Татьяна Тукиш
Игры и упражнения по лексической теме «Весна» для детей старшей группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Важная задача развития детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе- это развитие связной речи. Связное высказывание свидетельствует, насколько у ребёнка сформирован большой словарный запас.
Цель игр и упражнений по теме «Весна» – это совершенствование связной речи, закрепление знаний о признаках весны, расширение словарного запаса, развитие словесно-логического мышления и воображения, воспитание интереса к окружающему миру, любви к природе.
Определяем примерный словарь по теме :
Публикация «Игры и упражнения по лексической теме „Весна“ для детей старшей группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Игры, дидактические пособия
- Группы компенсирующей направленности
- Игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
Предметный: месяц, март, апрель, май, оттепель, проталины, лужи, ручьи, льдины, скворечник, птицы (перелётные, гнёзда, почки, листочки, подснежники, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, гром, молния.
Глагольный: наступила, пришла, трещит, ломается, журчат, пробивается, набухают, расцветают, просыпается, прилетают, щебечут, поют, вьют гнёзда, выводят птенцов, сверкает, гремит, греет.
Признаков: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, журчащий, перелётные, проворные, голосистые.
Наречия: красиво, восхитительно, необычно, ласково, тепло, дождливо, весело, плавно, быстро.
Д/и «Как меняется природа весной».
Логопед называет слово, а ребенок рассказывает, что происходит с ним весной. Например, «птицы» — прилетают перелетные птицы, все птицы начинают вить гнезда и т. д.
Д/и «Весенний кластер»
Используются цветные шаблоны для составления короткого рассказа или предложений о весне.
Д/у «Назови ласково».
Взрослый называет слово, а задача ребенка изменить это слово на ласковое.
Солнце – солнышко, дождь – дождик, сосулька – сосулечка, птица – птичка,
трава – травка, лужа – лужица, проталина – проталинка.
Д/у «Подбери прилагательные».
Солнышко (какое) – яркое, весеннее, лучистое, теплое.
Травка (какая) – молодая, зеленая, первая.
Весна (какая) – долгожданная, ранняя, теплая, поздняя.
Небо (какое) – голубое, высокое, яркое.
Облака (какие) – легкие, белые, пушистые.
Д/и «Весенняя ромашка»
Выкладывается круг (середина ромашки) с картинкой на весеннюю тему, например, солнце, сосулька и т. д. Дети по очереди берут лепестки ромашки и называют слово- признак, либо слово-действие.
Д/у «Я начну, а ты продолжи предложение».
На дереве гнездо, а на деревьях? (гнёзда)
На ветке почка, а на ветках? (почки)
Поет птица, а поют? (птицы)
Сосулька капает, а сосульки? (капают)
Подснежник красивый, а подснежники? (красивые)
Бежит ручей, а бегут? (ручьи)
Д/и «Назови одним словом».
Цветок, распускающийся сразу после таяния снега. – Подснежник.
Место, где стаял снег и открылась земля. — Проталина
Теплая погода с таянием снега, льда. – Оттепель.
Первый цветок, появившийся ранней весной. – Первоцвет.
Падение капель оттаявшего снега. — Капель.
Упражнение «Капельки-дождинки»
Вырезаем с детьми листочки.
- После дождя на цветочках, на листочках остались капельки-дождинки. Возьмите пипетки и с их помощью сделайте капельки на цветочках и листочках.
Дидактическое упражнение «Пора вставать»
- Зимой спали ёж, медведь, змея, пчелы. Наступила весна, солнышко стало согревать землю, стало тепло. Возьмите солнышко и положите на картинку. Пора просыпаться всем, всем кто спал зимой. Разбудите их, громко скажите: «Весна пришла!» «Вставать пора!». Они не услышали, скажите громче. Давайте похлопаем в ладоши, потопаем ногами. Наконец-то, разбудили. Посадим мишку возле дерева. Ежика посадим под пенек, змею на камень, а пчела пусть летит на самый верх к цветам на деревья.