Наталья Демяненко
Консультация «Занятия по аппликации и конструированию с дошкольниками с особыми образовательными потребностями»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия по аппликации и конструированию в системе воспитательной работы с дошкольниками с особыми образовательными потребностями.
Коррекционно - воспитательный процесс в группе детей с общим недоразвитием речи должен включать специфические коррекционные мероприятия,, направленные на развитие речи и других психических функций в ходе продуктивной деятельности.
Публикация «Консультация „Занятия по аппликации и конструированию с дошкольниками с особыми образовательными потребностями“» размещена в разделах
- Аппликации. Все виды аппликации
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликации. Консультации для родителей
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Консультации для родителей
- Темочки
Материал занятий, связанных с продуктивной деятельностью, целесообразно использовать для одновременного воздействия и развития навыков по изобразительной деятельности и речи детей. Эту работу организует логопед, применяя дифференцированные приёмы коррекционного воздействия и постепенно усложняя формы речевой и неречевой деятельности.
Процесс овладения навыками и умениями по изобразительной деятельности и конструированию дети с проблемами в развитии отличаются от нормы и имеет ряд особенностей. Последние связаны с неточностью зрительного восприятия, недостаточным развитием произвольных форм внимания и запоминания, а также с трудностями самостоятельного обследования образца, планирования последовательности действий и осуществления контроля.
Занятия по изобразительной деятельности в указанной группе разрабатывались и проводились по специальному плану.
В процессе обучения мы выделяем четыре этапа: 1- формирование ориентировочной основы продуктивной деятельности; 2- формирование всех основных звеньев продуктивной деятельности в процессе практического выполнения заданий; 3 – развитие продуктивной деятельности при постепенном сокращении её ориентировочной основы и наглядных опор; 4– самостоятельное составление плана, регулирование ребёнком собственных действий в процессе изобразительной и конструктивной деятельности.
На каждом этапе обучении следует предусмотреть приёмы дифференцированного воздействия по развитию восприятия, произвольного внимания, других высших психических функций у детей экспериментальной подгрупповой и индивидуальной форм работы воспитателя.
Приступая к обучению, следует, также, создать положительную мотивацию занятий, вызвать у детей желание исправить свою речь, быть вовлечённым в активное общение.
На первом этапе мы разъяснили детям цель того или иного задания, охарактеризовать объект деятельности, представляли в обобщенном виде систему ориентиров в основных звеньях продуктивной деятельности. К примеру, на занятиях по аппликации нами применялись наглядные опоры, представляющие стилизованные рисунки большого размера, отражающие основные моменты занятия. Один из рисунков демонстрировал, как создаются для аппликации необходимые детали; другой отражал, как следует проверять работу по образцу; на третьем было показано, как выкладывать детали на лист бумаги, служащий фоном для аппликации; еще один рисунок отражал порядок наклеивания деталей аппликации; последний из рисунков демонстрировал, как анализировать выполненную работу.
Формируя перцептивные действия, направленные на обследование предмета, развиваем зрительное восприятие детей. В ходе обследования дети должны называть предмет и его части, выделяя их признаки, определяя назначение предмета. Педагог сам предлагал план действии по выполнению задания и контролировал деятельность детей. Используя направляющие вопросы, применяя наглядные опоры (образцы, схемы, сосредотачивать внимание детей на последовательности основных звеньев выполнения изделия, постройки.
Для дошкольников которые не владели или слабо владели анализом условий выполнения задания, оказалось необходимым применение наглядных схем обследования предмета. Кроме того, вне основных занятий нами предусматривалось выполнение специальных заданий (часто в форме игр, формирующих эффективные способы манипулятивно-исследовательских действий.
На следующем, 2 этапе обучения ставилась задача развития основных звеньев продуктивной деятельности в условиях развертывания всех операций, входящих в ориентировочное, исполнительное и контрольное звено деятельности.
В начале данного этапа дети создают аппликации и постройки преимущественно по образцу, сделанному педагогом. Постепенно в практику проведения занятий вводятся задания, выполнение которых связано с применением рисунков различной степени схематизации. Так, например, на занятиях по конструированию дети сначала сооружают конструкции по объемным рисункам, а впоследствии по графическим моделям.
Обучение детей правильному выполнению отдельных действий или операций педагог использовал различные приемы: показ в замедленном темпе, расчленение действия на отдельные операции, повторная демонстрация операции, сопровождение показа пояснением и др.
Проводимые педагогом занятия приучали детей быть активными в наблюдении, выполнении работы. Включая различные педагогические приемы в содержание данного этапа обучения, мы воспитывали у детей целеустремленность в работе, умение доводить ее до конца.
Мы придавали особое значение процессу словесного описания детьми производимых ими действий, поскольку при этом, с одной стороны, обогащалась их речь, с другой стороны, действия, отражаясь и закрепляясь в слове. Глубже осмысливалась и анализировалась ими.
На данном этапе совершенствовалось умение детей обследовать предмет. Последовательность этапов продуктивной деятельности дети хорошо запоминали, поскольку связывались основным содержанием и способами данного вида деятельности.
Задача 3 этапа состояла в свертывании операции, входящих в структуру продуктивной деятельности, а также в преобразовании внешне речевых высказываний детей в речь про себя.
В начале данного этапа в качестве образцов нами использовались рисунки с высокой степенью схематизации. Чаще всего это были контурные рисунки, не расчлененные на отдельные части.
Постепенно появлялась возможность для широко использования таких видов занятия, как изготовление аппликации по представлению, сооружение конструкции, отвечающей предложенной теме и условиям. Педагог обучал детей выполнять задания по словесной инструкции.
Приучая детей к планированию своих действий и самоконтролю, педагог предлагал им рассказать, в каком порядке и как они собираются выполнять то или иное задание. В конце занятия педагог нередко просил сделать отчет о выполненном задании.
На занятиях данного этапа мы предложили развивать у детей такие качества внимания, как устойчивость, переключение и распределение. Акцент в работе по развитию внимания перенесли на увеличение объема.
На 4 этапе мы стремились создать условия, при которых дети закрепляли полученные ими умения самостоятельно планировать и контролировать свою деятельность при выполнении любых заданий педагога. Педагог воспитывал у детей умение самостоятельно управлять вниманием на протяжении всего занятия.
Занятия этого этапа способствовали дальнейшему совершенствованию умения детей воспроизводить и анализировать зрительные образы по памяти, содействовали развитию умения реконструировать накопленные представления и строить из них новые образцы.
На данном этапе были созданы условия для использования педагогом более сложных, чем прежде, ситуации, которые стимулировали развитие таких важных качеств личности, как активность, самостоятельность, инициативность.