Приложение МААМ

Игры на основе сказок в развитии эмоциональной устойчивости детей с особыми образовательными потребностями

Мария Сизова
Игры на основе сказок в развитии эмоциональной устойчивости детей с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из эффективной формой работы по развитию эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями являются игры на основе сказок. Это специально разработанные коррекционные игры, в основе которых лежит сказка или несколько сказок.

Публикация «Игры на основе сказок в развитии эмоциональной устойчивости детей с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах

Сказка оказывает очень сильное воздействие на эмоциональную сферу ребенка с нарушениями развития. Сказка не только учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает детей к речевому контакту, вызывает потребность к эмоциональному общению.

При проведении игр в основе которых лежит сказка у детей появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Важно, что сказка содержит простые образы : животных, героев, с которыми «особому» ребенку проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией.

При проведении игр дети учатся преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять эмоциональными чувствами. Например, для агрессивного ребенка подбирается готовится или составляется специальная сказка, метафорически зашифрована информация о его негативных агрессивных проявлениях и способах их преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы адекватного эмоционального реагирования, идентифицируясь с главным сказочным героем. В процессе такой работы ребенок знакомится со своим чувством гнева и учится справляться с ним посредством формирования новых эффективных моделей поведения, способов снятия напряжения и др.

С помощью игры в основе которой лежит сказка можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Сказка для детей - это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие зажимов и комплексов. Проживая роль сказочного персонажа, ребенок приобретает жизненный опыт. Чтобы сыграть роль сказочного персонажа, надо не только ознакомиться с текстом, но и проанализировать сказку : выяснить тему и идею произведения, характер героя, в какое время происходит действие.

Проигрывание ролей в сказке способствует снятию эмоционального и физического напряжения, делают детей добрее и восприимчивее к окружающему миру, формируют навыки слышать себя и другого. У детей появляется возможность к проявлению самостоятельности, что ведет к повышению самооценки и уравновешивает психологическое здоровье детей.

Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации. Но к распределению ролей нужно подходить избирательно. Например, на роль короля, королевы или принцессы нужно выбирать ребёнка с заниженной самооценкой, т. к. дети в ходе игры будут говорить : «Ты самый лучший король!», «Ты самая красивая принцесса!». На роль трусливого зайчишки нужно выбирать робкого мальчика или девочку, т. к. ребёнок через движения и жесты должен будет рассказать о своих страхах, а остальные участники советами и действиями помогают ему справиться с неуверенностью и поверить в свои силы.

Игры на основе сказок интересны ещё и тем, что они позволяют полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Игры помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий.

Игры на основе сказок можно проводить индивидуально и по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 чел. Оптимальное количество участников — 8— 10 чел. Как показывает опыт, именно в этом диапазоне эффекты игр могут проявляться особенно ярко. Игры организуются как отдельное занятие или являются частью занятия, в зависимости от актуальных задач. Занятия желательно проводить два раза в неделю продолжительностью 25-30 минут (старший дошкольный возраст).

Подобная систематичность в коррекционной работе позволяет развить самосознание ребенка, управление эмоциональными реакциями «особого» ребенка. Участие в играх дошкольников с разными чертами характера, уровнем развития связной речи динамизирует ход всего занятия. Вместе с тем в группе не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а также умеющего выразительно передать характер сказочного персонажа.

Структура занятий.

Каждое из тематических занятий строится по схеме, которая включает в себя следующие части:

• Ритуал входа в сказку - коллективное упражнение (создает настрой на совместную работу).

• Упражнения и игры со сказкой.

• Упражнения для релаксации (глубокого мышечного расслабления, сопровождающегося снятием психического напряжения).

• Ритуал выхода из сказки (подготавливает детей к привычной для них социальной среде.)

Приложение 1

Пример занятия «В гости к сказке».

Цель: стабилизация психических процессов, обогащение положительного эмоционального опыта.

Задачи:

1. Развитие познавательных процессов.

2. Снятие напряжения, успокоение, расслабление.

3. Совершенствование коммуникативных навыков.

4. Развитие творческого потенциала.

1. Ритуал «входа» в сказку. Игра «Волшебные очки».

Цель: Создание настроя на совместную работу. Сплочение детского коллектива. Вхождение в сказку.

Содержание: Педагог предлагает детям надеть «волшебные очки», после чего они оказываются в сказочной стране.

2. Психомедитация «Путешествие в волшебный лес».

Цель: Снятие эмоционально-психического и телесного напряжения, развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.

Содержание: Дети ложатся на коврики, закрывают глаза, расслабляются и слушают рассказ педагогаа под музыку.

Педагог: «Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников, всевозможных цветов. В самой чаще леса стоит белая каменная скамейка, присядьте на нее.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами целый день… Откройте газа».

3. Повторение сказки «Колобок».

Цель: Припоминание сказки «Колобок» : героев сказки, последовательность событий.

Содержание: Педагог вместе с детьми рассказывают сказку «Колобок».

4. Игра-драматизация по сказке «Колобок»

Цель: Научение правильному воспроизведению последовательности событий сказки; создание положительного эмоционального настроения.

Содержание этапа: Педагог вместе с детьми проигрывает сказку по ролям.

5. Психогимнастические упражнения.

Цель: Расширение представлений детей о сказочных героях (зайце, волке, медведе, лисе); развитие общей координации движений.

Содержание этапа: Педагог проводит психогимнастические упражнения: «Медвежата», «Лисята», «Зайчата», «Волчата».

6. Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Волшебные очки».

Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.

Содержание этапа: Педагог предлагает попрощаться со сказочной страной, со сказочными героями. Повторение ритуала» входа» в сказку в обратной последовательности.

Публикации по теме:

Доклад «Взаимодействие педагогов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОУ» Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. Дети с нарушениями речевого развития несомненно должны.

Ребенок с особыми образовательными потребностями Консультация для родителей «Ребенок с особыми образовательными потребностями» Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое.

Дети с особыми образовательными потребностями в условиях образовательного пространства ДОО Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вводит в российское образовательное пространство.

Изучение мотивационного компонента речевой деятельности детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями Стратегии реформирования в образовании детерминировали появление многочисленных психолого-педагогических исследований, назначение которых.

Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями. Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день поиск форм.

Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день поиск форм.

Особенности работы с семьёй и консультирования родителей детей с особыми образовательными потребностями Особенности работы с семьёй и консультирования родителей детей с особыми образовательными потребностями. В дошкольном детстве любой ребёнок.

Развитие коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями. Занятие на тему: «Развитие коммуникативных навыков у детей с особыми познавательными потребностями» Цель: Научить детей общаться друг с.

Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей с особыми образовательными потребностями Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Консультация «Занятия по аппликации и конструированию с дошкольниками с особыми образовательными потребностями» Занятия по аппликации и конструированию в системе воспитательной работы с дошкольниками с особыми образовательными потребностями. Коррекционно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры на основе сказок в развитии эмоциональной устойчивости детей с особыми образовательными потребностями
Опубликовано: 27 ноября 2015 в 18:47
+44Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры на основе сказок в развитии эмоциональной устойчивости детей с особыми образовательными потребностями» (включая файлы) размещена пользователем Мария Сизова (УИ 390243) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД