Ольга Сигаева
Игры на логическое мышление
▼ Скачать + Заказать документы
«Собери картинку»
Показываю детям игрушку (самолёт, цыплёнок, кукла, медвежонок, машинка и т. п. и предлагаю составить такую же из имеющихся у него фигур.
Низкий уровень: детям даётся образец.
Высокий уровень: детям даётся набор геометрических фигур, из которых надо отобрать необходимые элементы и выложить силуэт.
Игра «Кого не хватает?».
Публикация «Игры на логическое мышление» размещена в разделах
Воспитатель предлагает детям представить, какой формы могут быть космические существа. Затем показывает плакат, на котором изображены космические “человечки”. Дети находят, какого “человечка” не хватает, анализируют и доказывают. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.
Игра «Собери бусы».
Показываю детям часть нитки бус и говорю, что остальные бусинки рассыпались. Их нужно собрать, используя для этого круги и квадраты. У ребё нка набор геометрических фигур и образец: начало нитки бус. Ребёнок собирает бусы так, как показано в начале нитки, отбирая фигуры по цвету и форме.
Игровое упражнение со счётными палочками.
Детям раздаются счётные палочки. Предлагается составить изображение по замыслу и рассказать о нё м: что составил, какой формы, какого цвета, где может быть использовано и т. д.
Игра «Цветные бусы».
Цель: развитие мелкой моторики и координации. Обучение созданию простого логического ряда (чередование предметов по цвету).
Для развития мелкой моторики очень полезны упражнения по нанизыванию бус. Цвета чередуются: желтый, красный, желтый, красный и т. д.
Полезно обсуждать с ребенком процесс нанизывания: какую бусинку следующую возьмешь? Почему желтую? (После красной идет желтая.)
«Подбери фигуру»
Цель: развитие проективного видения (обучение ребенка пониманию того, что объемный предмет может иметь различные контуры с разных сторон).
Используем коробку с прорезями разной формы. В них ребенок проталкивает соответствующие объемные тела (кубики, шарики, кирпичики). Такие коробки бывают фабричного производства, к ним дается соответствующий набор тел. Ребенок должен учитывать как форму, так и размер предмета, проталкивая его в отверстие.
«Сложи Ёлочку».
Цели: формирование конструктивных умений, развитие зрительно-моторной координации.
Сложи из палочек такую елку:
Ребенок работает по образцу, который вы сложили на его глазах. Но свой вариант он делает самостоятельно.
Усложнение: если ребенок легко справляется с таким заданием, можно предлагать ему не образец из палочек, а схематический рисунок.
«Скажи наоборот».
Предлагаю детям поиграть в игру: придумать, как сказать по-другому:
Не холодно – тепло
Небольшой – маленький
Недлинный – короткий
Небыстрый – медленный
Немного – мало и т. д.
«Что сначала, что потом»?
Используются иллюстрации к сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок». Дети должны разложить картинки по порядку, объяснить последовательность картинок и рассказать к какой они сказке. Запоминают и обыгрывают эпизоды из сказок.
«Ленты для кукол»
Цель: обучить сравнивать длины приемом приложения.
Сюжет: куклы в магазине выбирают ленты: две куклы (большая и маленькая) и ленты двух размеров (длиннее и короче, цвет лент разный.
Обсуждаем с ребенком на примере двух лент, какие и почему надо купить Маше (большой кукле) и Кате (маленькой кукле). Затем ребенок разбирает остальные ленты, приговаривая: длинная - Маше, короткая - Кате.
- Покажи мне все длинные ленты.
- Покажи все короткие ленты.
Возьмите из каждой группы по ленте и, уронив их кучкой, спросите ребенка:
- Почему ты уверен, что эта красная лента длиннее этой синей?
Если ребенок сам правильно выкладывает ленты, сравнивая их длины прикладыванием, это хорошо, если нет, помогаем ему выполнить это действие:
На этом этапе выложить ленты можно любым образом: так, как изображено выше, и так, как изображено ниже:
Главное - должна быть явной разница в длинах.
«Что это?»
Цель: развитие внимания и воссоздающего воображения. Развитие анализа и синтеза.
Игра с разрезными картинками. Можно использовать готовые игры, где картинка разрезана так:
Но в этот набор надо добавить варианты:
Изготовить карточки для игры можно из любой открытки с ясным и четким рисунком или, наклеив на картон картинку из старого журнала. Не используйте открытки с букетами цветов, когда они разрезаны, в них трудно разобраться. Лучше, чтобы на картинках были дети, звери, птицы, машины, сюжеты сказок и т. п. Каждая картинка дается ребенку отдельно, т. е. он собирает один предмет из частей. Если ребенок хорошо справляется с этим, можно смешать части двух картинок.
Если ребенку трудно выделить предмет из фона, надо либо взять его изображение без фона, либо вырезать предмет по контуру и в таком виде наклеить на карточку, которую уже затем разрезать нужным образом.