МААМ-картинки

Консультация «Значение игры для всестороннего развития личности ребенка»

Оксана Изотова
Консультация «Значение игры для всестороннего развития личности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

«Значение игры для всестороннего развития личности ребенка»

Снижение жизненного уровня, ухудшение экологической ситуации в России порождает условия, при которых значительно снижается уровень здоровья детей. Сегодня каждый пятый ребенок рождается больным.

Осуществляя сложную и ответственную задачу всестороннего развития духовных и физических способностей каждого ребенка в процессе его воспитания и обучения, воспитатели детского сада нередко сталкиваются с детьми, у которых обнаруживаются трудности в обучении и поведении, вызванные тем или иным отклонением в развитии. Идея включения игры в процесс обучения давно привлекала внимание педагогов. К. Д. Ушинский писал о том, что дети легче усваивают знания, если обучение сопровождать игрой.

Публикация «Консультация „Значение игры для всестороннего развития личности ребенка“» размещена в разделах

Включение игры в процесс обучения детей повышает его успешность, так как игра создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению материала; непосредственно влияет на коммуникативную активность ребенка; способствует раскрепощению ребенка, стимулирует к поиску творческих решений.

В игре формируется личность ребенка. В процессе игровой деятельности вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность, развивается познавательная деятельность дошкольников. Игра- это школа общения ребенка.

Обычно почти все, чем занимаются дети, взрослые называют игрой. В этом есть немалая доля истины. Ведь игра включает в себя в качестве необходимых элементов добровольность, удовольствие. Именно так играет маленький ребенок. Вместе с тем детская игра — это не просто времяпрепровождение. Это и труд. Игра для ребенка - это дело его жизни, все объединяющее: его работа, способ упорядочивания мира. Через игру он развивается физически, умственно, эмоционально. Ребенок не просто бегает, прыгает, исследует предметы, он делает это с упорством, наслаждением. Игра стимулирует, формирует его эмоции и мышление. Через игру ребенок приобретает свои жизненный опыт. Игра-это естественное обучение, порой более действенное, чем "полезные занятия", уроки и другие сложные "изобретения" взрослых.

В трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов Л. Г Выготский, А. П. Усова, Д. Б Эльконин, Ж. Пиаже, М. Монтессори, Ф. Кафка отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Это уникальное средство ненасильственного воспитания маленьких детей. Игра является ведущей деятельностью дошкольников. Она соответствует естественным потребностям и желаниям дошкольника, а потому с ее помощью он учится добровольно и охотно. В игре дети могут делать то, чего они не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, могут быть терпеливыми и настойчивыми.

Достоинство игры в том, что она опирается на естественные потребности детей, не содержит в себе принуждения, привлекательна и приятна.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как само регуляция действий с учетом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Но далеко не всегда ребенок сам способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает его способности. Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками и считают, что ребенок сам знает, чем себя занять. Даже самые полезные игрушки сами по себе не могут сказать и показать, как с ними играть. Ребенок может без конца повторять одни и те же примитивные действия, что вряд ли будет иметь развивающий эффект.

Если представить себе нормального здорового ребенка, окруженного множеством игрушек, но совершено лишенного общества старших, можно предположить, что он будет производить с ними самые простые манипуляции, которые только условно можно назвать игрой. Чтобы игра стала действительно развивающей, дошкольнику обязательно сначала нужно научиться играть, а уже после этого он может развивать, дополнять и даже придумывать новые игры.

Научить его играть могут те, кто уже умеет играть и знает интересные игры. В течении многих десятилетий такими "учителями" были старшие дети. Во дворе, в большой семье игры и умение играть передавались из поколения в поколение. Все это происходило стихийно, естественно, без всякого вмешательства взрослых. Теперь эта связь детских поколений прервалась, нередко получается так, что дошкольник вовсе не видит старших детей: в семье один ребенок, двора и дворовых детей нет.

Вот и растет ребенок среди взрослых, у которых свои проблемы и которым вовсе не до игр. "Взрослое" ли это дело - играть с ребенком? Пусть в детском саду играет! Но и в детском саду дети того же возраста, которых не научили играть. В результате получается, что игры детей примитивны, однообразны и мало развивают их нравственные, волевые и умственные качества.

А от взрослых-родителей и воспитателей ребенок слышит одни нотации и призывы быть таким-то и, таким-то. Но приобрести все эти ценные качества ребенок может только в процессе собственной деятельности и собственного опыта. Поэтому, если взрослые хотят помочь ребенку в его развитии, они должны играть с ним. Доказано что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Детей нужно приобщать к игре. И от того какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи общества своей культуры подрастающему поколению.

Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребенка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приемы обучения игре и управление игрой не достигают своей практической цели.

