Булгакова Маргарита
Игры и упражнения для снятия агрессии у детей
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРА «КЛОУНЫ РУГАЮТСЯ»
Цель: снятие вербальной агрессии.
Ход игры : Дети превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга «овощами и фруктами».
Например: «Ты, – говорит клоун, – капуста!» Дети могут выбрать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди, отругать всех детей.
Взрослый руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.
Публикация «Игры и упражнения для снятия агрессии у детей» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Игры для снижения агрессии
- Игры для детей
- Психологические игры
- Темочки
Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Например: «Ты – колокольчик». Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т. п. и ласково называют друг друга цветами.
ИГРА «КОРЗИНКА»
Для игры необходима корзина (ваза, шляпа) или мешочек, откуда будет вытягиваться задание-жребий. Задание представляет собой картинку, изображающую сцену насилия. Игрок, вытянувший картинку, получает от ведущего задание, в ходе выполнения которого должен так изменить ситуацию, чтобы насилие было исключено из контекста. Например, участник вытянул картинку, изображающую драку двух подростков, и продемонстрировал ее всем играющим; ведущий тут же дает ему задание: что надо сказать, чтобы ребята помирились? Участник отвечает: «Предложить им сыграть в футбол» – и передает ход следующему игроку. Когда очередной игрок не сможет быстро придумать решения, настанет его очередь тянуть задание из корзинки, а предыдущий игрок сделается ведущим.
Преимущества игры в том, что в нее можно играть и небольшими группами, она увлекательна и может продолжаться достаточно долго. Игра может выполнять функцию разминки в ходе большого тренинга. В ходе игры участвуют все подростки, из них легко выбрать наиболее активных, чтобы использовать в ходе тренинга. Игра также не подразумевает формальной оценки успешности играющих, что полезно для недавно сформированных групп.
ИГРА «КОНСТРУКТОР»
Для игры необходимы : листы большого формата, наборы для рисования (по числу команд). Заранее подготавливаются задания. Задание представляет собой специально приготовленный текст или выдержку из книги, журнальной публикации, подробно описывающую сцену насилия (драка, избиение, издевательство). Таких заданий должно быть больше, чем играющих команд, поскольку иногда команды не могут справиться с одним из вариантов и его требуется срочно заменить. В заранее подготовленном тексте выделяются (шрифтом, маркером) ключевые слова, т. е. слова, несущие выраженный семантический оттенок агрессии (ударил, убил, выстрелил, проткнул и т. д.). В каждом задании число ключевых слов должно быть одинаково.
Группа делится на несколько команд по 6-9 человек (класс можно разделить по формальному признаку – по рядам. Прежде чем подростки войдут в класс, их просят сесть не на свои обычные места, а кто с кем хочет). Каждой команде вручается лист и все необходимые для работы принадлежности. По жребию команды получают задания, к выполнению которых они приступят по сигналу ведущего. Командам объясняют условия игры : они должны ознакомиться с содержанием текста и создать к нему иллюстрацию, заменяя ключевые слова противоположными им значениями. На выполнение задания командам отводится не более 15 мин. Затем все рисунки собираются, а каждая команда выбирает двух игроков, один из которых будет защищать свой «проект», а другой – искать изъяны в «проектах» других команд. Команда имеет право помогать своим представителям.
По очереди команды защищают свои проекты. Они должны доказать, что их рисунок полностью отражает содержание исходного текста и в нем заменены все ключевые слова. В ходе дискуссии представители других команд ищут в работе изъяны, а команде, защищающей проект, приходится экспромтом искать объяснения. На поиск объяснения отводится не более 1 мин. Потом подводится подсчет очков, набранных каждой командой: очки начисляются за каждое устраненное ключевое слово. Побеждает «проект», набравший больше очков.
Игры на снятие агрессии
1. Участники сидят в кругу. Одному из них (агрессивному) завязывают глаза, а его сосед указывает на кого-нибудь рукой, так чтобы все видели, кроме, естественно, агрессивного. Участник, указавший жертву, говорит зажмурившемуся: «Вымести свою злость на этом человеке!», — и тот высказывает все накопившееся в неизвестно чей адрес. Потом ему развязывают глаза и показывают, кого он столь нелестно охарактеризовал. Смущенный автор высказываний извиняется перед невинной жертвой вербальной агрессии, например, так: «Я вовсе не Вас имел в виду, извините!»
