Мария Сизова
Игры на основе сказок в развитии эмоциональной устойчивости детей с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из эффективной формой работы по развитию эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями являются игры на основе сказок. Это специально разработанные коррекционные игры, в основе которых лежит сказка или несколько сказок.
Публикация «Игры на основе сказок в развитии эмоциональной устойчивости детей с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Сказка оказывает очень сильное воздействие на эмоциональную сферу ребенка с нарушениями развития. Сказка не только учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает детей к речевому контакту, вызывает потребность к эмоциональному общению.
При проведении игр в основе которых лежит сказка у детей появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Важно, что сказка содержит простые образы : животных, героев, с которыми «особому» ребенку проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией.
При проведении игр дети учатся преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять эмоциональными чувствами. Например, для агрессивного ребенка подбирается готовится или составляется специальная сказка, метафорически зашифрована информация о его негативных агрессивных проявлениях и способах их преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы адекватного эмоционального реагирования, идентифицируясь с главным сказочным героем. В процессе такой работы ребенок знакомится со своим чувством гнева и учится справляться с ним посредством формирования новых эффективных моделей поведения, способов снятия напряжения и др.
С помощью игры в основе которой лежит сказка можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Сказка для детей - это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие зажимов и комплексов. Проживая роль сказочного персонажа, ребенок приобретает жизненный опыт. Чтобы сыграть роль сказочного персонажа, надо не только ознакомиться с текстом, но и проанализировать сказку : выяснить тему и идею произведения, характер героя, в какое время происходит действие.
Проигрывание ролей в сказке способствует снятию эмоционального и физического напряжения, делают детей добрее и восприимчивее к окружающему миру, формируют навыки слышать себя и другого. У детей появляется возможность к проявлению самостоятельности, что ведет к повышению самооценки и уравновешивает психологическое здоровье детей.
Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации. Но к распределению ролей нужно подходить избирательно. Например, на роль короля, королевы или принцессы нужно выбирать ребёнка с заниженной самооценкой, т. к. дети в ходе игры будут говорить : «Ты самый лучший король!», «Ты самая красивая принцесса!». На роль трусливого зайчишки нужно выбирать робкого мальчика или девочку, т. к. ребёнок через движения и жесты должен будет рассказать о своих страхах, а остальные участники советами и действиями помогают ему справиться с неуверенностью и поверить в свои силы.
Игры на основе сказок интересны ещё и тем, что они позволяют полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Игры помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий.
Игры на основе сказок можно проводить индивидуально и по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 чел. Оптимальное количество участников — 8— 10 чел. Как показывает опыт, именно в этом диапазоне эффекты игр могут проявляться особенно ярко. Игры организуются как отдельное занятие или являются частью занятия, в зависимости от актуальных задач. Занятия желательно проводить два раза в неделю продолжительностью 25-30 минут (старший дошкольный возраст).
Подобная систематичность в коррекционной работе позволяет развить самосознание ребенка, управление эмоциональными реакциями «особого» ребенка. Участие в играх дошкольников с разными чертами характера, уровнем развития связной речи динамизирует ход всего занятия. Вместе с тем в группе не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.
Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а также умеющего выразительно передать характер сказочного персонажа.
Структура занятий.
Каждое из тематических занятий строится по схеме, которая включает в себя следующие части:
• Ритуал входа в сказку - коллективное упражнение (создает настрой на совместную работу).
• Упражнения и игры со сказкой.
• Упражнения для релаксации (глубокого мышечного расслабления, сопровождающегося снятием психического напряжения).
• Ритуал выхода из сказки (подготавливает детей к привычной для них социальной среде.)
Приложение 1
Пример занятия «В гости к сказке».
Цель: стабилизация психических процессов, обогащение положительного эмоционального опыта.
Задачи:
1. Развитие познавательных процессов.
2. Снятие напряжения, успокоение, расслабление.
3. Совершенствование коммуникативных навыков.
4. Развитие творческого потенциала.
1. Ритуал «входа» в сказку. Игра «Волшебные очки».
Цель: Создание настроя на совместную работу. Сплочение детского коллектива. Вхождение в сказку.
Содержание: Педагог предлагает детям надеть «волшебные очки», после чего они оказываются в сказочной стране.
2. Психомедитация «Путешествие в волшебный лес».
Цель: Снятие эмоционально-психического и телесного напряжения, развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.
Содержание: Дети ложатся на коврики, закрывают глаза, расслабляются и слушают рассказ педагогаа под музыку.
Педагог: «Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников, всевозможных цветов. В самой чаще леса стоит белая каменная скамейка, присядьте на нее.
Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами целый день… Откройте газа».
3. Повторение сказки «Колобок».
Цель: Припоминание сказки «Колобок» : героев сказки, последовательность событий.
Содержание: Педагог вместе с детьми рассказывают сказку «Колобок».
4. Игра-драматизация по сказке «Колобок»
Цель: Научение правильному воспроизведению последовательности событий сказки; создание положительного эмоционального настроения.
Содержание этапа: Педагог вместе с детьми проигрывает сказку по ролям.
5. Психогимнастические упражнения.
Цель: Расширение представлений детей о сказочных героях (зайце, волке, медведе, лисе); развитие общей координации движений.
Содержание этапа: Педагог проводит психогимнастические упражнения: «Медвежата», «Лисята», «Зайчата», «Волчата».
6. Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Волшебные очки».
Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.
Содержание этапа: Педагог предлагает попрощаться со сказочной страной, со сказочными героями. Повторение ритуала» входа» в сказку в обратной последовательности.