Получи документы

Доклад «Взаимодействие педагогов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОУ»

Татьяна Пьянкова
Доклад «Взаимодействие педагогов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. Дети с нарушениями речевого развития несомненно должны быть обеспечены специальными условиями в дошкольных образовательных учреждениях. Как помочь им вовремя, и не допустить перегрузки, не забыть, что период дошкольного детства – это в первую очередь самоценный период в жизни человека, «человека играющего».

Публикация «Доклад „Взаимодействие педагогов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОУ“» размещена в разделах

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в нашем ДОУ выстраивается модель продуктивного взаимодействия всех специалистов ДОУ, родителей и создание многоуровневого пространства, обеспечивающего их соорганизацию, сотворчество и сотрудничество.

Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов :

-Системность

-Комплексность

-Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям

-Адекватность требований и нагрузок

-Постепенность

-Индивидуализация темпа работ

Определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свою работу не обособлено, не дублируя, а дополняя и углубляя влияние других.

Тесная взаимосвязь педагогов возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Наглядно продемонстрируем профессиональную взаимосвязь педагогов ДОУ. В центре модели – ребенок с ООП, ребенок, которому нужно немного больше тепла и помощи, которую он получает от специалистов и педагогов ДОУ : логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, воспитателя по изодеятельности. Неоспорима важность привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка.

Успех коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Именно поэтому все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы.

Работу можно условно разделить на несколько этапов:

1 этап –диагностический (начало учебного года).

На этом этапе каждый специалист проводит свою специфическую диагностику. Обычно это занимает 2-3 недели сентября. По результатам диагностики в совместной работе специалистов выявляется актуальный уровень развития каждого ребенка, зона его ближайшего развития, особенности его эмоционально-личностной сферы, стратегия и тактика коррекционно-развивающего воздействия при решении конкретных проблем у каждого ребенка, наиболее эффективные пути развития и воспитания и приемы коррекционно-развивающей работы, т. е. осуществляется комплексное сопровождение ребенка в коррекционно-развивающем процессе. Анализ полученных результатов позволяет объединить их в общую карту развития и выстроить индивидуальный образовательный маршрут развития каждого ребенка.

При разработке индивидуального маршрута дошкольника, мы опираемся на следующие принципы:

•Принцип опоры на обучаемость ребенка.

• Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.

• Принцип соблюдения интересов ребенка. Л. М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

• Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).

• Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

• Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа - это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо, а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать».

• Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

2 этап подготовительный (начальный). На этом этапе совместными усилиями разрабатывается перспективный тематический план взаимодействия специалистов ДОУ на учебный год.

На 3 этапе основном (коррекционно-развивающий) происходит соответственно сама коррекционно-развивающая работа всех специалистов –учебный год с октября по апрель.

4 этап итоговый (заключительный) (май) Проводится итоговая диагностика, количественный и качественный анализ, оценка результативности работы.

Об основных направлениях коррекционной работы каждого педагога :

Логопед занимается устранением дефектов звукопроизношения, развитием фонематического слуха, навыков звукового анализа, уточнением, расширением и обогащением лексического запаса, развитием связной речи.

Воспитатель в группе компенсирующей направленности является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений, это его главная и в то же время специфическая функция. Воспитатели закрепляют приобретённые знания у детей, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную, в содержание других видов деятельности, а так же в режимные моменты.

Педагог –психолог оказывает комплексную психолого-педагогическую помощь детям, имеющим речевые нарушения, отслеживает процесс развития познавательных процессов, развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств, активизация отработанной лексики, снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.

Воспитатель по физической культуре развивает двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности с речевым сопровождением, совершенствует моторные навыки. Использует на занятиях логоритмические и кинезиологическихе упражнения, пальчиковую гимнастику. Большое внимание уделяется увеличению объёма лёгких, выработке правильного дыхания, необходимого детям для постановки звукопроизношения.

Воспитатель по изодеятельности учит детей предварительно обговаривать детали рисунка, планировать его содержание, тем самым развивать сюжет, а как следствие и речь. По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка. Технические навыки детей, особенно штриховка, умение регулировать направление, силу нажима, объем движений являются показателем мышечного тонуса ведущей руки. Высокий уровень активности и работоспособности к изобразительной деятельности поддерживается с помощью использования нетрадиционных техник и материалов.

Музыкальный руководитель использует в распевках слоговые цепочки, они развивают фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировку в пространстве, элементы логоритмики все это благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.

Взаимодействие специалистов и педагогов с родителями :

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности является взаимодействие всех специалистов и педагогов с родителями, потому что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья. Осознанное включение родителей в совместное воспитание позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

В основе организации предметно-развивающей среды группы лежат следующие принципы:

• Доступности

• Системности

• Интеграции

• Здоровьесбережения

Природосообразности, учёт возрастных особенностей детей

• Мобильности

• Вариативности

• Эстетичности

• Полифункциональности

Взаимодействие специалистов позволяет вовлекать в сферу коррекционно-речевой работы всех детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия, повысить эффективность работы, увеличить процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением, повысить качество образовательного процесса.

Публикации по теме:

Ребенок с особыми образовательными потребностями Консультация для родителей «Ребенок с особыми образовательными потребностями» Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое.

Индивидуально-образовательный маршрут развития ребёнка с особыми образовательными потребностямиИндивидуально-образовательный маршрут развития ребёнка с особыми образовательными потребностями Воспитанница коррекционной группы - Тенникова Ксения (6 лет) Индивидуальный маршрут: обучение исполнению песни «О Камчатке» музыка и слова.

Изучение мотивационного компонента речевой деятельности детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями Стратегии реформирования в образовании детерминировали появление многочисленных психолого-педагогических исследований, назначение которых.

Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями. Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день поиск форм.

Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день поиск форм.

Особенности работы с семьёй и консультирования родителей детей с особыми образовательными потребностями Особенности работы с семьёй и консультирования родителей детей с особыми образовательными потребностями. В дошкольном детстве любой ребёнок.

Развитие коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями. Занятие на тему: «Развитие коммуникативных навыков у детей с особыми познавательными потребностями» Цель: Научить детей общаться друг с.

Развитие полисенсорных способностей у детей с особыми образовательными потребностями Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить.

Сенсомоторное развитие детей с особыми образовательными потребностями В последние годы по отечественной статистике отмечается большой рост числа детей с задержкой психического развития. ЗПР относиться к «пограничной».

Стихотворение о детях с особыми потребностями и их воспитателях Уважаемые коллеги, не судите строго. Это стихотворение-попытка привлечь внимание окружающих к детям с особыми потребностями. "Особые дети".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Взаимодействие педагогов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОУ»
Опубликовано: 8 сентября 2015 в 19:21
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Взаимодействие педагогов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Пьянкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД