Олеся Видманова
Игры математического содержания как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования основ логического мышления у старших дошкольников. Актуальность темы обусловлена тем, что социальный заказ в сфере образования отражает возрастающую потребность государства и общества в подготовке квалифицированных специалистов, умеющих продуктивно мыслить.
Публикация «Игры математического содержания как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2021
Ключевые слова: старший дошкольник, обучающие игры, дидактические игры, мышление, система обучающих игр, технология логико-математического развития, логико-математическое развитие, проблемно-игровая технология, основы логического мышления, логическое мышление
Игры математического содержания играют важную роль в развитии логического мышления у дошкольников. До недавнего времени считалось, что вопросы математического содержания недоступны для детей. Однако исследования и эксперименты опровергли эту точку зрения. Игры математического содержания важны для дошкольников, стимулируют развитие их логического мышления, и сохраняют интерес дошкольников. Более сложные и трудные игры математического содержания даются дошкольникам, хорошо разбирающимся в материале.
Использование игр математического содержания способствует развитию логического мышления дошкольников. В отечественной педагогике и психологии теорию игры разрабатывали М. М. Бахтин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. А. Крупская, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин. Н. А. Крупская писала: «Игра есть потребность растущего организма, в игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива» [1, с. 134]. Для начала вспомним определение логического мышления – это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовывать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.
Игры математического содержания имеют большое значение для укрепления математических знаний дошкольников. Таким образом, игры математического содержания способствуют развитию мышления дошкольников, овладению функциональными связями, развитию у них культуры расчета. В процессе игры математического содержания развиваются навыки и умения моделировать предметы и события. Обучение математике в детском саду, которое раньше состояло из занятий арифметикой и усвоения правил арифметики, не способствовало развитию логического и математического мышления детей. Во всестороннем развитии личности интеллектуальное развитие играет важную роль в использовании игр математического содержания, овладении методами и средствами интеллектуальной деятельности, формировании навыков и в решении новых задач и их использовании [2, с. 12].
Логическое мышление развивается путем изучения математики. Детское математическое мышление характеризуется разбивкой процесса обсуждения, логической последовательностью и умением использовать символические выражения. Дошкольникам необходимо мыслить логически, прежде чем они смогут поиграть в математическую игру.
Математика дает реальные возможности для развития мышления дошкольников, и задача воспитателя – в полной мере использовать эти математические возможности при использовании игр математического содержания. Базовые математические знания дети приобретают в определенной форме, адаптированной к их пониманию, в которой одна часть логически связана, а одна является результатом другой. В процессе осознанного приобретения математических знаний дошкольники используют доступные им базовые умственные операции. Осознанное овладение математическими знаниями развивает логическое мышление дошкольников посредством игр. Психология анализирует умственную операцию, которая представляет собой разделение целого на части. Другая мысленная операция, которая используется для установления связи между объектом или событием, называется синтезом. Эти мыслительные операции взаимосвязаны. Под руководством воспитателя дошкольник, прежде всего, делит содержание задачи на числовые данные, анализирует ее и определяет условия. Анализ содержания игр математического содержания, заключается в их разделении на числовые данные и условия [3, с. 108].
Игры математического содержания описывают ситуацию на математическом языке, что требует количественного описания компонентов, взаимосвязи между ними и последовательности действий. Познавательное развитие дошкольников, формирование лучших качеств мышления, которые также реализуются посредством математической деятельности, необходимы для полноценного функционирования в обществе. Логическое мышление, сформированное на символической основе, представляет собой высшую ступень развития мышления детей раннего возраста. Достижение этого этапа – сложный и длительный процесс, потому что для развития логического мышления требуется не только высокий уровень активности в формировании духовного мышления, но и достаточный уровень всесторонних знаний в области важных вещей. Не следует ожидать, что старший дошкольник достигнет стадии формального логического действия, и его мышление приобретет специфические характеристики, чтобы инициировать целенаправленную умственную деятельность взрослых и развивать логическое мышление уже в раннем возрасте, более того, важно, чтобы развитие логического мышления было комплексным и систематическим не только в детском саду, но и дома с использованием игр математического содержания, постепенно для дошкольного возраста и в соответствии с их уровнем интеллектуального развития.
Игры математического содержания помогают формировать геометрические концепции и учитывать математические элементы. Игры играют важную роль в обучении элементарной математике, они являются важным инструментом развития логического мышления детей, развивают навыки анализа и синтеза, обобщения, абстракции и идентификации, раскрытия связей между существующими событиями.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный, творческий интерес, желание и умение учиться. При решении логических задач дети учатся выделять существенное, самостоятельно подходят к обобщениям. Интересные, занимательные задачи развивают у детей умение быстро воспринимать условие и находить решения. Увлекательные развивающие игры направлены на совершенствование математических представлений у детей. Чтобы научить ребенка любить математику и поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, необходимо творчески подходить к организации процесса обучения, использовать вариативность игр математического содержания. В связи с этим работу по развитию логического мышления следует структурировать по степени сложности и составляющим компонентам. Игры используются на формирование понимания последовательности событий, умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения [4, с. 212].
