Татьяна Горбунова
Игры и упражнения на развитие памяти для дошкольников
Упражнение на развитие зрительной памяти
Разложите на столе перед ребёнком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.) Попросите ребёнка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение двух секунд, затем закройте эту фигуру и попросите её повторить, сложить также.
Публикация «Игры и упражнения на развитие памяти для дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно. Другой вариант: вы просите ребёнка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.
Игра на развитие памяти : "Я положил в мешок"
(В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок).
Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова, объединённые по общему признаку (фрукты, овощи и т. д.) : "В саду у бабушки растут груши, сливы. " (Порядок тот же.)
В этих играх не важно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.
Игра "Я - фотоаппарат"
Предложите ребёнку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д. Например, ребёнок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить.
Так можно развивать у детей не только память, но и внимание. Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребёнку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребёнком в детектива или разведчика.
Игра «Разведчики»
Дети сидят на стульчиках в ряд. Выбирается водящий-«разведчик». Его Задача в течение 10-15 секунд запомнить, кто где сидит, порядок детей. Затем разведчик отворачивается, закрывает глаза, дети в это время сами или с помощью воспитателя меняются местами. Разведчик должен отгадать, кто пересел и с кем поменялся.
Упражнение «Выложи образец по памяти»
Воспитатель показывает какую-то картинку, на которой нарисована какая-нибудь фигура или фигуры. Дети в течение 5-7 секунд ее запоминают, потом рисуют то, что запомнили.
Приёмы, помогающие запоминанию
1. Если ребёнок затрудняется повторить слова, которые вы ему называли, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.
То же самое можно попросить сделать ребёнка и при прочтении фраз. Ребёнок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное.
Такой приём позволяет значительно повысить продуктивность запоминания. Например, называете семь фраз.
1. Мальчику холодно.
2. Девочка плачет.
3. Папа сердится.
4. Бабушка отдыхает.
5. Мама читает.
6. Дети гуляют.
7. Пора спать.
К каждой фразе ребёнок делает рисунок. Если он спрашивает: "А что рисовать?", объясните, что он сам может выбрать, что именно изобразить. Главное, чтобы это помогло вспомнить все семь фраз.
После того, как к каждой фразе сделан рисунок, предложите ребёнку точно воспроизвести семь фраз, дословно их повторить. Если возникают трудности, помогите подсказкой.
На следующий день снова попросите ребёнка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, сколько фраз повторяет ребёнок через день, помогают ли ему рисунки. Если вспоминаются 6-7 фраз - это очень хороший результат.
2. Прочитайте ребенку небольшой рассказ, затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: "О чем этот рассказ?" Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. Попросите ребенка снова сделать пересказ, и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.
3. Известны различные приемы, облегчающие запоминание. Например, цвета светового спектра красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый легко запоминаются с помощью фразы: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан (первые буквы слов напоминают названия цветов спектра).
При запоминании, например, номера телефона можно придумать какие-нибудь близкие ребенку аналогии к каждой цифре.
4. из 10 слов ребенок может запомнить 5-6. Попробуйте применить так называемую смысловую систему, и результаты улучшатся.
Пример:
Называются 10 слов: ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь. Теперь попытайтесь организовать этот ряд слов в одну смысловую систему, которая запоминается я легче: Ночью в лесу в дом через окно влез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, послышался звон он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе ожог, как от огня. Экспериментируйте дальше, только вместе с ребенком.