Степанова Кристина
Коммуникативные игры как средство развития интеллекта старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому развитие старшего дошкольника и его структурных компонентов (когнитивного, социального и эмоционального)
Старший дошкольный возраст это - период интенсивного развития как личностной, так и познавательной сферы ребенка. Благодаря высокой познавательной активности и стремлению к общению дошкольника использование коммуникативных игр в этом процессе представляется нам перспективным, именно через активное общение, через игры, ребенок превращается в гармоничную личность.
Публикация «Коммуникативные игры как средство развития интеллекта старших дошкольников» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. Коммуникативные игры оказывают значительное влияние на развитие навыков общения у старших дошкольников. Ребенок начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней, таким образом, игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка.
Общение детей дошкольного возраста между собой происходит преимущественно в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать интересы и действия другого ребенка, отстаивать собственную точку зрения, строить и претворять в жизнь совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие коммуникативных обще социальных навыков ребенка в этот период. Следовательно, в игре для дошкольника существует возможность развития всех структурных компонентов интеллекта: когнитивного, социального и эмоционального. В игре ребенок выполняет определенную роль, осваивая систему человеческих отношений сначала эмоционально, а затем интеллектуально. Современная психология активно использует варианты детской игры и включение в нее таких методов и приемов, чтобы в ней можно было организовать и реализовать различные развивающие задачи. Примером такой особой организации интенсивно направленной на развитие дошкольника может служить коммуникативная игра.
Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения. Игра выступает как деятельность, в которой формируются предпосылки к переходу умственных действий на новый, более высокий этап - умственных действий с опорой на речь. Функциональность игровых действий вливается в онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий, в которой порождаются более общие механизмы интеллектуальной деятельности
Цель: гармонизация интеллекта, повышение уровня структурных компонентов интеллекта (когнитивного, социального, эмоционального)
Задачи:
1. Создать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и ПОНИМАНИЯ;
2. Дать элементарные сведения о культуре общения и через коммуникативно - речевые ситуации, игры, стимулировать развитие диалогической и монологической речи;
3. Повысить уровень развития интеллекта дошкольников в трех направлениях.
Форма работы: групповая, в возрасте от 5-6 лет;
Программа
Занятие №1
Цель и задачи: 1. развитие эмоций, выразительных движений, умение контролировать двигательную активность;
2. развитие умений излагать свои мысли точно и лаконично;
3. развитие способности учитывать интересы и чувства других.
Приветственное упражнение «Аплодисменты»
Инструкция: давайте поприветствуем друг друга, каждый по очереди выходит в центр круга, а мы дружно поаплодируем этому человеку.
а) «Море волнуется….»
Инструкция: водящий произносит считалку: Море волнуется - раз! Море волнуется - два! Море волнуется - три! Любая эмоция - замри! (Дети замирают, изображая какую - либо эмоцию, водящий должен угадать, какая это).
б) «Магазин»
Инструкция: один ребёнок - «продавец», остальные дети - «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.
Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.
в) «Люблю - не люблю»
Инструкция: Дети стоят в кругу. Педагог (ведущим может быть и ребенок) передает по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся». Следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю…». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю…».
Занятие №2
Цели и задачи: 1. развитие эмпатии детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей;
2. развитие выразительности движений, внимания, наблюдательности, произвольности;
3. научить детей понимать других людей, относиться к ним с большим вниманием и уважением.
Приветственное упражнение «Аплодисменты»
Инструкция: давайте поприветствуем друг друга, каждый по очереди выходит в центр круга, а мы дружно поаплодируем этому человеку.
а) «Зеркало»
Инструкция:
1 вариант: воспитатель, стоя перед детьми, изображает разные эмоциональные состояния, а дети их повторяют.
2 вариант: дети показывают, отражают эмоциональное состояние, предварительно разбившись на пары.
б) «Обзывалки»
Инструкция: дети садятся в круг, педагог предлагает поиграть в игру под названием «Обзывалки», где каждый ребенок должен обозвать другого. Самое главное правило игры – обзывалки не должны быть унизительными. Прежде чем сказать придуманную обзывалку, ребенок мысленно должен применить это слово к себе и решить, было бы ему обидно, если бы так назвали его. Если он считает эту обзывалку не обидной и не унизительной, он может назвать ей другого ребенка. Очень важно дать детям время обдумать, хотел ли бы он, чтобы таким словом назвали его. Игра поможет детям понять, что неприятные слова, произнесенные в адрес другого, могут доставить тому переживания и обиду.
