Елена Бикурева
Игры, которые лечат. Нетрадиционное рисование. Живопись с помощью пальцев «Вместо кисточки рука»
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.
Публикация «Игры, которые лечат, Нетрадиционное рисование, Живопись с помощью пальцев „Вместо кисточки рука“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нетрадиционные техники рисования
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек на занятиях рисования.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если маленькие художники перепачкаются, главное - чтобы они получали удовольствие от общения с красками и радовались результатам своего труда. Рисование таким образом прекрасно развивает мелкую моторику, которая оказывает огромное влияние на речь и память ребенка.
Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!
Используя нетрадиционные техники в рисовании, мы решаем следующие задачи:
развитие воображения, внимания;
снижение чувства скованности, возбуждения;
развитие коммуникационных навыков, эстетического восприятия;
развитие мелкой моторики руки.
Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.
Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Так рисовать детей не учат ни в детском саду, ни в школе. Поэтому такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка.
Какое значение имеет пальчиковое рисование для ребенка? Развитие мелкой моторики руки, концентрации внимания, координации движений под зрительным контролем, подготовка к будущему письму, сплочение отношений в системе «Ребенок-Взрослый» — результат захватывающего процесса рисования ребенка с мамой (папой, бабушкой, дедушкой).
Как можно рисовать пальчиками?
Существует несколько техник пальчикового рисования :
Рисуем полураскрытым кулачком, например, так можем рисовать радугу, холмы, бананы и т. п. Рисуем ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка — вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки, рыбка — одна ладошка, приложенная к бумаге горизонтально);
Рисуем пальчиками, а именно: кончиками пальцев ставим точечки (так можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину или раскрашивать этой техникой обычную раскраску, проводим пальчиками линии (так хорошо рисовать геометрические фигуры, прикладываем пальчики (раскрасим 1–2 пальчика и приложим их к бумаге — выйдут кустики, деревья, звездочки, соберем пальчики в пучок (и получим цветы и зимние снежинки);
Рисуем кулачком со стороны большого пальчика (выйдут красивые розы, ракушки, улитки) .
У одного и того же ребенка каждый процесс и продукт рисования пальцами не похожи на предыдущие. Всякий раз происходит по-новому: выбирается другой цвет, соотношение линий, темп, ритм и т. д. Потому результат манипуляций с краской может быть непредсказуем: неизвестно, какое изображение получится в итоге.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается ярким эмоциональным откликом. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму, к рисованию и уровне развития навыков самообслуживания.
Уровень речевого развития детей в логопедической группе находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук – движений которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна проводится регулярно только тогда может быть достигнут наибольший эффект.
Простые движения помогают убрать напряжение не только самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше будет говорить ребенок. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений оно не может выразить словами. Ребенок живет в мире фантазий. В его сознании переплетаются реальное и вымышленное жизнь и сказка. Именно поэтому, такие нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний, открывают сердце ребенка добру и красоте.