Ольга Булатова
Игры и упражнения с детьми с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Ориентировка в пространстве.
«Игрушки пришли к нам в гости».
Цель:
Учить детей приемам зрительно-осязательного обследования игрушек, расположению их по словесным инструкциям педагога в различных направлениях «от себя» (справа, слева, впереди, сзади, обозначению направлений соответствующими пространственными терминами.
Материал: крупные новые, незнакомые детям игрушки (кукла, матрёшка, собачка, мишка).
Примечание: игра проводится неоднократно с увеличением числа игрушек (от 2 до 4-5, располагаемых с каждой стороны.
«Какой игрушки не стало?»
Цель:
Публикация «Игры и упражнения с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Игры для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
Учить детей запоминать (на основе зрительного и осязательного восприятия) игрушки и их расположение в пространстве, обозначать его в речи соответствующими пространственными терминами.
Материал: разнообразные крупные игрушки (от 5 до10 штук); скамейка.
Примечание. Игра проводится неоднократно с усложнением, увеличивается количество игрушек и используемых в игре, и спрятанных (до 3-4).
«Какие игрушки поменялись местами?»
Цель:
Учить детей определять с помощью зрения и осязания изменения в пространственном расположении игрушек, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами.
Материал: крупные игрушки.
Примечание. В дальнейшем игра усложняется, увеличивается число используемых игрушек (от 5-10, меняют местами не 2, а 4 игрушки.
«Где живут игрушки?»
Цель:
Учить детей определять с помощью зрения и осязания расположение игрушек в шкафу, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами.
Материал: шкаф с тремя открытыми полками, 9 крупных игрушек.
Примечание. С этим же материалом можно проводить игры: «Какой игрушки не стало?», «Какие игрушки поменялись местами?».
«Что изменилось?»
Цель:
Учить детей определять с помощью зрения и осязания разницу в пространственном расположении игрушек и отражать в речи соответствующими пространственными терминами.
Материал: 2 детских стула, 2 крупные одинаковые игрушки.
Примечание: Эта же игра проводится с расположением предметов впереди и сзади ребёнка. При повторном проведении игрушки заменяются.
«Далеко – близко»
Цель:
Учить детей осмысливать слова «далеко – близко», «дальше – ближе» и использовать их в речи.
Материал: подгруппа детей из 3-5 человек.
Примечание: Игры такого типа проводятся неоднократно с использованием различных предметов окружающей обстановки, игрушек (например, «Что далеко, а что близко», «Что ближе, а что дальше?»).
«Катится мяч»
Цель:
Учить детей определять с помощью зрения различные направления «от себя» и обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами.
Материал: кукла, маленький мяч.
«Что изменилось в кукольной комнате?»
Цель:
Учить детей:
- определять с помощью зрения пространственные отношения между предметами и изменения в их расположении;
- обозначать это в речи соответствующими пространственными терминами.
Материал: крупная кукольная мебель, кукла, счетные палочки.
Примечание: Игра проводится несколько раз с различным расположением мебели в кукольной комнате, с увеличением количества предметов и изменением в их расположении, с усложнением заданий.
«Что я делаю?»
Цель:
Учить детей различать звуки, производимые предметами с закрытыми глазами, соотносить их с действиями взрослого.
Материал: ножницы, бумага, чашка с водой, чайная ложечка, и другие предметы.
Ориентировка в пространстве в процессе движения.
«Зайчик и собачка ездят на машине»
Цель:
Учить детей определять с помощью зрения различные направления пространства в процессе передвижения и обозначать эти направления в речи соответствующими пространственными терминами.
Материал: крупные игрушки: грузовая машина, зайчик, собачка.
Примечание. Игра проводится неоднократно в различных вариантах, со сменой точки отсчета для передвижения, с различными игрушками.
«Найди игрушки»
Цель:
Учить детей:
- ориентироваться в пространстве на основе зрительного и слухового восприятия;
- передвигаться в заданных направлениях, сохранять и менять направления своего движения в соответствии с инструкциями;
- обозначать в речи заданные направления соответствующими пространственными терминами.
Материал: крупные игрушки (3-5 и более).
Примечание. Игра проводится неоднократно, с изменением положения ребёнка в пространстве (различные повороты на 90, 180 и 360 градусов, с увеличением числа игрушек, направлений пространства, в которых действует ребёнок.
«Путь до кабинета врача»
Цель:
Учить детей:
- ориентироваться в пространстве в процессе передвижения;
- сохранять и менять направление движения по инструкциям и с учетом встречающихся ориентиров.
Ориентировка в микро пространстве.
«Где, чей домик?»
Цель:
- Учить детей определять направление в микро пространстве с точкой отсчета «от себя».
- Развивать логическое мышление.
- Обучать обозначению в речи направлений микро пространства.
Материал: фланелеграф, изображение дерева, в стволе дупло, слева на ветке скворечник, снизу под деревом норка; игрушки или картинки: белочка, птичка, мышка.
«Где чьё окошко?»
Цель:
То же.
Материал: игрушки или картинки: медведь, мышка, кошка, заяц, собака, кукла; лист бумаги с нарисованным домом, в каждом окошке изображение предмета (кусочек сыра, конфета, мёд, морковка, косточка).
«Расскажи сказку»
Цель:
Учить детей ориентироваться в микро пространстве и обозначать в речи его направления.
Материал: фланелеграф, набор изображений сказочных героев.
Примечание. Сначала сказку рассказывает педагог, добавляя в пересказ обозначения пространственных направлений (например, «Вдруг слева из леса выскочил зайчик»). На следующем занятии сказку рассказывает ребёнок.
Ориентировка в пространстве с использованием схем и планов.
«Кабинет врача»
Цель:
-Учить детей моделировать кабинет врача, используя предметы-заместители.
-Развивать пространственное мышление дошкольников.
-Обучать обозначению в речи пространственного расположения предметов-заместителей на модели.
Материал: листы бумаги формата А;, детали настольного строительного конструктора, счетные палочки для обозначения окна и двери.
Примечание.
1. По мере выполнения детьми задания педагог проверяет правильность его реализации, помогает вспомнить расположение реальных предметов в кабинете врача и перенести это в конструируемую модель.
2. По тому же типу проводятся игры на моделирование других помещений (спальни, игровой комнаты, кухни).
«К Мишке на День рождение»
Цель:
-Закрепить навыки ориентировки с применением схем.
-Учить самостоятельно, составлять схемы пространства.
-Обучать обозначению в речи пространственных направлений.
Материал: крупные игрушки; шкаф с двумя полками; карточки с изображением плана пути к медвежонку, схемы шкафа; «скатерть», изображение посуды и продуктов – на отдельных карточках; листы бумаги, фломастеры.
Примечание. По этой же методики проводят игры «В гости к кукле», «В магазин за покупками». На следующих занятиях дети самостоятельно составляют не только план помещения, но и план пути к различным объектам.
«Найди игрушку по схеме»
Цель:
Учить детей находить игрушку в реальном пространстве – в месте, указанном на схеме.
Материал: карточки с изображением схемы стола и указанным на ней местом расположения игрушки в реальном пространстве.
Примечание. После того как дети научатся хорошо ориентироваться в схеме стола, находить по ней игрушки в реальном пространстве, им предлагают более сложные задания (например, найти игрушки в шкафу, в кукольном уголке – в том месте, которое указанно на схеме шкафа или кукольного уголка).