Светлана Глущенко
Игры и упражнения по лексической теме «Инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Предметный словарь: Инструменты, молоток, пила, клещи, коловорот, стамеска, отвертка, ру-банок, клещи, гвозди, ключ, гайка, болт, кисть, краска, раствор, мастерок, ножницы, расческа, игла, нитки, мел, выкройка, нож, кастрюля, поварешка.
Глагольный словарь: Брать, подавать, расчесывать, собирать, чинить, поддерживать, учить, ухаживать, шить, стричь, причесывать, доить, кормить, пахать, сеять, собирать, летать, готовить, охранять, защищать, продавать, строить, корректировать, перевозить, рыть, создавать, рубить, то-чить, откручивать, завинчивать, отвинчивать, вдевать, пилить, вырезать, красить, наносить, рисо-вать, писать.
Публикация «Игры и упражнения по лексической теме „Инструменты“» размещена в разделах
Словарь признаков: Нужный, полезный, интересный, трудный, красивый, необходимый, ост-рый, металлический, разный, различный, новый, маленький, большой, узкий, широкий, тупой, длинный, короткий, резиновый, шерстяная, свежий.
Координация речи с движением
«Кровельщик»
То не град, то не гром –
Кровельщик на крыше.
(стоят кружком, изображают удары молотком, тянутся на носочках, подняв руки вверх)
Бьёт он громко молотком –
(изображают удары молотком)
Вся округа слышит.
(закрывают уши руками)
Он железом кроет дом,
(изображают удары молотком)
Чтобы сухо было в нём.
(наклоняются, достают носки руками)
Пальчиковая гимнастика
«Наперсток»
Вышивает, шьет иголка.
Пальцу больно, пальцу колко,
А наперсток в тот же миг,
К девочке на пальчик, Прыг!
Говорит иголке: - Шей,
А колоться ты не смей.
Мет. указ. левая ладошка раскрыта, правая шьет, надевают наперсток, шьют, грозят пальчиком.
Пальчиковая гимнастика
СЛЕСАРЬ
Мне нужны такие вещи:
Молоток,
Тиски
И клещи,
Ключ,
Напильник
И ножовка,
А всего нужней —
Сноровка!
Б. Заходер (Ритмично сжимают ираз-жимают ладони.) (Ритмично соединяют большой палец поочерёдно с указатель-ным, средним, безымянным на правой, а потом на левой руке.)
(Ритмично сжимают и разжимают ладони
Игра «Субботник»
Цели: обогащать предикативный словарь, развивать слуховое внимание, логическое мыш-ление.
ХОД игры. Воспитатель читает детям текст, дети договаривают пропущенные глаго-лы. Сегодня в нашем саду субботник. Все папы и мамы вышли работать на участок. Митин папа взял пилу. Он. ветки. Машина мама принесла кисточку и краску. Она. забор. Сашиному папе выдали косу. Он. траву. Родители Димы пришли с лопатами. Они. землю и высевают семена. А мы с папой принесли молоток. Мы. гвозди — ремонтируем скамейку. Все поработали дружно, и теперь на участке чисто и красиво.
И. Михеева, С. Чешева
Игра «Стихи — небылицы»
Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный за-пас по теме «Инструменты».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение и найти в нём ошибки.
Кистью гвозди забивают,
Подметают молотком,
Землю ножиком копают,
Ну а пилят топором.
С. Чешева
Игра «Отгадай»
Цели: развивать зрительное внимание, логическое мышление, актуализировать словарный запас по темам «Инструменты», «Профессии».
Ход игры. Ребенок рисует инструменты, относящиеся к определенной профессии. Другие дети должны отгадать название этой профессии.
Игра «Назови ласково»
Цель: развивать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьши-тельно-ласкательными суффиксами). Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать лас-ково различные орудия труда и инструменты. Например:
молоток — молоточек топор —.
ключ —. грабли —.
нож —. напёрсток —.
гайка —. игла —.
