Олег Гущин
Игры, которые лечат
▼ Скачать
Игры, которые лечат.
Одним из важных естественных стимуляторов роста и развития ребёнка является двигательная активность, которая оказывает влияние на формирование физиологических систем детского организма в соответствии с природными закономерностями. Для ребёнка дошкольного возраста игра – ведущий вид деятельности, а двигательно-игровая деятельность – основа воспитания, оздоровления, развития и обучения. Согласно ФГОС ДО обучение входит в жизнь ребёнка через игру. Поэтому многие современные методики и технологии пересмотрены и в них дидактический компонент непременно соседствует с игрой.
Публикация «Игры, которые лечат» размещена в разделах
Работая с детьми, я пришёл к выводу, что в последние годы увеличилось число ослабленных, часто и длительно болеющих детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистые и ЛОР заболевания. Двигательная активность уменьшается из-за амбиций родителей, чрезмерно увлекающихся интеллектуальным развитием своих детей. Кроме того, современные дошкольники большое количество времени проводят у телевизора и компьютера.
Взрослые должны знать, что активные двигательные действия при эмоциональном подъёме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме и происходит соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
В моей педагогической деятельности, на физкультурных занятиях я использую игровые приёмы, начиная с утренней гимнастики с обязательными игровыми дыхательными упражнениями («Насосы», «Дровосек», «Часики», «Кошечка», «Водолазы», звуки животных и т. п.). У дошкольников дыхательные мышцы слабые, поэтому эти упражнения очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы. Гимнастика проходит интереснее, если сопровождается ритмичной музыкой (музыку с русскими народными инструментами).
Следует учитывать, что дети в возрасте от 3х лет в силу своих психофизиологических особенностей правила игры не воспринимают как закон, поэтому для них особенно важно проводить сюжетные игры и физические упражнения. Действуя согласно сюжету игры, дети учатся своевременно реагировать на определённые сигналы – звуковые и словесные. Эти ориентиры помогают ребёнку выполнять игровую задачу, своевременно переключаться с одного действия на другое.
В подвижных играх я тоже использую музыкальное сопровождение. Слова в ролевых и сюжетных играх, дети вначале проговариваются, а затем пробуем петь вместе с воспитателем под музыку (балалайку). В нашем случае с помощью музыкального сопровождения (музыкального инструмента - балалайки) на физкультурных занятиях регулируются те или иные физические реакции ребёнка, активизируется и успокаивается его деятельность на занятии. Двигательная активность здорового организма, сопровождается наработкой гормонов радости эндорфинов, усиливаются положительные эмоции. Всё это в свою очередь положительно влияет на мозговые функции и структуры мозга, повышается общий иммунитет организма.
Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создаёт хорошее настроение, оказывает влияние на процессы совершенствования ребёнка, известно, что она влияет на жизненный тонус человека. А пение формирует правильное дыхание, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Великое значение пение оказывает в развитие речи ребёнка, обогащает словарный запас, совершенствуется артикулярный аппарат, улучшается детская речь. По мнению медиков, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.
Укрепление и оздоровление организма, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умение действовать в коллективе сверстников, развитие речи и обогащение словаря – вот те основные задачи, которые воспитатель может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.
Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.