в) «Мост дружбы»
Инструкция: педагог показывает детям мяч (клубок ниток, игрушку и т. д.) и говорит: «Ребята, это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост нашими лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное (например: ты - замечательный, ты - веселый, мы - дружим и радуемся)». Акцент ставится на развитие эмпатии детей друг другу.
Занятие №3
Цели и задачи: 1. развивать умение выражать эмоции, умение управлять своим поведением;
2. развить быстроту и ловкость детей, научить свободно выражать свои эмоции, способствовать сближению детей;
3. способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Приветственное упражнение «Аплодисменты»
Инструкция: давайте поприветствуем друг друга, каждый по очереди выходит в центр круга, а мы дружно поаплодируем этому человеку.
а) «Доброе животное»
Инструкция: Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
б) «День и ночь»
Инструкция: по желанию выбираются 7–8 детей (в зависимости от количества участников, они становятся в круг, берут друг друга за руки и высоко их поднимают, остальные дети свободно размещаются по игровому залу. По команде педагога «день» включается музыка, дети бегают по залу, пробегают сквозь круг. Педагог командует «ночь», дети в кругу опускают руки и стараются поймать детей, оказавшихся внутри круга. Пойманные дети присоединяются к тем, кто стоит в кругу, и игра продолжается. Педагог должен объяснить детям, что те, кто не стоит в кругу, не должны обходить круг стороной, иначе играть будет неинтересно.
в) «Радость, Грусть, Злость»
Инструкция: дети встают в круг, взявшись за руки. Педагог находится в центре круга. Звучит негромкая музыка, дети движутся по кругу. По команде педагога «Радость», «Грусть» или «Злость» дети должны остановиться и изобразить названную эмоцию: «Радость» - подняв руки высоко вверх, «Грусть» - раскинув руки в стороны, «Злость» - присев на корточки. Ошибившиеся игроки выбывают из игры или получают штрафное очко.
Занятие №4
Цели задачи: 1. развивает сообразительность, быстроту реакции и координацию, умение действовать согласованно;
2. снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло;
3. помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Приветственное упражнение «Аплодисменты»
Инструкция: давайте поприветствуем друг друга, каждый по очереди выходит в центр круга, а мы дружно поаплодируем этому человеку.
а) «Все вместе»
Инструкция: для игры нужны мелки для рисования или листы газет. Воспитатель говорит, что надо нарисовать на полу круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Чтобы усложнить задачу, можно попросить ребят составить «остров» из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать. (Выигрывает команда, которая смогла разместиться на маленьком пространстве)
б) «Два барана»
Инструкция: психолог разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».
Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
в) «Дракон»
Инструкция: играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - «голова», последний - «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Занятие №5
Цели и задачи: 1. осознавание неконструктивных способов выражения агрессии;
2. установление контакта, создание положительного эмоционального настроя;
3. развитие коммуникативных навыков.
Приветственное упражнение «Аплодисменты»
Инструкция: давайте поприветствуем друг друга, каждый по очереди выходит в центр круга, а мы дружно поаплодируем этому человеку.
а) «Бабка-Ежка».
Инструкция: один ребенок (или сначала психолог) - Бабка-Ежка - сидит на стуле на противоположной от остальных детей стороне зала и спит. Дети идут к Бабке-Ежке и дразнят ее:
- Бабка-Ежка, костяная ножка,
С печки упала, ногу сломала.
Подходят к Бабке-Ежке и «будят» ее (толкают, хлопают по ней.). Она «просыпается» и догоняет детей. Пойманные выходят из игры.
Во время игры проводится беседа, в ходе которой дети понимают, что Бабке-Ежке неприятно, когда ее дразнят, толкаю. А можно ее пожалеть и посочувствовать ей. В конце игры дети подходят к Бабке-Ежке и жалеют ее, сочувствуют ей. Спросить детей, как им было в роли Бабки-Ежки? (нравилось ли когда к ним так относились). Как вы относитесь к другим людям в обычной жизни, бывает ли, что причиняете боль. Как можно было бы поступить по-другому.
б) «Добрые слова»
Инструкция: детям предлагается, перекидывая мяч в кругу друг другу называть добрые слова.
в) «Комплименты».
Инструкция: дети встают в круг и передают мяч сначала в одну, а потом в другую сторону. Психолог, кидая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес и т. д.
Занятие №6
Цели и задачи: 1. научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом;
2. учить детей понимать другого, доверять друг другу;
3. развитие коммуникативных навыков.