В старшем дошкольном возрасте игра постепенно начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок уже не просто играет, а создает, строит, что-то нужное, полезное. В такой игре ребенок учится пользоваться многими предметами и инструментами, которые используются в быту.

По словам Р. С. Немова, применяя игры с детьми важно обращать внимание на следующее:

1. Обеспечивать самостоятельность в поиске знаний, в формирований умений и навыков.

2. Предоставить возможность получения заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш, сколько за демонстрацию знаний, умений и навыков.

Наиболее полезны для ребенка те методики, игры и игрушки, которые сделаны своими руками, те, которые собрать и разобрать. Больше всего детям нужны такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, таких, как воображение, внимание, память, мышление, речь ребенка, развитие его всевозможных способностей, таких, как музыкальные, конструкторские, математические, организаторские и многие другие.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что в развитии игры связанны существенные прогрессивные преобразования психики ребенка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи-тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень его осуществления.

Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнает от родителей, воспитателей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и все это находит отражение в игре.

Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководством, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности. Так постепенно в игре идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполнения действий. Психолог Д. Б. Эльконин выделил три стадии этого процесса:

1. Ребенок сосредоточен на познании свойств и качеств предметов, возможности действия с ними. Удовлетворив свой интерес к предметам, ребенок начинает проявлять внимание к действиям других детей, играющих рядом. На этом этапе закладывается основа для дальнейшего развития детских отношений.

2. Интерес детей перемещается в сферу взаимоотношений взрослых. Педагог, руководя игрой, нацеливает детей на освоение нравственных норм, служащих основой для гуманных человеческих отношений.

3. Предметные действия, даже самые привлекательные, ребенок подчиняет игровой цели, определяемой игровой ролью. Центром внимания становится другой человек. Игровые действия выполняются в ситуации использования их результата на благо других людей, то есть деятельность дошкольника приобретает общественную направленность. Основной путь обогащения игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлением общественной жизни и воспитания положительных отношений к ней.

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом. Это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психического состояния.

На существования особого, эмоционального плана игры обращали внимания многие педагоги и психологи, такие как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Е. А. Аркин и многие другие. Они подчеркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных замыслов. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах. Становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций.

Необходимым условием возникновения полноценной игры является развертывания в ней социального содержания-содержания общения, взаимодействия и взаимоотношении между персонажами. Наблюдения за игрой дают возможность определить, как складываются отношения со сверстниками.

По мере того как с развитием ребенка меняется его игра, можно составить следующие основные виды деятельности ребенка : игра-манипулирование, индивидуальная предметная игра, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игра-соревнование, игра-общение, домашний труд, учебная деятельность, трудовая деятельность.

Важно отметить утверждение Д. Б. Эльконина о том, что переход к более сложной игре связан как с возрастным развитием ребенка, так и с его игровым опытом.

Без активного участия ребенка в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и не полным.

Дефицит участия ребенка в отдельных видах деятельности ведет к тому, что ребенок плохо владеет речью, не умеет грамотно общаться, а в дальнейшем становится не самостоятельным и мало что умеет делать своими руками.

У всех здоровых детей резервы умственного развития чрезвычайно велики, задача родителей - всячески способствовать их реализации, корректировать развитие, не нарушая его гармоничности, что на много проще делать через игру, с помощью игры и в процессе игры.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребенка» Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного.

Консультация для родителей «Игры-драматизации как средство всестороннего развития детей» Игры-драматизации как средство всестороннего развития детей. Калинкина Е. В. ГБДОУ Детский Сад № 754 «Солнышко» Испокон веков театр всегда.

Консультация для родителей «Игры для всестороннего развития детей раннего возраста» Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их все чаще привлекают.

Консультация для родителей на тему: «Значение воспитания для формирования личности ребенка». Образование и воспитание является основным источником, от которого зависит будущее человека и всего поколения. У человека начинается жизнь.

Консультация для воспитателей «Какие нужны игры для формирования личности ребенка?» Игра ребенка имеет свои особенности. Ее эмоциональная сторона часто определяется отношениями между членами семьи. Эти отношения вызывают.

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Консультация для воспитателей: «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»[/b] Дошкольный возраст - яркая, неповторимая.

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детейЗначение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов.

Значение конструирования для всестороннего развития дошкольников Конструктивная деятельность ребенка - достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую.

Значение русской сказки для всестороннего развития ребенка Всегда ли мы, взрослые, задумываемся о том, какую роль играет в становлении личности маленького человека сказка? Сказка-это основа духовной.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребенка-дошкольника Обращение к данной теме определяется с одной стороны ведущим значением игры для развития дошкольников, а с другой – повышенным вниманием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Значение игры для всестороннего развития личности ребенка»
Опубликовано: 11 ноября 2017 в 13:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Значение игры для всестороннего развития личности ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Изотова (УИ 1344897) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД