Елена Сергеевна Безродняя
Доклад на тему: «Палочки Кюизенера — развиваем мышление»
▼ Скачать + Заказать документы
Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы.
Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Публикация «Доклад на тему: „Палочки Кюизенера — развиваем мышление“» размещена в разделах
- Палочки Кюизенера
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений «больше – меньше», «больше – меньше на…», поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий как «левее», «правее», «длиннее», «короче» и т. д.
С математического взгляда, палочки – это множество, в которой присутствуют отношения соответствия и порядка чисел: 1,2,3,4…
Использование чисел в цвете помогает развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек помогает дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталон цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, соотношение предметов по цвету, ширине, длине, высоте. От элементарной игры дети постепенно переходят к пониманию пространственных и количественных характеристик.
Работу с палочками следует начинать с ознакомления детей с ними. Нужно предложить детям поиграть с ними, попытаться сложить различные узоры. Постепенно дети могут перейти к созданию сюжетно-ролевой игры с палочками. Возможно, в процессе этих игр дети самостоятельно сделают некоторые открытия относительно свойств палочек: палочек много, они разного цвета и размера, палочки одинакового цвета одинаковы по длине, если сложить две палочки желтого цвета, получаем такую же длину, как длина оранжевой палочки подобное.
Задача для ознакомления детей с палочками Кюизенера.
Найди и покажи палочку такого же цвета (размера).
Назови цвета всех палочек, лежащих на столе.
Найди и покажи самую короткую (длинную) палочку. Назови ее цвет.
Сравни две палочки. Какая из них короче (длиннее?
Задание на закрепление эталона цвета.
Подбери по фартуку куклы ленты соответствующего цвета.
Построй два квадрата: один из голубых, а второй из красных палочек.
Задача на формирование представлений о различных параметрах величины.
Строим высокие и низкие заборы.
Какой вагон длиннее и выше? Почему?
Составляем лесенку разной высоты для домиков разной высоты.
Строим мосты различной длины и ширины.
Задача на развитие количественных представлений.
«Пассажиры и поезд». Педагог предлагает детям построить небольшой поезд из цветных палочек. Например, из розовой, голубой, красной и желтой палочки. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров. Детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка - это одно место. Белая палочка выступает условной мерой. В ходе беседы подводят детей к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число.
Задание на понимание арифметических действий.
Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку. Равную сумме двух палочек.