Ирина Маяцкая
Значение игры для развития и становления личности ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Значение игры для развития и становления личности ребенка
дошкольного возраста.
Игра - один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессии.
В отечественной педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
Публикация «Значение игры для развития и становления личности ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игра - это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении.
Непревзойденную роль игры мы прослеживаем во всех педагогических системах цивилизации, на всех этапах развития мировой педагогики. Выдающийся педагог Я. А. Коменский рассматривал игру, как естественную потребность ребенка двигаться, естественное воспитание воли, черт характера и всей личности ребенка. «Лучше играть, чем бездельничать, ибо в игре всегда мысль чем-то занята и часто шлифуется» Я. А. Коменский считал игру важным воспитательным средством, которое помогает всестороннему развитию детской личности : способностей, речи, мышления и воображения, учит ребенка жить и трудиться в коллективе своих сверстников, учит приобретать новые навыки и привычки, формирует его нравственно и готовит к настоящей трудовой жизни.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре ребенок имеет наибольшую возможность быть самостоятельным, по своему желанию обучаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и учения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей на воспитание активной позиции.
Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраст игры имеют исключительное значение : игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания мира. Играя, он узнает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения. изучает растения, животных».
В исследованиях педагогов и психологов Л. С. Выгодского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Элъконина мы видим подтверждение тому что, игра возникает не самопроизвольно, как продукт чисто индивидуального творчества, а под влиянием социального окружения, в результате освоения ребенком социального опыта и становится средством воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства.
Игра – подлинная социальная практика ребенка, жизнь в обществе сверстников. Л. С. Выгодский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую важность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игроки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Детям особенно нужна игра для физического развития, для укрепления здоровья. Такие естественные движения как ходьба, бег, прыжки, бросание хорошо влияют на развитие отдельных функций, главным образом, на движение рук, ног, туловища и зрительную координацию, укрепляют мышцы, делают более интенсивным кровообращение, дыхание и обмен веществ. Умение владеть движением рук, этого непревзойденного и ни с чем не сравнимого орудия, играет в жизни человека большую роль. И именно благодаря играм, связанным с движением, манипуляциями с игрушками и вещами, дети быстро достигают успехов. Однако было бы неправильно считать, что игра, сама по себе, может служить средством физического воспитания. Игра не направленная, проходящая стихийно, может даже вредить, особенно из-за перенапряжения, физического переутомления. Поэтому важно, чтобы педагог направлял содержание каждой игры, и постепенно усложнялись правила.
Обсуждая вопрос об игре как форме организации жизни и деятельности детей, А. В. Запорожец подчеркивал: «Чтобы нравственные нормы выполнялись дошкольниками не только под влиянием авторитета взрослого и использовались в качестве внешнего аргумента в их межличностных отношениях, например, при разрешении ссор и конфликтов, а стали бы внутренними мотивами поведения, следует подготовить почву для их усвоения. Такая психологическая почва создается путем надлежащей практики взаимоотношений детей, и в первую очередь – в процессе игры».
Обращаясь к педагогическому наследию великого педагога К. Д. Ушинского, мы рассматриваем игру как отражение действительной жизни: «Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека».
Свобода и самостоятельность ребенка в игре проявляются : а) в выборе игры или ее содержания; б) в добровольности объединения с другими детьми; в) в свободе вхождения и выхода из игры и т. д.
В играх разного вида свобода и самостоятельность детей проявляются по-разному. Однако для играющего она, по словам Л. К. Шлегер, «субъективно абсолютна» и несовместима ни с какой внешней необходимостью.
На самостоятельность детей в игре как на специфическую особенность указывал и К. Д. Ушинский: «Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка.». По мнению К. Д. Ушинского, особый интерес ребенка к игре, глубина воздействия ее на ребенка связаны с самостоятельностью ребенка : «Для дитяти игра—действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» .
Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируются определенными требованиями и правилами.
Несмотря на разнообразие правил, во всех случаях играющие принимают их и добиваются выполнения добровольно, в интересах самого существования данной игры, так как нарушение правил ведет к ее распаду, разрушению. Дети проявляют в игре значительно большую выдержку, устойчивость внимания, терпение при выполнении правил, чем при выполнении требований в обычной повседневной жизни. Правила выступают своего рода механизмом саморегуляции поведения детей. Наличие правил помогает детям самостоятельно организоваться в игре (распределить роли, подготовить игровую обстановку и т. д.) .