Приветственное упражнение «Аплодисменты»
Инструкция: давайте поприветствуем друг друга, каждый по очереди выходит в центр круга, а мы дружно поаплодируем этому человеку.
а) «Жужа»
Инструкция: «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.
б) «Поводырь».
Инструкция: Один и другой ребенок по очереди изображают слепого, завязав глаза, а поводырь водит его по комнате, таким образом, устанавливается доверие.
в) «Комплименты».
Инструкция: Дети встают в круг и передают мяч сначала в одну, а потом в другую сторону. Психолог, кидая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес и т. д.
Занятие №7
Цели и задачи: 1. научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие;
2. учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике;
3. развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах.
Приветственное упражнение «Аплодисменты»
Инструкция: давайте поприветствуем друг друга, каждый по очереди выходит в центр круга, а мы дружно поаплодируем этому человеку.
а) «Аэробус».
Инструкция: «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"». Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета.
С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля. Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уве-ренно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится» на ковер». Когда Аэробус «летит», ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.
б) «Зеркало»
Инструкция: Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой - зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист? (Надевать парик, маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы; улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.) Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?
в) «Воображаемое путешествие»
Инструкция: Сейчас мы отправимся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны представить, увидеть его мысленно и делать то, что вам подскажет воображение. Итак, возьмите со стульчиков воображаемые рюкзаки, наденьте их, выйдите на середину комнаты. Перед вами поляна, полная полевых цветов и ягод. Рвите цветы для букетов. Собирайте ягоды. Но сначала определите для себя, какой это цветок или ягода, потому что я могу спросить у вас: «Что это?» Учтите, все ягоды растут в траве, а значит, их, не сразу можно увидеть - траву нужно осторожно раздвигать руками. Теперь мы идем дальше по дороге к лесу. Здесь течет ручей, через который перекинута доска. Идите по доске. Мы вошли в лес, где много грибов и ягод - осмотритесь. Теперь мы отдохнем и перекусим. Достаньте из рюкзаков завтраки, которые вам дала в дорогу мама, и перекусите. А я буду угадывать, что вы «едите».
Занятие № 8
Цели и задачи: 1. Учить контролировать свое поведение, управлять движениями;
2. развивать внимание, память, образное мышление детей.
3. помочь детям научиться более свободно выражать свои эмоции, научить детей положительно воздействовать на настроение других людей.
Приветственное упражнение «Аплодисменты»
Инструкция: давайте поприветствуем друг друга, каждый по очереди выходит в центр круга, а мы дружно поаплодируем этому человеку.
а) «Покажи движение».
Инструкция: Психолог читает стихотворение и просит детей показывать то, что они слышат:
Громко топаем ногами,
Сильно машем мы руками,
На одной ноге поскачем,
Нарисуем рукой мячик.
Сядем ровно на подушку,
Ладонями закроем ушки,
Тихо посидим немного,
Встанем и поднимем ногу.
Психолог предлагает вспомнить приятные слова, которые услышали сегодня, а затем благодарит детей за то, что они были внимательными и добрыми.
б) «Где мы были, мы не скажем»
Инструкции: Водящий, которого выбирают дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с педагогом договариваются, кого или что они будут изображать. Затем входит водящий и говорит: «Расскажите, где вы были, что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» (если они договорились изображать действие) или «Кого видели, покажем» (если они изображают животное) т. д. В процессе игры педагог помогает детям найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.
в) «Смешилки»
Инструкция: При помощи считалки выбирается один ребенок-водящий. Если это девочка, она будет играть роль царевны Несмеяны, если мальчик - роль принца Грустина. Другие дети должны рассмешить этого ребенка. Водящий изо всех сил старается не рассмеяться и не улыбаться. Запрещено дотрагиваться до водящего руками. Если ребенок не смог рассмешить водящего, то в игру вступает другой ребенок, если водящий улыбнулся или рассмеялся, то рассмешивший становится новым водящим. Игра продолжается до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Педагог должен следить, чтобы в игре принимали участие все дети, чтобы застенчивые игроки не оставались в стороне, а их участие в игре не становилось формальным. Желательно, чтобы все игроки смогли побыть в роли царевны Несмеяны или принца Грустина.
Занятие №9
Цели и задачи: 1. повысить самооценку детей, научить их видеть положительные стороны в других людях;
2. развитие невербальных средств общения, развитие памяти;
Приветственное упражнение «Аплодисменты»
Инструкция: давайте поприветствуем друг друга, каждый по очереди выходит в центр круга, а мы дружно поаплодируем этому человеку.
