Светлана Чернышева
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речи ребенка пятого года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Увеличение активного словаря дает возможность. ребенку точнее излагать свои мысли, общаться со взрослыми и детьми Ответы на вопросы он строит из сложносочиненных или сложноподчиненных предложений.
Пятилетние дети часто пытаются рифмовать слова, иногда лишенные всякого смысла. Взрослым кажется это бессмысленно, но это занятие способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.
Публикация «Консультация для родителей „Игры и упражнения для развития речи ребенка пятого года жизни“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Взрослые должны знакомить ребенка с новыми словами, приучать его точно называть качество предметов, определять, из чего они сделаны (ложка, вилка, нож – из метала, стол, стул – из дерева, находить в предметах сходство и различие. Продолжается усвоение временных понятий – утро, день, вечер, вчера, сегодня, завтра; пространственные понятия: справа-слева, впереди-сзади, наверху-внизу.
Нередко дети путают временные понятия. Игра «Когда это бывает» поможет ребенку ориентироваться в сложных для него понятиях.
-Когда дети играют в снежки, катаются на санках, лыжах? (зимой)
-Когда появляются первые цветы, распускаются почки на деревьях? (весной)
-Когда можно купаться в речке, загорать? (летом)
-Когда желтеют листья на деревьях и кустарниках, улетают птицы на юг? (осенью)
-Когда заходит солнышко? (вечером)
Знания о временных и пространственных отношениях помогут ребенку лучше понимать речь окружающих, точнее пользоваться своей речью, правильно двигаться и действовать по указанию взрослых.
Развивать ориентировку в пространстве, то есть умение правильно обозначать предметы по отношению к себе и пользоваться такими словами, как впереди, сзади, слева, справа можно следующим образом. Ребенок, например, должен определить положение игрушки по отношению к себе. Положите игрушку перед ним и спросите его: «Где игрушка?». Затем, передвигая игрушку или меняя положение ребенка по отношению к ней, попросите малыша сказать, где находится игрушка.
Указывая на размеры предметов, дети в основном пользуются словами большой, маленький и редко высокий, низкий, длинный, короткий. Приучайте ребенка наиболее точно выражать сои мысли: дом высокий -низкий, лента широкая - узкая, карандаш длинный - короткий. Учите пользоваться прилагательными в сравнительной степени. Спросите, какая лента шире, какая уже, какая палочка выше, какая ниже, какая книга толще, какая тоньше.
Указывая на величину, цвет, форму, другие качества и признаки предметов, дети иногда допускают ошибки в согласовании слов. В падежных окончаниях глаголов, прилагательных. Закрепить правильное образование окончаний поможет игра «Найди и исправь ошибку». Произнося фразу неправильно, согласуйте существительное с глаголом, прилагательным или употребляйте неправильное окончание: «Мама купил арбуз», «Мальчик спела песню», «У Иры красивый шапка». Ребенку надо найти ошибку. Спросите его: «Так можно сказать?». Ребенок должен произнести фразу правильно.
Несклоняемые существительные кино, эскимо, домино, метро как правило склоняются ребенком. Исправляйте ошибки, иначе они закрепятся в речи.
Формирование и развитие связной речи происходит в процессе повседневного общения со взрослыми. В этом возрасте ребенок задает родителям много вопросов. Конечно, не на все вопросы можно дать исчерпывающий ответ, но в любом случае надо в доступной форме объяснить то, что его интересует.
Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи. В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями. Как бы вы ни были заняты, надо поддержать речевую активность ребенка, уметь выслушать его, помочь правильно передать содержание прочитанной книги. Если ваш ребенок неразговорчив, то сами вызывайте его на разговор. Спросите, что он собирается сейчас делать, как выполнит задуманное.
Дети очень любят, когда взрослые читают им, причем то, что им понравилось, готовы слушать много раз. Не стоит раздражаться на просьбу еще раз почитать полюбившуюся сказку. Надо стремиться к тому, чтобы малыш не остался пассивным слушателем. После чтения проверьте, все ли он понял, спросите его, что ему понравилось, как он оценивает поступки героев сказки. Такие беседы помогут глубже усвоить произведение и лучше его запомнить.
Одновременно с расширением словаря у ребенка совершенствуется звуковая сторона речи. Для развития слухового внимания, восприятия и речевого слуха можно поиграть в игру «Скажи, что ты слышишь». Посадите ребенка рядом с собой, предложите ему, закрыв глаза, внимательно послушать и сказать, что он слышит вокруг себя (тиканье часов, шум улицы, хлопанье дверей). Такую же игру можно провести на улице, в парке.
Игра «Будь внимательным» предназначена для развития у ребенка умения слышать и различать звуки в словах. С небольшим интервалом произнесите слова и попросите его назвать первый звук в слове, хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук в слове.
Заучивание и чтение стихов, где есть вопросы и диалоги, пересказ сказок по ролям помогут ребенку правильно использовать интонационные средства. Развитию интонационной выразительности способствует прослушивание сказок, рассказов, стихотворений, записанных на аудиокассеты или компакт-диски, прослушивание и просмотр детских передач по радио и телевидению.
Развитие речи дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха – важные моменты в подготовке детей к школе.