Подлинная игра всегда связана с инициативой, выдумкой, изобретательностью, смекалкой. В игре активно работают мысль и воображение ребенка. Проявление инициативы и творчества в играх разного вида разнообразно. В одних оно связано с построением сюжета и отбором содержания, выделением ролей, с изобретательностью при создании игровой обстановки (творческие ролевые игры). В других - творчество проявляется в выборе способов действия, в их вариативности (прятки, игра в мяч, игры-головоломки и т. д.). В-третьих - в быстрой мобилизации знаний и умений (лото, творческие ролевые игры и др.). Многие игры требуют умения предвидеть действия партнеров и, исходя из этого, быстро менять тактику своего поведения или способ действия (шашки, лапта, ролевые игры).
Творчество в игре всегда глубоко индивидуально и служит непосредственным выражением способностей играющих, поэтому игра выступает как средство развития творчества, формирования способностей детей: сенсомоторных, интеллектуальных, речевых.
Многие исследователи детских игр отмечают силу и подлинность чувств, переживаемых ребенком в игре. Эти чувства богаты и разнообразны. В творческих ролевых играх дети переживают чувства, связанные с выполняемыми ролями: заботу, теплоту, нежность мамы, ответственность шофера или доктора и т. д. В коллективных играх проявляются общественные чувства детей (дружбы, товарищества). Ребенок получает удовольствие, достигая в игре результат, преодолевая трудности. В подвижных играх дети получают радость от ритма движений, их согласованности, от сознания проявленной ловкости, смелости, от достигнутого успеха. В играх, требующих сообразительности, находчивости, смекалки, радость носит интеллектуальный характер. В большинстве игр проявляются эстетические эмоции, вызываемые привлекательностью используемых игрушек, красотой игровых движений, элементами художественного творчества.
В игре ребенок переживает не только положительные эмоции. Он переживает и горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами, обиду и т. д. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовольствие, наслаждение. Игра без радости перестает быть игрой.
Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Здесь хотелось бы вспомнить замечательные слова выдающегося отечественного педагога А. С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
Содержательная игра дает ребенку много поводов для этических переживаний. Область чувств, в дошкольный период, характеризуется большими изменениями. Все больше предметов, людей и явлений отражается в чувствах ребенка, чувства утрачивают неопределенность, как бы устанавливаются. Чувства в этот период у ребенка доминируют, и не разум руководит чувствами, а чувства направляют разум. Поэтому при руководстве игрой очень важно иметь в виду, что ребенок дошкольного возраста является существом не столько мыслящим, сколько действующим и чувствующим. Если педагог хочет заставить ребенка выполнить ее задание и направить его внимание на какой-либо предмет, она должна заинтересовать ребенка.
Интересные игрушки, цветные картинки, которые дает педагог детям для игры, привлекают их внимание, вызывают желание играть с ними. Как ограничение сильных эмоциональных переживаний в детских играх оживают герои любимых сказок и рассказов, воспроизводятся мелодии песен, ритмы народных считалок и танцев, которым дети научились во время занятий.
Все виды игр, если ими руководит педагог, важны для развития личности ребенка. Они приучают детей к физической и умственной деятельности, необходимой в их дальнейшей трудовой жизни, способствует правильному физическому развитию. В игре формируются коллективные отношения, воспитывается правильное отношение к труду, формируются положительные черты характера.
В игре развиваются познавательные процессы: воображение, память, внимание, мышление и речь; дети начинают понимать зависимость явлений и вещей. И, наконец, игра вызывает сильные эмоциональные и эстетические переживания.
Таким образом, изучение психолого-педагогической литературы показало, что игра имеет огромное значение в жизни ребенка, является мощным средством его развития, воспитания его поведения во взаимодействии с окружающими людьми: взрослыми, сверстниками. В ней ребенок учится управлять своим поведением, чувствами, регулировать свои отношения и поведенческие реакции.
Список используемой литературы:
1. Константинов Н. А., Смирнов В. З. История педагогики. - М., 1955.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М. : УЦ Перспектива, 2014.
3. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте. М., 2002.
4. Егоров С. Ф., Лыков С. В., Волобуева Л. М. Введение в историю дошкольной педагогики / Под ред. С. Ф. Егорова. М. : издательский центр "Академия", 2001. – 320 с.
5. Гончаров Н. К. Вопросы педагогики. - М., 1990.
6. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975 [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.library.univ.kiev.ua/ukr/ (дата обращения 5.02.2017)
7. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975 [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.library.univ.kiev.ua/ukr/ (дата обращения 5.02.2017).