Лучший педагог года

Игры и игровые упражнения по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста

Елена Александровна Юрина
Игры и игровые упражнения по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Право на имя

Игра: «Давайте познакомимся».

Цель: подвести детей к пониманию того, что у каждого ребенка есть свое имя.

Ход игры: назвать свое имя, передавая игрушку по кругу.

Игра: «Ласковое имя».

Цель: дать детям представления о том, что имена могут звучать ласково.

Ход игры: дети стоят в кругу, глядя в глаза друг другу, они передают мяч и произносят имя соседа ласково.

Игра: «Назови полное имя».

Цель: развивать коммуникативную компетентность.

Ход игры: воспитатель называет неполную форму имени, а дети полное имя.

Публикация «Игры и игровые упражнения по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра: «Образуй отчество».

Цель: учить образовывать отчества от мужских имен.

Ход игры: воспитатель называет мужское имя, а дети образуют на него отчество.

Игра: «Четвёртый лишний».

Цель: закреплять знания о мужских и женских именах.

Ход игры: воспитатель называет четыре имени, а дети определяют лишнее в группе, давая свое объяснение.

Игра: «Как растёт имя».

Цель: подвести детей к пониманию того, что имя сопровождает нас всю жизнь.

Ход игры: Вначале воспитатель показывает ребятам свои детские фото и рассказывает, как с годами изменялось её имя (например, Леночка — Лена — Елена — Елена Александровна). Затем ребята также должны видоизменить своё имя — определить, как оно будет звучать, кода они станут взрослыми.

Право ребёнка жить и воспитываться в семье

Игра: «Каждый ребёнок имеет право».

Цель: сформировать у детей знания о правах ребенка в семье, в доступной форме разъяснить значение каждого права; развивать правовое мировоззрение и нравственные представления; воспитывать чувство семейной сплоченности, чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Ход игры: ребенок берет паровозик и прикрепляет к нему вагончики согласно цветовой табличке, взрослый (педагог) разъясняет значение каждой картинки.

Игровой материал: картинки о правах ребенка в семье.

Игра: «Подбери пословицу к картинкам».

Цель: закреплять знания детей о том, что они имеют право жить и воспитываться в семье.

Ход игры: предложить детям подобрать пословицу к картинке.

Игровой материал: Картинки и пословицы к ним.

Игра: «Составь генеалогическое древо семьи».

Цель: закрепить знания о родственных связях.

Ход игры: детям предлагается составить генеалогическое древо и рассказать о членах семьи.

Игровой материал: Вырезанные из фотографий лица членов семьи, изображение генеалогического древа.

Игра: «Родство».

Цель: закрепить знания о родственных связях.

Ход игры: Ведущий по очереди задает игрокам вопросы, например: «Кто такая внучка?», если тот, кто должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает следующий игрок, тот, кто ответил правильно, получает маленькую карточку.

Игровой материал: карточки с членами семьи.

Игра: «Запоминаем имена близких родственников».

Цель: закреплять умение детей называть своих близких родственников.

Ход игры: Ведущий берет одну из больших карточек (например, с дедушкой, игроки по очереди называют имена своих дедушек.

Игровой материал: карточки с членами семьи.

Игра-пантомима: «Помогаю взрослым».

Цель: закрепить с детьми понятие обязанности.

Ход игры: ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать» их товарищ.

Право на жилье и его неприкосновенность

Игра: «Кому какой дом».

Цель: закрепить названия жилищ зверей и насекомых, пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.

Ход игры: все становятся в круг, воспитатель бросает мяч одному из детей, называя животное (насекомое, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного (насекомого).

Медведю-берлога.

Белке-дупло.

Волку-логово.

Пчеле-улей.

Человеку-дом.

Игровой материал: мяч.

Игра: «Я живу на…»

Цель: закрепить знания детей своего домашнего адреса, номер этажа, на котором живут, закрепить знания права на жильё, неприкосновенность жилища.

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: «Я живу на …этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу. Аналогично можно провести игру «Мой домашний адрес».

Игровой материал: мяч.

Право на отдых и досуг

Игра: «Прогулка по ручью».

Цель: закрепить право детей на отдых, учиться совместному отдыху.

Ход игры: На полу изображается ручеёк, его ширина меняется (с помощью верёвочек или вырезанный из обоев). Дети (это туристы) становятся «паровозиком» (руки кладутся на плечи идущему впереди) и по ходу движения расставляют ноги на нужную ширину. Оступившийся ребёнок отправляется в конец «паровоза».

Рисование: «Как я люблю отдыхать».

Цель: продолжать формировать у дошкольников представления о праве на отдых и досуг.

Игровое упражнение: «Давай помечтаем. На каком транспорте ты отправишься в путешествие».

Цель: продолжать формировать у дошкольников представления о праве на отдых и оздоровление.

Ход упражнения: Ребёнок сам приклеивает транспорт на определённое место. По дорожке проводит пальчиком и смотрит, куда привёз его этот транспорт. Спросите ребёнка, сможет ли он доехать до острова в море на машине и так далее. Куда бы он хотел отправиться в путешествие. Куда он уже ездил со своими родителями.

Игровой материал: поле лабиринт с картинками моря, деревни, города. Картинки транспорта – машина, самолёта, парохода.

Право на медицинскую помощь

Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь».

Данные игры закрепляют знание о том, что каждый человек имеет право на медицинскую помощь, а также должен сам заботиться о своём здоровье.

Игровое упражнение: «Кто может тебе, если ты вдруг заболел».

Цель: продолжать формировать у дошкольников представления о праве на медицинскую помощь.

Ход упражнения: ребёнку предлагается несколько картинок с разными профессиями, он должен выбрать только те картинки, на которых изображены доктора. Попросите рассказать, что изображено на картинках, которые он выбрал.

Игровой материал: картинки с разными профессиями.

Право на образование

Игра: «Подбери рифму».

Цель: напомнить детям, что каждый человек имеет право на образование и

выбор профессии.

Ход игры: Поезд водит …машинист

Пашет поле… тракторист

Самолетом правит… летчик

Клеит книги …переплетчик

В школе учит нас …учитель

Строит здания …строитель

Красит стены нам …маляр

Мебель делает … столяр

Песни нам поет …певец

Торговлей занят…продавец

На станке ткет ткани…ткач

От болезней лечит…врач

Лекарство выдает…аптекарь

Хлеб печет в пекарне…пекарь

Пишет красками…художник

Сапоги сошьет … сапожник

В жаркой кузнице…кузнец

Кто всех знает…молодец! (А. Дорофеева)

Игровое упражнение: «Помоги Лене подготовиться к занятиям».

Цель: продолжать формировать у дошкольников представления о праве на образование.

Ход упражнения: на листе изображены силуэты предметов, необходимые для учёбы. Ребёнок размещает на листе эти предметы, называя их и рассказывая для чего они нужны. Может что-то ещё можно добавить, ребёнок выдвигает свои варианты.

Игровой материал: лист с изображенными силуэтами предметов, картинки предметов для учёбы.

Решение проблемных ситуаций

-Решение проблемных ситуаций, в том числе вымышленных. Например, чтобы ты попросил у золотой рыбки для всех людей или каким образом поступил бы, если б нашёл цветик-семицветик?

-Кейс-иллюстраций известных сказок. Дети называют название сказки и обсуждают какое право в ней нарушено. Например:

а) Сказка «Красная шапочка» (нарушено право на жизнь, нарушил это право волк).

б) Сказка «Теремок» (медведь нарушил право на жильё).

в) Сказка «Морозко» (мачеха нарушила право на любовь и заботу родителей, право на непосильный труд).

г) Сказка «Гуси — лебеди» (право на неприкосновенность нарушили гуси).

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки»Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей Примеры занятий Занятие 1 Программное содержание: укреплять артикуляционный аппарат детей; уточнять и закреплять правильное произношение.

Игровые упражнения по физической деятельности для старшего дошкольного возраста вне помещенияИгровые упражнения по физической деятельности для старшего дошкольного возраста вне помещения Предлагаемые игровые упражнения проводятся на прогулочном участке в зимнее время,подгруппами детей и в индивидуальной работе. Для поощрения.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Картотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возрастаКартотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возраста "Как вырасти здоровым" Цель:Упражнять в правильном использовании обощающих слов,воспитывать сообразительность,быстроту реакции. Играют.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Взаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культурыВзаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культуры Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Правовое государство — демократическое государство, организация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и игровые упражнения по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 октября 2023 в 19:32
+114Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и игровые упражнения по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Александровна Юрина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД