Наталья Мамаева
Домашняя игротека. Использование подручных материалов для развития речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Домашняя игротека учитель-логопед Мамаева Н. Л. Игры на кухне
Не секрет, что значительную часть вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.
Публикация «Домашняя игротека, Использование подручных материалов для развития речи ребенка» размещена в разделах
- Бросовый материал. ИЗО, поделки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.
• Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста очень прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно покрасить, две столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!
• Наверное в каждом доме есть старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер… Найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок побробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки.
• Аппликации из пуха хорошо передают изображение снега, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархатная, наждачная бумага и т. д.
• Предложите ребенку сделать панно из пуговиц. Если малышу трудно их пришивать, то их можно укрепить на тонком слое пластилина (как яичную скорлупу).
• Помешивая ложечкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
• Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин ( в названии блюд должен быть звук С: салат, сырники, морс суп. Не путайте твердые и мягкие звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
• Предложите ребенку убрать или помыть посуду. В названии которой есть звук Ч – чашки, чайник, а затем со звуком Л – ложки, вилки, салатник и т. д.
• Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук Р. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы: - «кар-р-р-р тофель или капусту?»;
- «ар-р-р- -буз или дыню?»;
- «пер-р-р-сики или бананы?»;
- «лук или огур-р-р-цы?»;
- «помидор-р-р-ы или баклажаны?».
Буквы из всего
Пальчики и глаза могут знакомиться с буквами и словами дома, во дворе, в лесу.
Дома : пусть ребенок попробует выложить знакомые буквы из мозаики, счетных палочек, обрезков бумаги и материала, коробочек из-под «киндер-сюрпризов», горошин, пуговиц.
Во дворе:
- рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу;
- придумайте вместе с ребенком загадки про буквы (маленькая, кругленькая, любит «охать», пусть малыш рисует отгадки на песке;
- выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев и т. п.
В лесу:
- ищите «буквы» среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка – это Л, а если ее вот так соединить – получится О;
- узнавайте буквы в ягодах и грибах (Подосиновик похож на Т, а эта черничка – на О»).
Наверняка, у каждого из вас есть свои «семейные игры», в которые вы играете с детьми дома, на отдыхе, по дороге в детский сад. Поделитесь ими с нами и друг с другом.
Дети 3 – 7 лет для развития мелкой моторики рук должны:
• катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
• запускать пальцами мелкие «волчки»;
• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);
• делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;
• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
• махать в воздухе только пальцами;
• собирать все пальцы в шепотку;
• нанизывать крупные пкговицы, шарики, бусинки на нитку;
• завязывать узелки на шнурке, веревке4
• застегивать (растегивать0 пуговицы;
• играть с конструктором, мозаикой4
• складывать матрешки;
• рисовать в воздухе;
• мять руками поролоновые шарики, губки;
• рисовать, раскрашивать, штриховать;
• резать (вырезать) ножницами;
• плести из бумаги коврики,корзинки, косички;
• шить, вышивать, вязать;
• выполнять аппликации.