а) «Потому что ты хороший»
Инструкция: педагог предлагает детям разделиться на пары. Желательно, чтобы в каждой паре были дети, которые дружат между собой. Педагог дает детям подумать 2-3 минуты и определить, какая черта напарника больше всего нравится ребенку. Каждый игрок говорит своему напарнику: «Я хотел бы быть таким, как ты, потому, что ты.» и далее называет причину - то качество ребенка, которое он считает у этого ребенка самым выдающимся и замечательным. Затем отвечает его напарник - повторяет ту же фразу, только указывает другую черту характера. Каждая пара принимает участие в игре. Педагог может помочь детям, если у них возникают затруднения.
б) «Кинолента»
Инструкция: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий - повторить первые два слова и сказать свое, четвертый - повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.
в) «Угадай, что я делаю?»
Инструкция: Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только музыка заканчивается, ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают их (собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.).
Занятие №10
Цели и задачи: 1. дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку про животных;
2. развивать наблюдательность, память;
3. развивать логику, творческие способности; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Приветственное упражнение «Аплодисменты»
Инструкция: давайте поприветствуем друг друга, каждый по очереди выходит в центр круга, а мы дружно поаплодируем этому человеку.
а) «Сам себе режиссер»
Инструкция: «Режиссер - это руководитель, организатор номера или спектакля, или циркового выступления артистов». Один ребенок (по желанию) берет на себя роль режиссера. Он набирает артистов, придумывает сценку, использует реквизиты, костюмы. Остальные ребята, не занятые в сценке, придумывают свои сценки.
б) «Кто из нас самый наблюдательный?»
Инструкция: Выбирают водящего, который внимательно осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит, запоминает позы игроков. Водящий выходит из комнаты. Ребята меняются местами; изменяют позы, переобуваются; обмениваются кофточками, сумочками, ленточками, платочками, шарфиками. Входит водящий и ищет изменения. Чем больше изменений он находит, тем лучше, тем он наблюдательнее.
в) «Доктор Айболит»
Инструкция: Педагог зачитывает следующие строчки:
Добрый доктор Айболит! И жучок, и паучок,
Он под деревом сидит. И медведица!
Приходи к нему лечиться, Всех излечит, исцелит,
И корова, и волчица, Добрый доктор Айболит!
Роль доктора берет на себя педагог. На нем белый халат, шапочка, в кармане трубка. Дети выбирают куклы пальчикового театра и подходят к доктору Айболиту. Голосом выбранного персонажа просят полечить лапку, носик, животик.
По ходу игры педагог (Айболит) задает вопросы, побуждая детей живо и эмоционально включаться в игру.
Методические рекомендации:
1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос при затруднениях задавайте ему наводящие вопросы;
2. Используйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала;
3. Организовывая групповую работу или работу в парах, напомните детям о правилах ведения дискуссии, беседы;
4. Научите ребенка самого начала задавать уточняющие вопросы по материалу («Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда?» и т. д., переспрашивать, уточнять;
5. Изучайте и учитывайте жизненный опыт дошкольников, их интересы, особенности развития;
6. Сформируйте у детей навыки совместной игры на уровне продолжительных отношений, умении развивать сюжет игры, переходя от бытовых сюжетов к общественным и производственным;
7. Привлекайте детей к исполнению в игре различных ролей, побуждайте действовать в соответствии с ролью;
8. Учите действовать в воображаемых ситуациях с использованием разнообразных предметов-заменителей;
9. Сформируйте умение пересказывать содержание игры, высказывать отношение к персонажам;
10. Используйте игру в воспитании положительных личностных качеств.
Список использованной литературы
1. Абрамян Л. А., Антонова Т. В., Артемова Л. В. и др. Игра дошкольника: учебник. Под ред. С. Л. Новоселовой. М. : Просвещение, 2012. 158 с.
2. Бакина М. А. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. 2005. №4. М. С. 58 -61.
3. Ермолаева М. Е. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. 2007. 129 с.
4. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов н/Д. : Феникс, 2006. 151 с.
5. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность // Популярное пособие для педагогов и родителей. Ю. В. Касаткина. Ярославль: Академия развития, 2013. 429 с.
6. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М. : Просвещение, 2010. 93 с.
7. Михайленко Н., Н. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. Линка-Пресс, 2009. 96 с.