Чуть усложненный вариант этой игры : участнику, завязавшему себе глаза (не обязательно агрессивному, его сосед предлагает хорошенько отругать одного участника от имени другого. Хулитель не знает ни имени того, кого придется ругать, ни того, от чьего имени это делается. После развязывания глаз участник, от имени которого все говорилось (сам он не произнес ни слова, говорит участнику, который был обруган, что-нибудь типа: «Извините, я был несдер-жан. Вырвалось!»
Как правило, после такой процедуры страсти стихают и нравы смягчаются.
Игру следует проводить по кругу. После двух-трех выступлений спросите, есть ли еще желающие ругаться, и, если есть, предоставьте им слово, предварительно завязав глаза, а затем остановите игру и переходите к дальнейшим занятиям. Если слишком много желающих высказаться, то прервите игру после того, как кто-либо из соседей укажет на игрока с завязанными глазами как на объект агрессии и автора выступления одновременно, т. е. участник будет ругать сам себя от своего имени. Обычно всем становится смешно, когда кто-нибудь прохаживается в свой собственный адрес.
Не пытайтесь играть в эту игру с людьми, лишенными чувства юмора.
.
2. Предложите участникам нарисовать на листах бумаги портрет человека, к которому они питают агрессивные намерения, или написать его имя корявыми, некрасивыми буквами. Когда это будет сделано, попросите всех одновременно разорвать и скомкать свои листы и бросить их в корзину для бумаг, предусмотрительно взятую Вами на тренинг.
3. Упражнение по нынешним временам дорогое, но что не сделаешь ради профессионального успеха! Вы показываете что-нибудь типа «Сникерса» и говорите, что эту конфету вручите сейчас самому агрессивному, а занявшие второе и третье место удовольствуются «Марсом». Претенденты на призовые места должны сделать самовыдвижение. Если несколько человек претендуют на звание самого агрессивного, то группа должна определить, кому же именно достанется сей батончик из молочного шоколада. Затем Вы предлагаете кому-нибудь из участников — самому доброму, как Вы заявляете, вручить победителям конфеты. После того, как агрессивные получат свое, выньте из укромного места коробку хороших конфет для всех остальных.
Упражнение это следует проводить в конце занятия, перед чаепитием. Особенно хорошо его проводить с группами школьников. Они никогда не прячут полученные конфеты в сумочки.
УПРАЖНЕНИЕ «ПАРА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ»
Материалы: музыкальные инструменты; запись музыкальных фрагментов, противоположных по тональности; магнитофон; ватман (на каждого участника); журналы; ножницы; клей; изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, мелки и т. п.); плотная хлопчатобумажная нить типа «Ирис» или бечевка.
Ход работы:
Весь мир состоит из противоположностей – черное и белое; день и ночь; добро и зло и т. д. В каждом из нас так же достаточно противоположностей. Давайте остановимся на паре «Агрессивный – Доброжелательный». Перед вами листы ватмана. Возьмите каждый по листу. Помогая друг другу, приложите лист к стене и обведите свой силуэт (от шеи вниз). Переверните ватман и продублируйте свой силуэт с другой стороны.
Одна сторона ватмана – это «Я-агрессивный», другая – «Я доброжелательный». Используя журналы (коллаж) и изобразительные материалы, заполните ваш силуэт содержанием так, чтобы как можно полнее выразить эти противоположности в себе.
Для того чтобы готовую работу можно было примерить на себя, как часть костюма, отрежьте необходимую длину нити и прикрепите ее в верхней части силуэта. Теперь при желании вы можете оказаться в «костюме» доброжелательности или агрессивности, стоит только перевернуть силуэт.
Надев «костюм» на себя подойдите к музыкальным инструментам, выберите те из них, с помощью которых можно выразить одну и другую противоположности. Так же можно использовать подготовленные музыкальные фрагменты.
Походите в «костюме» одной и другой своей стороны и попробуйте подвигаться, как двигаются доброжелательные люди? А как агрессивные? Какие движения совершают руки, ноги, что меняется в лице, походке и т. п.
Презентация противоположностей – каждый подросток, примеряя одну из сторон, рассказывает о том, чем он заполнил силуэт, почему использовал те или иные цвета и символы; озвучивает противоположности музыкальными инструментами и демонстрирует или рассказывает о характерных движениях. Ведущий помогает, задавая уточняющие вопросы.