гвоздь —. метла —.
Игра «Какой? Какая? Какие?»
Цели: формировать грамматический строй речи: учить образовывать относительные прила-гательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными в ро-де, числе и падеже.
Ход игры. Детям предлагается ответить на вопросы: какой? Какая? Какие? — подбирая сло-ва-определения к предметам из металла, дерева, стекла, пластмассы.
Пила, напильник из металла — (какие). Лопата, линейка из дерева — (какие). Молоток, гвозди из железа — (какие). Лупа из стекла — (какая). Линейка, ведро из пластмассы — (какие).
Даётся задание составить предложения с полученными словами-определениями.
Игра «Отгадай, какое слово задумано»
Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление.
Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями инстру-ментов. Воспитатель называет первый и последний звуки в cло-ве, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто от-гадал, вручается карточка с изображением задуманного. Выигрывав" тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.
Слова: ножницы, топор, пила, лопата, иголка, грабли, молоток, тиски, рубанок, напёрсток.
Игра «Назови слово»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять количество и после-довательность гласных звуков в слове.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки и схемы слов с обозначенными на них гласными звуками, дети отгадывают название инструмента по схеме.
_ И _А — пила И _ _ А — игла _ О _ — нож
И И — тиски
_ __
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные с существительными
Например: одна отвёртка – пять отвёрток, одна пила, пять пил, один молоток,. пять молотков и т. д.
Загадки про инструменты для детей.
Сам худ,
Голова с пуд,
Как ударит —
Крепко станет.
Ответ: Молоток
Зубасты, а не кусаются.
Ответ: Грабли
Бьют Ермилку
Что есть сил по затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет.
Ответ: Гвоздь
Кругла круглышка,
Нет ни дна, ни крышки.
Ответ: Клещи
Стоят в один ряд
Острые пальчики —
Цап-царапки:
Подбирай охапки.
Ответ: Грабли
Бьют Ермилку по затылку.
Он не плачет,
Только носик прячет.
Ответ: Гвоздь
Зубы имеют,
А зубной боли не знают.
Ответ: Грабли
Толстый тонкого побьёт —
Тонкий что-нибудь прибьет.
Ответ: Молоток и гвоздь
Этот каменный круг —
Инструментам лучший друг.
Взвихрит искры над собою,
Острым сделает тупое.
Ответ: Точило
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё тут да тук.
Ответ: Гвоздь
Без головы, а в шляпе,
Одна нога, и та без сапога.
Ответ: Гвоздь
У них тяжё лый труд:
Всё время что-то жмут.
Ответ: Тиски
Кирпич, железо доски-ель
Просверлит без проблемы.
Ответ: Дрель
Мы на стройках слышим звук:
"Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук!"
Забиваем гвозди в стену.
Больно стукнет по колену.
Из досок собьёт лоток.
Трудолюбец …
Ответ: Молоток
Очень важный инструмент.
Заготовит дров в момент.
У неё есть зубы:
Остры, а не тупы.
Догадались, что была
это нужная - …
Ответ: Пила
Внешне он не бросок,
В миг обтешет доску.
С ним тружусь я спозаранок.
Что в руках моих? - …
Ответ: Рубанок
Гвозди им я забиваю,
Очень точно попадаю.
Дом для птиц построить смог,
А помог мне - …
Ответ: Молоток
Жужжит, а не пчела, не муха.
Звук громкий - но не шмель.
Повесить чтоб картину -
Возьми скорее …
Ответ: Дрель
Инструмент в руках у нас,
В огороде – высший класс!
Можем грядки им копать.
Подскажите как назвать?
Ответ: Лопата
Сотни лет тем инструментом
Люди всюду роют землю.
Ищут клады с ней, руду,
Золото и ерунду.
Для окопа всем солдатам
Тоже выдают.
Ответ: Лопаты
Чтоб занозы не втыкать
Доску нужно обстругать.
Инструмент тот всем знаком
Гладят им, как утюгом.
