Светлана Зеткина
Игры и упражнения для развития познавательной сферы дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Зеткина С. Е.
Пояснительная записка
Игры и упражнения для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Как правило, успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышления, речи, внимания, памяти и т. д., творчески решать различные проблемы.
Публикация «Игры и упражнения для развития познавательной сферы дошкольника» размещена в разделах
Дошкольный возраст — это период, когда основная деятельность малыша игра. В игре проще усваиваются знания, умение, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал, поэтому стараюсь выбирать задания, которые носят занимательный характер. Не допускать переутомления малыша.
Основная задача взрослых заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, пробуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании. Следует помнить, что познавательная активность дошкольника – очень тонкий механизм, который не терпит принуждения. Удовлетворение познавательных интересов детей, их обучение должны строиться на гуманных началах, с учетом равноправного участия ребенка. Общение – одно из основных условий развития ребёнка, важнейший фактор формирования его личности и ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через общение с другими людьми.
ВНИМАНИЕ - сквозной психический процесс, пронизывающий все интеллектуальные функции и обеспечивающий успешность интеллектуальной деятельности.
Внимание характеризуется следующими свойствами: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением.
ПАМЯТЬ - является основой всей психической жизни личности и представляет собой ряд сложных психических процессов, активно овладевая которыми, человек управляет приобретением и сохранением в сознании полезной информации, ее воспроизведением в нужный момент. Индивидуальные особенности психической функции характеризуют следующие параметры: объем, точность, мобилизационная готовность и уверенность в правильности воспроизведения.
МЫШЛЕНИЕ - это внутреннее активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли.
При развитии мыслительных способностей у детей мы ставим перед собой следующие задачи: научить ребенка творчески мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям.
Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции и по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его построить или собрать.
Развитие образного мышления – одно из важнейших, но отнюдь не единственное направление умственного развития дошкольника. В значительной мере готовность к школе определяется и уровнем развития словесного мышления. Поэтому важной стороной подготовки становится обучение ребенка пересказу и самостоятельному сочинению разных историй. Благодаря этому у него формируется умение вычленять основное содержание услышанного, следить за последовательностью событий и последовательно излагать собственные мысли. А значит, и сама мысль упорядочивается, приобретает ясную и четкую форму.
ВООБРАЖЕНИЕ - это психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.
Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребенка, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активнее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании.
«ДА И НЕТ» (любимая игра дошкольников)
«Да» и «Нет» не говорить, черное и белое не носить. Взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы. Дошкольник может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнить одно правило: нельзя произносить запретные слова (например, «да», «нет», «черное» и «белое» или др.). Взрослый задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова, например: «Какого цвета халат у доктора?». Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. В случае ошибки играющие меняются ролями. Игру следует начинать с одного запретного слова, постепенно вводя остальные.
«ЛОТО»
«ДОМИНО»
«НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА»
Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, два из которых одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.
«ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО»
Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.
«НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.
«ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ МОЗАИКИ ИЛИ ИЗ ПАЛОЧЕК»
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.
«НАНИЗЫВАНИЕ БУСИНОК»
Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-, нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.
«СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ»
Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую, образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура, карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
«ЛАБИРИНТ»
Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.
«НАЗОВИ ПРЕДМЕТ»
Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.
«СКОЛЬКО ЧЕГО?»
Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.
«ДОРИСУЙ»
Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.
«ЗАЧЕРКНИ»
Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.
«ПОИЩИ СЛОВА»
Педагог предлагает детям на слух в «длинных» словах найти «короткие» (пе – сок, ры – бак, Бо – рис, пи – рог, ку- лак, кле – щи, свис – ток, про –вода и т. д.).
«ЗАПОМНИ ВСЕ СЛОВА»
Воспитатель называет 5 разных предметов и просит ребёнка повторить все слова вслух. Например: мяч, дверь, банан, кот, сапоги. С начало ребёнок может называть слова в разброску, а затем в той последовательности как услышал. Количество слов нужно увеличивать до 8 – 10.
«ЦВЕТНЫЕ ШАРЫ»
Дети на слух восстанавливают цветовую гамму шаров в той последовательности, как это требует задание.
«Найди различие»
Ребёнок учиться сравнивать две картинки между собой, находить признаки сходства и различия.
«КТО ЧТО ЛЮБИТ?»
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".
«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Транспорт., птицы. и т. д. «КЛАССИФИКАЦИЯ»
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т. е. подходящие с подходящими.
«НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ» или «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
«СМЫСЛОВЫЕ РЯДЫ»
Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.
1. птица-гнездо, собака -…
2. куртка-ткань, сапоги-…
3. лошадь-жеребенок, корова-…
4. книга-обложка, дом -…
5. собака- щенок, человек-…
6. каша-ложка, мясо-…
7. лодка-вода, поезд-…
8. белка-дупло, человек — …
9. цветок-стебель, дерево-…
10. окно-подоконник, шкаф — …
11. береза-листья, сосна — …
12. солнце-светло, ночь-…
13. шуба-пуговица, ботинок -…
«ВЫПОЛНИ ДВИЖЕНИЯ»
Постарайся правильно выполнять движения: если услышишь название животного - подпрыгни, если услышишь название птицы - взмахни руками, если услышишь название предмета для школы – сядь за стол и положи руки на стол.
Слова: линейка, корова, рюкзак, сова, книга, медведь, лось, тетрадь, ворона, ласточка, ручка, лиса, голубь, волк, глобус, карандаш, коза, утка, сорока, пенал, свинья, ножницы.
«СРАВНИ ПРЕДМЕТЫ»
Сравни предметы между собой. Скажи чем они похожи и чем отличаются.
- сапоги и носки
- пианино и скрипка
- чайник и тарелка
- яблоко и мяч
- девочка и кукла
- часы и термометр
- доска и стекло
«РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
Послушай задачки, подумай и реши их.
Девять зайчиков съедают по одной морковке. Сколько нужно морковок, чтобы накормить всех зайчиков?
Чем больше уделить внимания развитию познавательных процессов на стадии дошкольного возраста, тем легче детям будет в школьной жизни.