Обсуждение:
- Что было самым сложным в этой работе?
- Для чего миру так необходимы противоположности и что они дают нам?
- Что происходит с человеком, если в нем есть только одна сторона, если он только доброжелательный или только агрессивный?
- Есть ли цвета или символы, объединяющие обе стороны?
- Как агрессивному научиться быть доброжелательным и наоборот?
УПРАЖНЕНИЕ «БИТВЫ НА ШАРАХ»
Цель: отреагирование агрессии.
Необходимые материалы: воздушные шары разной формы по количеству участников и запас, мел.
Ход работы:
Подростки выбирают для себя шары и надувают их. При надувании можно предложить им вдохнуть вместе с воздухом в шар свою злость, обиду, гнев и т. п.
Ведущий делит группу на пары. Взяв шары, пары выстраиваются напротив друг друга. По команде ведущего, сначала один участник из пары становится нападающим, другой только отражает нападение, не имея права самому нападать. По сигналу участники меняются ролями. Интересно сочетать в парах битву на шарах разной формы и размера. Если подросток небольшого роста, а его напарник больше его, можно предложить первому длинный шар, а второму небольшой круглый.
Затем группа делится на две подгруппы-команды. Между командами оставляется расстояние около двух метров. Участники выстраиваются в линию напротив друг друга. На полу перед командой мелом проводится граница, через которую нельзя переступать. В руках у каждого участника надутый воздушный шар. По сигналу ведущего необходимо «забомбить» группу противника шарами. Фактически, подростки перебрасывают шары на территорию противника. Побеждает та команда, на территории которой окажется меньшее количество шаров (бомб).
Обсуждение.
УПРАЖНЕНИЕ «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
Цель: Снятие агрессивности, развитие навыков общения.
Проведение: Все встают в круг, плотно прижавшись друг к другу плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки. Это – сеть. Водящий – золотая рыбка стоит к кругу. Его задача - выбраться из круга, а задача остальных не выпустить рыбку. Если водящему долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке.
УПРАЖНЕНИЕ «РУБКА ДРОВ»
Цель: Помочь детям переключиться на активную деятельность, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
Проведение: Скажите следующее: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!» Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.
УПРАЖНЕНИЕ «ЩЕПКИ ПЛЫВУТ ПО РЕКЕ»
Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности, развитие навыков невербального общения.
Материал: Аудиозапись со спокойной музыкой.
Проведение: Дети встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один ребенок – щепка. Он медленно «проплывает» между «берегами». «Берега» мягкими прикосновениями помогают «щепке». Говорят ей ласковые слова, называют по имени. «Щепка» сама выбирает, с какой скоростью ей двигаться. Упражнение можно проводить с открытыми или закрытыми глазами.
УПРАЖНЕНИЕ «МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ»
Цель: Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.
Проведение: Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!
УПРАЖНЕНИЕ «ТУХ-ТИБИ-ДУХ»
Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.
Возраст: дошкольный, младший школьный.
Материал: Не требуется.
Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
УПРАЖНЕНИЕ «ЭТО Я, УЗНАЙ МЕНЯ»
Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности.
Проведение: Один ребенок поворачивается спиной к остальным сидящим. Дети по очереди подходят к нему, гладят его по спинке и называют ласковым именем. Водящий пробует угадать, кто его погладил и назвал.
УПРАЖНЕНИЕ «ДОСТАНЬ ЗВЕЗДУ»
Педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:«Представь себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой – темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найди на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает? Хорошенько представь себе, чего бы ты хотел. А теперь открой глаза, глубоко вдохни, затаи дыхание и постарайся дотянуться до звезды. Это не просто: тянись изо всех сил, напряги руки, встань на носочки. Так, еще немного, ты уже почти достал ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое счастье в твоих руках! Положи свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйся, глядя на нее. Ты сделал что-то очень важное. Теперь можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо. Есть ли там еще звезды, напоминающие тебе о других заветных мечтах? Если есть, то внимательно присмотрись к выбранному светилу. А теперь открой глаза, вдохни и тянись к своей новой цели!»
Психокоррекционное занятие на снятие агрессии.
Цель: предупредить появление агрессии и снять эмоциональное напряжение.