Для большой доски фуганок,
А для маленькой …
Ответ: Рубанок
Зубы имеют, а зубной боли не знают.
(грабли)
Сама дубовая, а пояс - ивовый.
(бочка)
Кланяется, кланяется,
Придет домой - растянется.
(топор)
Замечательный дружище,
Деревянная ручища
Да железный обушок,
Закаленный гребешок.
Он у плотника в почете -
Каждый день с ним на работе.
(топор)
Если попадется неровная доска,
— Вмиг подровняю ей бока.
100 поклонов отдам я ей,
Сразу станет доска ровней.
(топор)
Я, мой друг,
Хоть и железный,
Но зато такой любезный,
(топор)
Жесткая, грызучая,
Дырявая, колючая:
Что на спину ей положат,
Все она тотчас изгложет.
(тёрка)
Я - молодец,
Я так хорош,
Лучше меня ты не найдешь!
Так сдружу я Деревяшки:
Планки, рейки, колобашки,
Что водой не разольешь!
(столярный клей)
Коль сожмешь ее сильней, -
Больше будет силы в ней.
(пружина)
В узкий глазок вдета тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко,
А называют кораблик. (иголка)
Сожмем мы гвоздь клешней своей:
Р-раз, - и никаких гвоздей!
(клещи)
Она с винтом пустилась в пляс,
А тот, кружась, в доске у вяз!
(отвёртка)
Я любопытный инструмент : узнаю все в один момент:
Везде сую свой нос витой, про-ткну дыру в стене,
Чтобы узнать, а что на той, об-ратной стороне!
(сверло)
Деревянная речка, деревянный катерок,
А над катером вьется деревян-ный дымок.
(рубанок)
У конька у горбунка –
деревянные бока.
У него из-под копыт стружка
белая летит.
(рубанок)
Что за слово, угадай,
Части в нем — загадки:
Первая — нота, Вторая - игра.
Целое встретится у столяра.
(долото)
В полотняной стране
По реке-простыне
Плывет пароход -
То взад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать.
(утюг)
Много дружных ребят
На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться -
Только пыль вокруг клубится.
(метла)
Нагнут меня ребятки,
И дождь пойдет на грядки.
(лейка)
Из железа тучка,
А у тучки - ручка.
Эта тучка по порядку
Полила за грядкой грядку.
(лейка)
Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно нака-зать! (ножницы)
Они бывают разные:
Тупые и острые,
Детские и взрослые.
(ножницы)
Детям мы кроим одежду,
Стрижем ногти на пальчиках,
Подстригаем волосы девочкам и мальчикам.
(ножницы)
Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать.
Когда они встречаются,
Части разделяются.
(ножницы)
Два брата-акробата -
Ручки — кольцом,
ножки — острые.
(ножницы)
Два кольца, два конца,
А посередине - гвоздик.
(ножницы)
Режем мы и вырезаем,
Маме шить мы помогаем.
(ножницы)
Лишь согнут пополам — непри-годен он к делам,
А как только распрямится, Для работы пригодится.
(складной нож)
Хлопотун Егорка взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся - чистый пол!
(веник)
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
Я ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.
(лопата)
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе.
(лопата)
Этот каменный круг —
Инструментам лучший друг :
Взвихрит искры над собою,
Острым сделает тупое.
точило)
У них тяжелый труд —
Все время что-то жмут.
(тиски)
Как завижу лежебоку, что валя-ется без проку,
Я прижму его к доске, да как стукну по башке,
В доску спрячется бедняжка,
Чуть видна его фуражка.
(молоток)
Я у людей всегда в ходу,
Хоть мой характер крут.
Где надо стукнуть — я приду,
Ведь мой - ударный - труд.
(молоток)
Самый бойкий я рабочий в ма-стерской.
Колочу я, что есть мочи - День-деньской.
(молоток)
Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь пробьет.
(молоток и гвоздь)
Я - работник деловой,
Ухожу в работу с головой.
Мне, молодцу,
Шляпка - очень к лицу!
(гвоздь)
Сам худ, голова с пуд.
(молоток)
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(иголка и нитка)
Я - одноухая старуха
Прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха
Как паутину, я тяну.
(иголка и нитка)
Сказка об инструментах
Лариса Зимина
В одном из гаражей жили-были инструменты, и когда хозяева замыкали гараж, инструменты оживали и всё время спорили между собой – кто же из них самый главный?
«Я, главный» - говорил молоток: «Посмотрите, какая у меня голова, я всегда помогаю хозяину забить гвоздь, отремонтировать забор»
- «А я, чем тебя хуже?» - закричала отвё ртка:
- «Ведь без меня даже шуруп не завинтишь, ничего не смонтируешь, прибор не отремонтируешь и не отрегулируешь.»
-«Уж если зашёл разговор об аппаратуре - сказал паяльник
- без меня точно не обойтись, посмотрите, как я прочно спаиваю провода, какие надёжные кон-такты появляются благодаря мне!»
Тут в разговор вмешался тестер, это такой прибор, с помощью которого можно замерить напря-жение, ток, сопротивление и другие электрические параметры,
-«Как же вы без меня обойдётесь? Как найдёте неисправность в аппаратуре?»
- «Ну, что вы все раскричались, что вы всё спорите, меня разбудили?» -
Сердито проворчала дрель:
– «Разве вы не знаете, что без меня ни одно отверстие не сделать, значит, я главная!»
- «Ха-ха-ха, какая же ты главная, если не можешь так ровно постругать доски, чтобы они стали такими ровными и красивыми?» - рассмеялся рубанок.
-«Но, что ты будешь строгать?» -
Почти хором спросили топор и пила
-«Если мы не срубим и не распилим дерево - значит мы главные!
- Мы главные – без нас ни наколоть дров, ни печку растопить, ни обогреть хозяина».
- «Вот уж если речь зашла о печке, тут я главная»- важно сказала зажигалка.
- «Как же вы без меня и моих сестричек-спичек разожжёте печь, кто поможет путнику зажечь костёр в лесу, конечно же, мы, мы, мы!»
- «Да, а когда я была молодая, - сказала керосинка, которой уже никто не пользовался, и она ти-хонько стояла в уголке
- Я всегда помогала готовить пищу хозяину, но теперь меня вытеснили мои внучки и правнучки – электроплиты и микроволновые печки…»
-«А помнишь, соседка, какая я была молодая, да заводная?» - спросила радиола
- «Ни один праздник не обходился без меня и моих пластинок, меня тоже вытеснили видеомаг-нитофоны и компьютеры – теперь мы живём здесь никому не нужные…»
-«Ну, уж нет, - промолвил утюг - вот мой дедушка, очень тяжёлый утюг, который разжигали уг-лями и его приятель медный самовар и тётушка Прялка теперь живут в музее, их начищают, за ними ухаживают, чтобы люди не забывали, что мы в своё время, тоже были нужны своим хозяе-вам».
Тем временем расшумелись гаечные ключи, пассатижи, клещи и даже тиски и станки споря, кто же из них самый главный, но тут повернулся ключ в замочной скважине, открылась дверь гара-жа, и вошёл хозяин. Дверь тихонько рассказала хозяину о споре инструментов и попросила, кто же всё-таки из них самый главный?
Хозяин подошел к инструментам и сказал – «Вы мне нужны, вы все главные, и без каждого из вас я не смогу обойтись, пусть то будет большой станок, или маленький гвоздик – вы все мне очень-очень нужны». Но тут он увидел очень старые вещи: «А вас, пожалуй, я подарю в музей, чтобы мои внуки и правнуки могли посмотреть, чем пользовались их дедушки и бабушки, и как изменилась наша жизнь, благодаря прогрессу».
Хозяин собрал все старые вещи, погрузил их в машину и увёз в музей.