Игры-упражнения на развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию; игровые упражнения на формирование понимания скрытого смысла, развития адекватных реакций на юмор, задачи-шутки, головоломки. Значительное место в деле математического развития дошкольников воспитатели отводят знакомству детей с головоломками «Танграм», «Колумбово яйцо», логические блоки Дьенеша, палочки Кюизнера. Основной целью данного материала является – научить дошкольника логически мыслить, выявлять в объектах разнообразные свойства, обобщать объекты по одному, двум, трем свойствам [5, с. 50].
Для наиболее эффективного ознакомления детей с логическими блоками воспитатели предлагают детям следующие задания:
– «Найди такие же фигуры как эта»;
– «Найди не такие фигуры как эта» (по цвету, размеру, толщине, форме);
– «Найди только треугольники (прямоугольники)» и др.
Далее приступают к следующим видам игр:
– «Домино»,
– «Чудесный мешочек»,
– «Дорожки»,
– «Раздели блоки» и другие дидактические упражнения способствующие развитию логического мышления.
Для успешного овладения числами и цифрами, арифметическими действиями, различением предметов по свойствам существуют следующие игры :
– «Математические бусы»,
– «Арифметическое домино»,
– «Расставь числа» и др.
Характер игр усложняется постепенно: от задач, в которых скрыто 1–2 признака, к задачам – 3–4 признаков, что способствует постепенному повышению требований к детям в развитии самостоятельности, скорости решения, умения обосновывать его. Понимание детей правил игры привели их к самостоятельному выбору, как в групповой игре, так и индивидуально. Они сами устанавливают роль ведущего, объясняют правила, следят за выполнением задания, придумывают свои оригинальные задачи, оценивают результаты. Дети приобщаются к сложному интеллектуальному труду, развивается любознательность, наблюдательность, быстрота реакции, находчивость, не нарушая этапов психического и физиологического развития. С учетом индивидуальных особенностей детей обучение становится интересным, содержательным и ненавязчивым. Огромное значение имеет профессиональный уровень мастерства воспитателя, который должен знать, что его действия способствуют развитию логического мышления ребенка. Самыми ценными знаниями станут только те, которые ребенок добыл своим трудом.
Воспитатель должен:
стимулировать каждого ребенка на поиск знаний;
создавать для детей проблемные ситуации, где они смогут использовать свои знания прошлого опыта;
организовывать поисковую деятельность;
ставить простейшие опыты;
учить детей спрашивать, наблюдать.
Именно комплексная работа по развитию логического мышления посредством игр у детей способствует качественной подготовке к школе, формирует умение использовать свои знания в жизни. Такие дети способны нестандартно мыслить, творчески подходить к решению поставленных перед ними задач, находить правильное решение. Такие дети востребованы в обществе.
Таким образом, игры математического содержания заставляющие задуматься, приводят к развитию упорства, стойкости, воли, пробуждению интереса к процессу поиска решения. Не следует забывать, что игры развивают у детей многие положительные поведенческие качества и развивают их эстетический интерес. Игры занимают много времени в обучении детей, а их выполнение способствует развитию их логического мышления.
1. Логическое мышление – это логические операции, развивающие интеллектуальные умения и содействующие осознанию закономерности окружающего мира.
2. Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций : анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
3. Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
4. Игра – это необходимое условие для его всестороннего развития, одно из основных средств воспитания и развития.
Список использованных источников
1 Земцова, О. Н. Умные книжки. Задачки для ума. Развиваем мышление. 5-6 лет / О. Н. Земцова – Москва : Махаон, 2007. – 248 с. – ISBN 978-5-534-08977-6. – Текст : непосредственный.
2 Козырева, Л. М. Развиваем логического мышления для детей 6-7 лет / Л. М. Козырева. – Ярославль : Академия Развития, 2003. – 32 с. – ISBN 978-5-8112-4098-2. – Текст : непосредственный.
3 Сидорова, Ю. Ю. Формирование основ логического мышления старших дошкольников в процессе развивающих игр / Ю. Ю. Сидорова. – Текст : непосредственный // В сборнике : Профессиональная деятельность педагога: проблемы, поиски, решения. материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной к 85-летию ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова». – 2017. – № 1. – С. 107-110.
4 Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : ГРИНГО, 2005. – 350 с. – ISBN 978-5-8112-4098-2. – Текст : непосредственный.
5 Тютюнник, В. В. Развитие логического мышления дошкольников средствами дидактических игр математического содержания / В. В. Тютюнник. – Текст : непосредственный // В сборнике : Проблемы и перспективы развития науки и образования в ХХI веке. Сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции. – 2017. – № 1. – С. 49-53.