Задачи:
1. сбросить напряжение
2. преодоление упрямства
3. выразить агрессию
4. снятие общей агрессии
5. снятие эмоционального напряжения
Здравствуйте дети, сейчас мы с вами «немного поиграем и расслабимся», снимем напряжение.
I.Разминка (психическая разминка)
1.«Минута шалости»
Ведущий по сигналу удар в бубен и т. п. предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется прыгает, бегает и т. п. повторный сигнал ведущего через 1-3 мин. Объявляет конец шалости.
2. «Клеевой дождик»
Дети встают друг за другом, держатся за плечи впереди стоящего человека. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. подняться и сойти со стула
2. проползти под столом
3. обогнуть широкое озеро
4. пробраться через дремучий лес
5. прятаться от диких животных
На протяжении всего упражнения дети не должны отцепиться от своего партнера (сплоченность)
3. Пальчиковая гимнастика.
Прилетала к нам вчера (машут ладошками)
Полосатая пчела. (название насекомого один пальчик)
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (делают кружочки их пальчиков подносят к глазам)
Пожужжала, полетали, (машут ладошками)
От усталости упали. (раняют ладони)
II. Мимические и пантомимические этюды. (игры)
1. «Упрямый капризный ребёнок»
Дети, входящие в круг (в обруч, по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: сильнее, сильнее….затем дети разбиваются на пары. Родитель и ребё нок: ребёнок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый ребёнок должен побывать в роли капризного ребёнка и уговаривающего родителя.
2. «На кого я похож»
Дети садятся в круг. Выбирается один ребёнок, а все остальные отвечают на вопросы взрослого: на какое животное он похож? На какую птицу? На какой вопрос? И т. п. (при этом изображая животное телом и лицом) свои варианты может предлагать и сам ребёнок.
III. Игры и этюды на выражение отдельных качеств и характера.
«Теперь мы с вами прогоним злость»
«Уходи злость, уходи»
Играющие ложатся на ковёр по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громкими криками уходи злость, уходи! Упражнение продолжается 3 мин. Затем участники по команде взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат слушая музыку.
IV. Игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определение ребенка или группы.
1. «Ведущий выбирает жу-жу, которая садиться на стул, остальные дети начинают дразнить жу-жу, и кривляться перед ней.»
Жу-жа, жу-жа выходи, жу-жа догони. Жу-жа смотрит из окошка своего домика (со стула, показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за волшебную черту жу-жа и ловит детей. Кого жу-жа поймала, тот попадает в плен к жу-же.
2. «Упрямая подушка»
Взрослые подготавливают волшебную, упрямую подушку с тёмной наволочкой и вводят ребё нка в игру-сказку: волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Это подушка не простая, а волшебная внутри её живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки.
Ребёнок бьёт кулаками подушку, а взрослый приговаривает: сильнее, сильнее (снимается стереопит и эмоциональный зажим) когда движение ребёнка становится медленнее игра постепенно останавливается (2-3 мин.) Взрослый предлагает послушать упрямки в подушке: все ли упрямки вылезли? Ребёнок прикладывает ухо к подушке, одни слышат, другие дети не слышат. Взрослый говорит, что упрямки испугались и молчат (этот приём успокаивает ребёнка после возбуждения).
3. «Два барана»
Рано, рано два барана повстречались на мосту. Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперёт туловище, упираются лбами и ладонями друг в друга, задача противостоять друг другу, не сдвигаться с места. Кто сдвинулся проиграл. Можно издавать звуки беее… замечание: следите чтобы бараны не расшибли себе лбы.
V. Окончание занятия релаксация.
«А теперь мы будем заканчивать наше занятие и немного отдохнем»
1. Формула общего покоя
Все умеют танцевать
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
(дети ложатся на ковёр, свободно раскинув руки и ноги)
Если у нас игра такая-
Очень лёгкая простая
Замедляется движенье
Исчезает напряженье
И становится понятно
Расслабление приятно
Реснички опускаются
Глазки закрывается
Мы спокойно отдыхаем
2. «Волшебный сон»
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем
Напряжение улетела…
И расслаблено всё тело
Будто мы лежим на травке
Греет солнышко сейчас
Руки теплые у нас
Дышится легко…ровно…глубоко…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя.
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать
Потянуться, улыбнуться.
Все открыть глаза и встать.
«Спасибо большое вам за интересное занятие и хорошо проведённое время, до скорых встреч»