МААМ-картинки

Игры и упражнения по лексической теме «Инструменты»

Светлана Глущенко
Игры и упражнения по лексической теме «Инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы

Предметный словарь: Инструменты, молоток, пила, клещи, коловорот, стамеска, отвертка, ру-банок, клещи, гвозди, ключ, гайка, болт, кисть, краска, раствор, мастерок, ножницы, расческа, игла, нитки, мел, выкройка, нож, кастрюля, поварешка.

Глагольный словарь: Брать, подавать, расчесывать, собирать, чинить, поддерживать, учить, ухаживать, шить, стричь, причесывать, доить, кормить, пахать, сеять, собирать, летать, готовить, охранять, защищать, продавать, строить, корректировать, перевозить, рыть, создавать, рубить, то-чить, откручивать, завинчивать, отвинчивать, вдевать, пилить, вырезать, красить, наносить, рисо-вать, писать.

Публикация «Игры и упражнения по лексической теме „Инструменты“» размещена в разделах

Словарь признаков: Нужный, полезный, интересный, трудный, красивый, необходимый, ост-рый, металлический, разный, различный, новый, маленький, большой, узкий, широкий, тупой, длинный, короткий, резиновый, шерстяная, свежий.

Координация речи с движением

«Кровельщик»

То не град, то не гром –

Кровельщик на крыше.

(стоят кружком, изображают удары молотком, тянутся на носочках, подняв руки вверх)

Бьёт он громко молотком –

(изображают удары молотком)

Вся округа слышит.

(закрывают уши руками)

Он железом кроет дом,

(изображают удары молотком)

Чтобы сухо было в нём.

(наклоняются, достают носки руками)

Пальчиковая гимнастика

«Наперсток»

Вышивает, шьет иголка.

Пальцу больно, пальцу колко,

А наперсток в тот же миг,

К девочке на пальчик, Прыг!

Говорит иголке: - Шей,

А колоться ты не смей.

Мет. указ. левая ладошка раскрыта, правая шьет, надевают наперсток, шьют, грозят пальчиком.

Пальчиковая гимнастика

СЛЕСАРЬ

Мне нужны такие вещи:

Молоток,

Тиски

И клещи,

Ключ,

Напильник

И ножовка,

А всего нужней —

Сноровка!

Б. Заходер (Ритмично сжимают ираз-жимают ладони.) (Ритмично соединяют большой палец поочерёдно с указатель-ным, средним, безымянным на правой, а потом на левой руке.)

(Ритмично сжимают и разжимают ладони

Игра «Субботник»

Цели: обогащать предикативный словарь, развивать слуховое внимание, логическое мыш-ление.

ХОД игры. Воспитатель читает детям текст, дети договаривают пропущенные глаго-лы. Сегодня в нашем саду субботник. Все папы и мамы вышли работать на участок. Митин папа взял пилу. Он. ветки. Машина мама принесла кисточку и краску. Она. забор. Сашиному папе выдали косу. Он. траву. Родители Димы пришли с лопатами. Они. землю и высевают семена. А мы с папой принесли молоток. Мы. гвозди — ремонтируем скамейку. Все поработали дружно, и теперь на участке чисто и красиво.

И. Михеева, С. Чешева

Игра «Стихи — небылицы»

Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный за-пас по теме «Инструменты».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение и найти в нём ошибки.

Кистью гвозди забивают,

Подметают молотком,

Землю ножиком копают,

Ну а пилят топором.

С. Чешева

Игра «Отгадай»

Цели: развивать зрительное внимание, логическое мышление, актуализировать словарный запас по темам «Инструменты», «Профессии».

Ход игры. Ребенок рисует инструменты, относящиеся к определенной профессии. Другие дети должны отгадать название этой профессии.

Игра «Назови ласково»

Цель: развивать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьши-тельно-ласкательными суффиксами). Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать лас-ково различные орудия труда и инструменты. Например:

молоток — молоточек топор —.

ключ —. грабли —.

нож —. напёрсток —.

гайка —. игла —.

гвоздь —. метла —.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Цели: формировать грамматический строй речи: учить образовывать относительные прила-гательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными в ро-де, числе и падеже.

Ход игры. Детям предлагается ответить на вопросы: какой? Какая? Какие? — подбирая сло-ва-определения к предметам из металла, дерева, стекла, пластмассы.

Пила, напильник из металла — (какие). Лопата, линейка из дерева — (какие). Молоток, гвозди из железа — (какие). Лупа из стекла — (какая). Линейка, ведро из пластмассы — (какие).

Даётся задание составить предложения с полученными словами-определениями.

Игра «Отгадай, какое слово задумано»

Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление.

Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями инстру-ментов. Воспитатель называет первый и последний звуки в cло-ве, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто от-гадал, вручается карточка с изображением задуманного. Выигрывав" тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.

Слова: ножницы, топор, пила, лопата, иголка, грабли, молоток, тиски, рубанок, напёрсток.

Игра «Назови слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять количество и после-довательность гласных звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки и схемы слов с обозначенными на них гласными звуками, дети отгадывают название инструмента по схеме.

_ И _А — пила И _ _ А — игла _ О _ — нож

И И — тиски

_ __

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: одна отвёртка – пять отвёрток, одна пила, пять пил, один молоток,. пять молотков и т. д.

Загадки про инструменты для детей.

Сам худ,

Голова с пуд,

Как ударит —

Крепко станет.

Ответ: Молоток

Зубасты, а не кусаются.

Ответ: Грабли

Бьют Ермилку

Что есть сил по затылку,

А он не плачет,

Только ножку прячет.

Ответ: Гвоздь

Кругла круглышка,

Нет ни дна, ни крышки.

Ответ: Клещи

Стоят в один ряд

Острые пальчики —

Цап-царапки:

Подбирай охапки.

Ответ: Грабли

Бьют Ермилку по затылку.

Он не плачет,

Только носик прячет.

Ответ: Гвоздь

Зубы имеют,

А зубной боли не знают.

Ответ: Грабли

Толстый тонкого побьёт —

Тонкий что-нибудь прибьет.

Ответ: Молоток и гвоздь

Этот каменный круг —

Инструментам лучший друг.

Взвихрит искры над собою,

Острым сделает тупое.

Ответ: Точило

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне всё тут да тук.

Ответ: Гвоздь

Без головы, а в шляпе,

Одна нога, и та без сапога.

Ответ: Гвоздь

У них тяжё лый труд:

Всё время что-то жмут.

Ответ: Тиски

Кирпич, железо доски-ель

Просверлит без проблемы.

Ответ: Дрель

Мы на стройках слышим звук:

"Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук!"

Забиваем гвозди в стену.

Больно стукнет по колену.

Из досок собьёт лоток.

Трудолюбец …

Ответ: Молоток

Очень важный инструмент.

Заготовит дров в момент.

У неё есть зубы:

Остры, а не тупы.

Догадались, что была

это нужная - …

Ответ: Пила

Внешне он не бросок,

В миг обтешет доску.

С ним тружусь я спозаранок.

Что в руках моих? - …

Ответ: Рубанок

Гвозди им я забиваю,

Очень точно попадаю.

Дом для птиц построить смог,

А помог мне - …

Ответ: Молоток

Жужжит, а не пчела, не муха.

Звук громкий - но не шмель.

Повесить чтоб картину -

Возьми скорее …

Ответ: Дрель

Инструмент в руках у нас,

В огороде – высший класс!

Можем грядки им копать.

Подскажите как назвать?

Ответ: Лопата

Сотни лет тем инструментом

Люди всюду роют землю.

Ищут клады с ней, руду,

Золото и ерунду.

Для окопа всем солдатам

Тоже выдают.

Ответ: Лопаты

Чтоб занозы не втыкать

Доску нужно обстругать.

Инструмент тот всем знаком

Гладят им, как утюгом.

Для большой доски фуганок,

А для маленькой …

Ответ: Рубанок

Зубы имеют, а зубной боли не знают.

(грабли)

Сама дубовая, а пояс - ивовый.

(бочка)

Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется.

(топор)

Замечательный дружище,

Деревянная ручища

Да железный обушок,

Закаленный гребешок.

Он у плотника в почете -

Каждый день с ним на работе.

(топор)

Если попадется неровная доска,

— Вмиг подровняю ей бока.

100 поклонов отдам я ей,

Сразу станет доска ровней.

(топор)

Я, мой друг,

Хоть и железный,

Но зато такой любезный,

(топор)

Жесткая, грызучая,

Дырявая, колючая:

Что на спину ей положат,

Все она тотчас изгложет.

(тёрка)

Я - молодец,

Я так хорош,

Лучше меня ты не найдешь!

Так сдружу я Деревяшки:

Планки, рейки, колобашки,

Что водой не разольешь!

(столярный клей)

Коль сожмешь ее сильней, -

Больше будет силы в ней.

(пружина)

В узкий глазок вдета тонкая нитка,

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко,

А называют кораблик. (иголка)

Сожмем мы гвоздь клешней своей:

Р-раз, - и никаких гвоздей!

(клещи)

Она с винтом пустилась в пляс,

А тот, кружась, в доске у вяз!

(отвёртка)

Я любопытный инструмент : узнаю все в один момент:

Везде сую свой нос витой, про-ткну дыру в стене,

Чтобы узнать, а что на той, об-ратной стороне!

(сверло)

Деревянная речка, деревянный катерок,

А над катером вьется деревян-ный дымок.

(рубанок)

У конька у горбунка –

деревянные бока.

У него из-под копыт стружка

белая летит.

(рубанок)

Что за слово, угадай,

Части в нем — загадки:

Первая — нота, Вторая - игра.

Целое встретится у столяра.

(долото)

В полотняной стране

По реке-простыне

Плывет пароход -

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать.

(утюг)

Много дружных ребят

На одном столбе сидят.

Как начнут они резвиться -

Только пыль вокруг клубится.

(метла)

Нагнут меня ребятки,

И дождь пойдет на грядки.

(лейка)

Из железа тучка,

А у тучки - ручка.

Эта тучка по порядку

Полила за грядкой грядку.

(лейка)

Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

Можем больно нака-зать! (ножницы)

Они бывают разные:

Тупые и острые,

Детские и взрослые.

(ножницы)

Детям мы кроим одежду,

Стрижем ногти на пальчиках,

Подстригаем волосы девочкам и мальчикам.

(ножницы)

Сделаны из железа,

Умеют стричь и резать.

Когда они встречаются,

Части разделяются.

(ножницы)

Два брата-акробата -

Ручки — кольцом,

ножки — острые.

(ножницы)

Два кольца, два конца,

А посередине - гвоздик.

(ножницы)

Режем мы и вырезаем,

Маме шить мы помогаем.

(ножницы)

Лишь согнут пополам — непри-годен он к делам,

А как только распрямится, Для работы пригодится.

(складной нож)

Хлопотун Егорка взялся за уборку:

В пляс по комнате пошел,

Оглянулся - чистый пол!

(веник)

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом.

Я ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

(лопата)

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе.

(лопата)

Этот каменный круг —

Инструментам лучший друг :

Взвихрит искры над собою,

Острым сделает тупое.

точило)

У них тяжелый труд —

Все время что-то жмут.

(тиски)

Как завижу лежебоку, что валя-ется без проку,

Я прижму его к доске, да как стукну по башке,

В доску спрячется бедняжка,

Чуть видна его фуражка.

(молоток)

Я у людей всегда в ходу,

Хоть мой характер крут.

Где надо стукнуть — я приду,

Ведь мой - ударный - труд.

(молоток)

Самый бойкий я рабочий в ма-стерской.

Колочу я, что есть мочи - День-деньской.

(молоток)

Толстый тонкого побьет,

Тонкий что-нибудь пробьет.

(молоток и гвоздь)

Я - работник деловой,

Ухожу в работу с головой.

Мне, молодцу,

Шляпка - очень к лицу!

(гвоздь)

Сам худ, голова с пуд.

(молоток)

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(иголка и нитка)

Я - одноухая старуха

Прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха

Как паутину, я тяну.

(иголка и нитка)

Сказка об инструментах

Лариса Зимина

В одном из гаражей жили-были инструменты, и когда хозяева замыкали гараж, инструменты оживали и всё время спорили между собой – кто же из них самый главный?

«Я, главный» - говорил молоток: «Посмотрите, какая у меня голова, я всегда помогаю хозяину забить гвоздь, отремонтировать забор»

- «А я, чем тебя хуже?» - закричала отвё ртка:

- «Ведь без меня даже шуруп не завинтишь, ничего не смонтируешь, прибор не отремонтируешь и не отрегулируешь.»

-«Уж если зашёл разговор об аппаратуре - сказал паяльник

- без меня точно не обойтись, посмотрите, как я прочно спаиваю провода, какие надёжные кон-такты появляются благодаря мне!»

Тут в разговор вмешался тестер, это такой прибор, с помощью которого можно замерить напря-жение, ток, сопротивление и другие электрические параметры,

-«Как же вы без меня обойдётесь? Как найдёте неисправность в аппаратуре?»

- «Ну, что вы все раскричались, что вы всё спорите, меня разбудили?» -

Сердито проворчала дрель:

– «Разве вы не знаете, что без меня ни одно отверстие не сделать, значит, я главная!»

- «Ха-ха-ха, какая же ты главная, если не можешь так ровно постругать доски, чтобы они стали такими ровными и красивыми?» - рассмеялся рубанок.

