Юлия Захарова
Изучение мотивационного компонента речевой деятельности детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
Стратегии реформирования в образовании детерминировали появление многочисленных психолого-педагогических исследований, назначение которых заключается в решении проблем развития, обучения и воспитания детей с речевыми и интеллектуальными недостатками. На современном этапе доминантным направлением реализации образовательного процесса выступает его ориентированность на личность ребенка как субъекта учебно-воспитательного процесса.
Публикация «Изучение мотивационного компонента речевой деятельности детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Особое значение такие инновационные поступи в организации учебной и внеучебной деятельности приобретают для овладения учебной и учебно-трудовой деятельностью детьми с речевыми и интеллектуальными недостатками. Именно проблема развития коммуникативной деятельности личности таких детей выступает актуальной в контексте современных образовательных и социальных трансформаций. Поэтому предлагаемое исследование посвящено многогранной проблеме с лингвистическим, психологическим и социальным аспектам.
На сегодня много внимания уделяется изучению и разработке новейших методик, организационных форм специальной работы с дошкольниками с речевыми и интеллектуальными недостатками.
Проблема, которая поднимается в изучении развития мотивационного компонента речи дети с особыми потребностями в развитии, является проблемой одного из таких изменений в общественном сознании. Изучая социальные и педагогические условия, которые инициируют речевое общение ребенка как основную составляющую в развитии речи, на первое место выдвигается работа с семьей.
Находясь в семейных условиях (или условиях, приближенных к семейным, ребенок накапливает стереотипы «речевого поведения» и культуры речи. Также очевидна аналогия и специальных учреждениях, где обучаются и воспитываются дети с особыми образовательными потребностями.
В процессе обучения дети увеличивают, расширяют и обогащают свой словарный запас, однако не пользуются языком как основным средством социального общения, то есть «накопленные» речевые средства не направлены на удовлетворение потребности в общении. Речь, которая формируется в процессе обучения, часто не выполняет своей основной функции (коммуникативной, малоинформативна, лишена адресата и мотивов.
Подытоживая вышесказанное, приходим к выводу, что противоречия, которые наблюдаются в практике психолого-педагогической и коррекционной работы во вспомогательных дошкольных образовательных учреждениях, мы наблюдаем необходимость обращения к теме исследования речевой мотивации у детей с особыми образовательными потребностями дошкольного возраста.
Особое внимание в структуре аномального развития следует уделять речевым отклонениям, тесно связанным с развитием интеллектуальной деятельности. Поэтому в учебно-воспитательной работе с детьми с речевыми и интеллектуальными недостатками, начиная с дошкольного возраста, уделяется проблеме развития речи, его коммуникативного аспекта (Л. С. Выготский, 1984, А. Н. Леонтьев, 1977, В. М. Синев, 2007, М. К. Шеремет, 2007).
В процессе активного развития речи ребенка дошкольного возраста происходит не только развитие психических процессов, таких как мышление, память, внимание, воображение, но и личности в целом. Только речь открывает доступ ко всем достижениям человеческой культуры, так как содержание человеческого опыта обобщенный словесной форме.