Лариса Калимулина
Лингвистические игры по лексической теме «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека лингвистических игр по лексической теме «Овощи»
1) «Что сажают в огороде»
Задачи: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения); развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».
Публикация «Лингвистические игры по лексической теме „Овощи“» размещена в разделах
Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает» Воспитатель. Морковь. Дети. Да! Воспитатель. Огурцы. Дети. Да! Воспитатель. Свекла. Дети. Да! Воспитатель. Сливы. Дети. Нет! Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен!»
2) «Осенняя ярмарка»
Задачи: развивать речь, ролевое взаимодействие; воспитывать культуру общения.
Ход игры. Организатор ярмарки должен рассказывать о том, какие овощи и фрукты и как заготовлены на зиму. Продавец должен предлагать свой товар и отпускать его, покупатель — называть товар, который хочет купить, и способ его заготовки.
3) «Кто больше назовет блюд»
Задачи: развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.
Ход игры. Воспитатель называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, должен назвать блюдо, не повторяясь.
4) «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»
Задачи: развивать фразовую речь, произвольное внимание; формировать умение выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди.
Ход игры. Педагог показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Дает образец ответа: «Огурец можно есть в сыром виде», «Картофель надо варить». Затем педагог предлагает хлопать в ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя.
5) «Найди по описанию»
Задачи: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.
Ход игры. Педагог подробно описывает один из представленных овощей или фруктов (форма, цвет, величина, окраска, вкус, какой на ощупь, какой снаружи и внутри) и предлагает детям его назвать и показать. Затем взрослый загадывает загадки, дети отгадывают и находят карточку с изображением. Описательный рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.
6) «Что растет на грядке?»
Задачи: развивать умение правильно называть овощи; формировать связную речь.
Ход игры. Педагог предлагает ребенку/детям ответить на данный вопрос, используя картинки или натуральные овощи.
7) «Расскажи»
Задачи: развивать умение правильно отвечать на вопрос, закрепить знания об овощах.
Ход игры. Педагог предлагает ребенку/ детям ответить на вопрос: «Огурец какой?» (зеленый, длинный, вкусный и т. д.).
8) «Один — много»
Задачи: закрепить понятие «один-много»; развивать связную речь.
Ход игры. Педагог называет один предмет, а ребенок предмет со словом «много». Например: морковь – много морковок; огурец – много огурцов; помидор – много помидоров и т. д.
9) «Назови ласково»
Задачи: развивать грамматический строй речи; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход игры. Педагог предлагает ребенку назвать предметы «ласково». Например, огурец - огуречик; помидор - помидорчик и т. д. ;
10) «Найди, что назову»
Задачи: развивать внимание, память.
Ход игры. Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди
маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи
его детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме». Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пытается определить форму.
Второй вариант.
Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Дети ищут названный предмет.
11) «Угадай, что съел»
Задачи: развивать связную речь; закрепить знания об овощах и фруктах; умение следовать правилам игры.
Ход игры. Приготовив фрукты и овощи (разрезав на кусочки, воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе».
Примечание.
В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса: «Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)
12) «Найди, о чем расскажу»
Задачи: развивать внимание, связную речь, воспитывать умение дослушать задание.
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому- либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.
13) «Опиши, я отгадаю»
Задачи: развивать связную речь, внимание.
Ход игры. Педагог говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе,
выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не
говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем
воспитатель начинает задавать вопросы в определенной последовательности:
«Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» И т. д.
Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.