-«Но, что ты будешь строгать?» -

Почти хором спросили топор и пила

-«Если мы не срубим и не распилим дерево - значит мы главные!

- Мы главные – без нас ни наколоть дров, ни печку растопить, ни обогреть хозяина».

- «Вот уж если речь зашла о печке, тут я главная»- важно сказала зажигалка.

- «Как же вы без меня и моих сестричек-спичек разожжёте печь, кто поможет путнику зажечь костёр в лесу, конечно же, мы, мы, мы!»

- «Да, а когда я была молодая, - сказала керосинка, которой уже никто не пользовался, и она ти-хонько стояла в уголке

- Я всегда помогала готовить пищу хозяину, но теперь меня вытеснили мои внучки и правнучки – электроплиты и микроволновые печки…»

-«А помнишь, соседка, какая я была молодая, да заводная?» - спросила радиола

- «Ни один праздник не обходился без меня и моих пластинок, меня тоже вытеснили видеомаг-нитофоны и компьютеры – теперь мы живём здесь никому не нужные…»

-«Ну, уж нет, - промолвил утюг - вот мой дедушка, очень тяжёлый утюг, который разжигали уг-лями и его приятель медный самовар и тётушка Прялка теперь живут в музее, их начищают, за ними ухаживают, чтобы люди не забывали, что мы в своё время, тоже были нужны своим хозяе-вам».

Тем временем расшумелись гаечные ключи, пассатижи, клещи и даже тиски и станки споря, кто же из них самый главный, но тут повернулся ключ в замочной скважине, открылась дверь гара-жа, и вошёл хозяин. Дверь тихонько рассказала хозяину о споре инструментов и попросила, кто же всё-таки из них самый главный?

Хозяин подошел к инструментам и сказал – «Вы мне нужны, вы все главные, и без каждого из вас я не смогу обойтись, пусть то будет большой станок, или маленький гвоздик – вы все мне очень-очень нужны». Но тут он увидел очень старые вещи: «А вас, пожалуй, я подарю в музей, чтобы мои внуки и правнуки могли посмотреть, чем пользовались их дедушки и бабушки, и как изменилась наша жизнь, благодаря прогрессу».

Хозяин собрал все старые вещи, погрузил их в машину и увёз в музей.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по лексической теме «Транспорт» в форме игры КВН «Знатоки транспорта» Тема: «Знатоки транспорта». Тип. Итоговое занятие по лексической теме «Транспорт» в форме игры КВН. Возраст. 5-6 лет. Задачи. Познание Обобщать.

Конспект игры-путешествия по лексической теме «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Цель: Обогащение словаря детей на тему «Посуда». Задачи: 1) коррекционно-образовательные задачи: - Развивать связную речь при составлении.

Игры и упражнения для работы с детьми по лексической «Перелётные и водоплавающие птицы». Тема: «Перелётные и водоплавающие птицы». Предметный словарь: Птицы, грачи, ласточки, журавли, скворцы, зяблики, кукушки, аисты, соловей,.

Лингвистические игры по лексической теме «Овощи» Картотека лингвистических игр по лексической теме «Овощи» 1) «Что сажают в огороде» Задачи: учить детей классифицировать предметы по определенным.

Логопедические задания по лексической теме «Цветы» 1. Что это? Назови одним словом: розы, ромашки, васильки, тюльпаны… 2. Выучи стихотворение: Золотой и молодой за неделю стал седой. А.

Логопедические задания по лексической теме «Деревья» 1. Назови одним словом: берёза, дуб, ель, сосна, тополь. 2. Отгадай загадки: Что за дерево – краса, ниже пояса коса? Да волшебный,.

Подборка загадок по лексической теме «Космос» *** Самый первый в Космосе Летел с огромной скоростью Отважный русский парень Наш космонавт … (Гагарин) *** Звездолет — стальная птица,.

Подборка загадок по лексической теме «Весна» Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель - В гости к нам пришёл. (апрель) *** Тает снежок, ожил лужок.

Презентация по лексической теме «Мебель» Проект «Мебель для кукольного домика» Проект по лексической теме «Мебель» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети.

Сетка занятий в старшей логопедической группе по лексической теме «Инструменты и материалы» Сетка занятий Лексическая тема «Инструменты и материалы» Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Ильчинская Галина Ильинична.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения по лексической теме «Инструменты»
Опубликовано: 12 ноября 2018 в 15:02
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения по лексической теме «Инструменты»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Глущенко (УИ 275281) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД