кузнечиков находится на задних ногах, если он так легко расстается с ними?
Невооруженным глазом это не увидишь, а проверить нет возможности. Так у детей складывается предложение, что «уши» кузнечика помещаются на передних ногах.
Можно предложить детям домашнее задание: побеседовать с родителями, бабушками, дедушками, старшими братьями и сестрами о том, правильно ли их предложение о местонахождении «ушей» у насекомого. В следующий раз – новое наблюдения за кузнечиком. Определите, чем он питается, как ему помогает маскировочная окраска и т. д. А сколько за тем последует недоумений, сомнений. Может ли быть маленький кузнечик хищником? И снова задание – вспомнить других хищников.
Вот пример того, как можно заинтересовать детей обычным кузнечиком, которого часто даже не замечают, не слышат его стрекотания.
Сколько возможностей заложено в радости открытия, которую дети испытывают при ознакомлении с природой. Конечно, открытия эти своеобразны: ребенок приобретает знание для себя лично, а не для человечества. Большие возможности таких «открытий» заложены в проблемном обучении: дети овладевают способами действий, используют знания в практической деятельности. Например: воспитатель ставит цель – подвести детей к пониманию условий, необходимых для роста и развития растений. Он привлекает внимание детей к растущим на поляне и на участке детского сада одуванчиком. Все одуванчики цветут, а у забора растет одуванчик, у которого только розетка листьев. Воспитатель предлагает детям задуматься над тем, почему по-разному растут и развиваются растения. Почему одуванчик, растущий у забора, отстает в развитии? Дети сравнивают место произрастания растений: у одуванчиков, растущих на поляне, много солнца, у другого – что растет у забора, солнца почти нет, да и влаги там мало: земля сухая, потрескалась.
Интересны дошкольникам и такие задания: объяснить название какого-либо растения (мать-и-мачеха, подорожник, львиный зев) или насекомого (божья коровка, бабочка крапивница). Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходят в совместной деятельности воспитания детей. Педагог вовлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается увлекательной беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами других детей, соглашаются или спорят. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнения. Благодаря сравнению ребенок глубже познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Логика природы доступна ребенку. Дети задают много вопросов о мире природы, ему легче обнаружить связи и отношения в мире природы, чем в других областях действительности. От восприятия внешних свойств предметов, явлений он переходит к пониманию в них существенного, необходимого.