Ирина Сизова
Пальчиковые игры для развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Также можно разминать и поглаживать пальчики ежедневно в течение 2-3 минут. А активно проводить упражнения с пальчиками рекомендуется с десятимесячного возраста и уже вовлекать большее количество пальцев с хорошей амплитудой. Упражнения же нужно подбирать согласно возрастных особенностей.
Публикация «Пальчиковые игры для развития речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Немаловажно и то, что при игре взрослого с ребенком в пальчиковые игры не только стимулируется развитие речи и мелкой моторики, а происходит момент радости малыша от общения с близкими людьми. Когда мама для такой игры берет ребенка на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Очень важным фактором для развития речи малыша является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Взрослый играет при этом очень важную роль: насколько эмоционален и выразителен он при этом зависит понравится игра ребенку или нет, появится ли желание играть вновь. При этом для самых маленьких важно спокойное и ласковое настроение и осторожное и бережное прикосновение. Для детей же 2,5 - 5 лет имеет большое значение мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть. Деткам 2 – 3 лет очень нравится, когда на пальчиках появляются колпачки-куколки из бумаги – персонажи пальчиковой игры, образы которых дополнены глазками, ротиком или клювом, хвостиком, шапочкой и т. д.
Для родителей необходимо знать этапы разучивания пальчиковой игры : 1. Взрослый сначала показывает малышу игру сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Хочется дать еще некоторые рекомендации родителям, чтобы пальчиковая игра быстро разучилась и приносила удовольствие и радость малышу:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми до 1,5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребенка.
• Детям старше 1,5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребенка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите игру весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.