Юлия Рештаненко
Развитие психических процессов памяти, внимания, восприятия средствами физической культуры у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: инструктор по физической культуре Рештаненко Ю. В.
Связь физического воспитания с умственным воспитанием выражается в том, что занятия физическими упражнениями и применение других средств физического воспитания способствуют улучшению здоровья, что создаёт лучшие условия для плодотворной умственной деятельности. Чередование умственной и физической деятельности повышает работоспособность, улучшает восприятие и усвоение знаний.
Публикация «Развитие психических процессов памяти, внимания, восприятия средствами физической культуры у дошкольников» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Связь физического воспитания с умственным состоит также и в том, что сам процесс применения различных средств физического воспитания (физические упражнения, естественные факторы природы, гигиена и т. д.) во всём многообразии их содержания и форм обогащает, память новыми знаниями, расширяет кругозор занимающихся.
В настоящее время родителям и педагогам предлагается немало печатной продукции, способствующей развитию умственных и творческих способностей детей. Но такая подача образовательной информации лишает ребёнка-дошкольника естественной для его возраста двигательной активности, далеко не всегда оказывает благоприятное влияние на состояние его здоровья.
Зададимся вопросом: как помочь ребёнку развивать умственные и творческие способности, не лишая его главной биологической потребности-потребности в движении?
Включение в образовательную деятельность игр и упражнений для развития познавательных процессов не только содействует психическому развитию детей, но и перестраивает саму моторику, обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решения и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки.
В практике физического воспитания, так же как и в деятельности человека любого другого вида, эффективность обучения, воспитания и развития во многом определяется совершенством функционирования познавательных процессов. Зная это, мы в своей педагогической деятельности стараемся, развивая двигательные умения и навыки, способствовать лучшему формированию познавательной сферы ребёнка.
Спортивная деятельность также неразрывно связана с развитием восприятия, свойства которого задействованы на всех этапах овладения техникой движений.
В своей педагогической деятельности мы используем подвижные игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников, например, следующие:
«Узнай фигуру» Ход игры: Ведущий знакомит детей с заготовленными геометрическими фигурами, которые раскладывает в разных частях зала. По сигналу дети произвольно перемещаются по залу, выполняя различные движения. После того как ведущий называет одну из фигур, например: «Квадрат!», дети должны быстро построиться вокруг этой фигуры. Можно усложнить задание и поставить задачу, работающую на развитие памяти, выполнять последовательно только определённые движения.
«Осень-весна» Цель этой подвижной игры: совершенствовать восприятие цвета; закрепить знания о временах года; развивать произвольное внимание, быстроту движений.
Ход игры: Ведущий показывает детям «осеннее дерево» и «весеннее дерево», расположенные в разных частях зала. По сигналу дети-воробушки произвольно перемещаются по залу – «летают». По команде ведущего «Осень!» (или «Весна») –быстро собраться вокруг соответствующего дерева.
В игре «Запрещенный цвет» совершенствуется восприятие цвета и формы; развивается произвольное внимание, мелкая моторика мышц рук. Смысл игры в том, чтобы собрать разбросанные по площадке геометрические фигуры, кроме запрещённого цвета.
Игра «День и ночь» совершенствует восприятие времени суток, развивает координационные способности.
Игра «Стой!» развивает внимание, слухо-моторную координацию, быстроту реакции, выдержку. Ведущий произносит: «Быстро шагай, смотри не зевай, стой!» .После этих слов оглядывается, тот кто не успел вовремя остановится, делает шаг назад.
«Кто быстрее»- эта игра совершенствует сосредоточенность внимания, координационные способности, быстроту реакции.
Таких игр в нашей картотеке игр очень много. В заключительной части занятия по физической культуре обязательно проводится подвижная игра. Иногда проводятся занятия по физической культуре - игровые. Такие занятия состоят из целенаправленной подборки подвижных игр, которые развивают не только физические качества детей, но и познавательные процессы. Перечисленные выше.
На прогулках воспитатели проводят подвижные игры. Закрепляют те, в которые играли на занятии по физической культуре и разучивают новые.
Подвижные игры вызывают у детей большой интерес. Часто дети старшего дошкольного возраста сами организовывают ту или иную игру на прогулке. Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее эта деятельность, тем лучше развивается память человека. Мысленное выполнение двигательных действий используется не только при овладении техникой движения, но и в процессе его совершенствования. Доказано, что мысленное представление движений перед их реальным выполнением повышает скорость движений до 30%, точность-18%, силу кисти - на 4%.
Из всего выше сказанного следует, что развивать познавательные процессы детей-дошкольников наиболее эффективно с помощью подвижных игр, игр – заданий, Игр-соревнований. Так это происходит в наиболее интересной и доступной для детей форме. И главное способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Список используемой литературы:
В. М. Качашкин «Методика физического воспитания»
И. В. Стародубцева
Т. П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников.
Т. И. Осокина «Игры и развлечения детей на воздухе».
Н. Истратова «Практика по детской психокоррекции : игры, упражнения, техники».