Елена Александровна Юрина
Игры и игровые упражнения по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Право на имя
Игра: «Давайте познакомимся».
Цель: подвести детей к пониманию того, что у каждого ребенка есть свое имя.
Ход игры: назвать свое имя, передавая игрушку по кругу.
Игра: «Ласковое имя».
Цель: дать детям представления о том, что имена могут звучать ласково.
Ход игры: дети стоят в кругу, глядя в глаза друг другу, они передают мяч и произносят имя соседа ласково.
Игра: «Назови полное имя».
Цель: развивать коммуникативную компетентность.
Ход игры: воспитатель называет неполную форму имени, а дети полное имя.
Публикация «Игры и игровые упражнения по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Игра: «Образуй отчество».
Цель: учить образовывать отчества от мужских имен.
Ход игры: воспитатель называет мужское имя, а дети образуют на него отчество.
Игра: «Четвёртый лишний».
Цель: закреплять знания о мужских и женских именах.
Ход игры: воспитатель называет четыре имени, а дети определяют лишнее в группе, давая свое объяснение.
Игра: «Как растёт имя».
Цель: подвести детей к пониманию того, что имя сопровождает нас всю жизнь.
Ход игры: Вначале воспитатель показывает ребятам свои детские фото и рассказывает, как с годами изменялось её имя (например, Леночка — Лена — Елена — Елена Александровна). Затем ребята также должны видоизменить своё имя — определить, как оно будет звучать, кода они станут взрослыми.
Право ребёнка жить и воспитываться в семье
Игра: «Каждый ребёнок имеет право».
Цель: сформировать у детей знания о правах ребенка в семье, в доступной форме разъяснить значение каждого права; развивать правовое мировоззрение и нравственные представления; воспитывать чувство семейной сплоченности, чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Ход игры: ребенок берет паровозик и прикрепляет к нему вагончики согласно цветовой табличке, взрослый (педагог) разъясняет значение каждой картинки.
Игровой материал: картинки о правах ребенка в семье.
Игра: «Подбери пословицу к картинкам».
Цель: закреплять знания детей о том, что они имеют право жить и воспитываться в семье.
Ход игры: предложить детям подобрать пословицу к картинке.
Игровой материал: Картинки и пословицы к ним.
Игра: «Составь генеалогическое древо семьи».
Цель: закрепить знания о родственных связях.
Ход игры: детям предлагается составить генеалогическое древо и рассказать о членах семьи.
Игровой материал: Вырезанные из фотографий лица членов семьи, изображение генеалогического древа.
Игра: «Родство».
Цель: закрепить знания о родственных связях.
Ход игры: Ведущий по очереди задает игрокам вопросы, например: «Кто такая внучка?», если тот, кто должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает следующий игрок, тот, кто ответил правильно, получает маленькую карточку.
Игровой материал: карточки с членами семьи.
Игра: «Запоминаем имена близких родственников».
Цель: закреплять умение детей называть своих близких родственников.
Ход игры: Ведущий берет одну из больших карточек (например, с дедушкой, игроки по очереди называют имена своих дедушек.
Игровой материал: карточки с членами семьи.
Игра-пантомима: «Помогаю взрослым».
Цель: закрепить с детьми понятие обязанности.
Ход игры: ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать» их товарищ.
Право на жилье и его неприкосновенность
Игра: «Кому какой дом».
Цель: закрепить названия жилищ зверей и насекомых, пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.
Ход игры: все становятся в круг, воспитатель бросает мяч одному из детей, называя животное (насекомое, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного (насекомого).
Медведю-берлога.
Белке-дупло.
Волку-логово.
Пчеле-улей.
Человеку-дом.
Игровой материал: мяч.
Игра: «Я живу на…»
Цель: закрепить знания детей своего домашнего адреса, номер этажа, на котором живут, закрепить знания права на жильё, неприкосновенность жилища.
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: «Я живу на …этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу. Аналогично можно провести игру «Мой домашний адрес».
Игровой материал: мяч.
Право на отдых и досуг
Игра: «Прогулка по ручью».
Цель: закрепить право детей на отдых, учиться совместному отдыху.
Ход игры: На полу изображается ручеёк, его ширина меняется (с помощью верёвочек или вырезанный из обоев). Дети (это туристы) становятся «паровозиком» (руки кладутся на плечи идущему впереди) и по ходу движения расставляют ноги на нужную ширину. Оступившийся ребёнок отправляется в конец «паровоза».
Рисование: «Как я люблю отдыхать».
Цель: продолжать формировать у дошкольников представления о праве на отдых и досуг.
Игровое упражнение: «Давай помечтаем. На каком транспорте ты отправишься в путешествие».
Цель: продолжать формировать у дошкольников представления о праве на отдых и оздоровление.
Ход упражнения: Ребёнок сам приклеивает транспорт на определённое место. По дорожке проводит пальчиком и смотрит, куда привёз его этот транспорт. Спросите ребёнка, сможет ли он доехать до острова в море на машине и так далее. Куда бы он хотел отправиться в путешествие. Куда он уже ездил со своими родителями.
Игровой материал: поле лабиринт с картинками моря, деревни, города. Картинки транспорта – машина, самолёта, парохода.
Право на медицинскую помощь
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь».
Данные игры закрепляют знание о том, что каждый человек имеет право на медицинскую помощь, а также должен сам заботиться о своём здоровье.
Игровое упражнение: «Кто может тебе, если ты вдруг заболел».
Цель: продолжать формировать у дошкольников представления о праве на медицинскую помощь.
Ход упражнения: ребёнку предлагается несколько картинок с разными профессиями, он должен выбрать только те картинки, на которых изображены доктора. Попросите рассказать, что изображено на картинках, которые он выбрал.
Игровой материал: картинки с разными профессиями.
Право на образование
Игра: «Подбери рифму».
Цель: напомнить детям, что каждый человек имеет право на образование и
выбор профессии.
Ход игры: Поезд водит …машинист
Пашет поле… тракторист
Самолетом правит… летчик
Клеит книги …переплетчик
В школе учит нас …учитель
Строит здания …строитель
Красит стены нам …маляр
Мебель делает … столяр
Песни нам поет …певец
Торговлей занят…продавец
На станке ткет ткани…ткач
От болезней лечит…врач
Лекарство выдает…аптекарь
Хлеб печет в пекарне…пекарь
Пишет красками…художник
Сапоги сошьет … сапожник
В жаркой кузнице…кузнец
Кто всех знает…молодец! (А. Дорофеева)
Игровое упражнение: «Помоги Лене подготовиться к занятиям».
Цель: продолжать формировать у дошкольников представления о праве на образование.
Ход упражнения: на листе изображены силуэты предметов, необходимые для учёбы. Ребёнок размещает на листе эти предметы, называя их и рассказывая для чего они нужны. Может что-то ещё можно добавить, ребёнок выдвигает свои варианты.
Игровой материал: лист с изображенными силуэтами предметов, картинки предметов для учёбы.
Решение проблемных ситуаций
-Решение проблемных ситуаций, в том числе вымышленных. Например, чтобы ты попросил у золотой рыбки для всех людей или каким образом поступил бы, если б нашёл цветик-семицветик?
-Кейс-иллюстраций известных сказок. Дети называют название сказки и обсуждают какое право в ней нарушено. Например:
а) Сказка «Красная шапочка» (нарушено право на жизнь, нарушил это право волк).
б) Сказка «Теремок» (медведь нарушил право на жильё).
в) Сказка «Морозко» (мачеха нарушила право на любовь и заботу родителей, право на непосильный труд).
г) Сказка «Гуси — лебеди» (право на неприкосновенность нарушили гуси).